.
Орлова Елена 

Князь Курбский: «государев изменник»
(русский вольнодумец в эмиграции)

     Царю, некогда светлому, от Бога «прославленному - ныне же, по грехам нашим, 
омраченному адскою злобою в сердце, прокаженному в совести, тирану безпримерному. 
Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе Богом для борьбы 
с врагами, различным казням предал?..
     ...Какого зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких грехов и измен не возвел на 
меня!.. Но обо всем вместе скажу: до конца всего лишен был и из земли Божьей тобою без 
вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою - непримиримой 
ненавистью.
     ...Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли, и 
истреблены тобою без вины, и заточены и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, 
гордясь словно суетной победой: казненные тобой, у престола Господня стоя, взывают об отмщении тебе...
     ...А письмишко это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем, 
как идти с тобой на суд Бога моего...»
     Князь Курбский писал царю Ивану. Бывший государев любимец бежал в Литву. Ответ 
Ивана был язвителен и груб. «Я читал и разумел твое послание. Яд аспида в устах 
изменника, слова его подобны стрелам...
     Зачем ты, князь, если мнишь себя благочестивым, отверг свою душу?.. Ради чего за тело 
душой пожертвовал?..
     ...Не полагай, что это справедливо - разъярившись на человека, выступить против 
Бога. Или мнишь, окаянный, что убережешься? Нет уж! Если тебе придется вместе с ними 
воевать, тогда придется тебе и церкви разорять, и иконы попирать, и христиан убивать...
     ...И совершенно ослеп ты в своей злобе, не способен видеть истину: как мнишь себя достойным стоять у престола Всевышнего... и своими руками заклать жертвенного агнца 
для спасения мира, когда все это вы же попрали со своими злобесными советниками, намжесвоимзлолукавым коварством многие страдания принесли? Вы ведь еще со времен 
моей юности, подобно бесам, благочестия нарушали и державу, данную мне от Бога и от 
моих прародителей, под свою власть захватили...
     ...Что ты, собака, совершив такое злодейство, пишешь и жалуешься?..
.     ..Почему же ты взялся быть наставником моей душе и моему телу? Кто тебя поставил 
судией или властителем надо мной?
     ...Зачем же и самодержцем называется царь, если сам не управляет?.. Нам не подобает слушаться управителей и наставников...»
      Так началась эта удивительная и блистательная переписка.
      Грозный и Курбский. Почти ровесники. Оба - разносторонние в дарованиях, 
решительные - в политической борьбе, страстные - в делах.
     Друзья детства. Год 1547. Иван женится и венчается на царство. Тогда же исторические летописи впервые упоминают Андрея Курбского. Князь участвует в дворцовых 
церемониях. Знатен. Ведет родословную от Владимира Мономаха. Царица Анастасия - 
его четвероюродная сестра.
     Во время похода на Казань в 1552 году занимает один из высших постов русской армии: второй воевода полка правой руки.
     Источники называют имя Курбского то на южных границах государства, оберегающего 
его от набегов крымского хана и ногайских мурз, то во главе полков в Среднем Поволжье, 
то участником похода на земли Ливонского ордена.
     Россия шестнадцатого века. 96 городов в начале столетия и 170 - в конце. В Москве - 
около ста тысяч человек. В Новгороде, Пскове - по тридцать тысяч. Осваиваются новые 
земли, появляются города-крепости: Волхов, Орел, Воронеж, Венев.
     Развиваются ремесла и торговля. Связь с западом - через Новгород и Смоленск. 
В 1553 году открыт морской путь в Англию через Белое море и Архангельск. С востока в 
Россию поступают китайские ткани, фарфор, драгоценности. На восток - меха, пенька, 
воск. Граница мирной жизни оканчивается за сто верст от Москвы. В это время вокруг 
московского царя образуется кружок приближенных лиц. Курбский называл их Избранной 
радой. Незнатные люди - Алексей Адашев, священник Сильвестр - соседствуют со 
знатью - Курбским, Курлятевым, Воротынским, Серебряным, Шереметевым.
     Рада - неофициальное учреждение, но в течение тринадцати лет фактически 
управляла государством. Иван ничего не предпринимал без совещания с Сильвестром 
и радой. Он еще напомнит об этом своему любимцу.
    Это время многие историки считают светлым периодом царствования Грозного. Рада проводила реформы, упорядочивала законы и управление страной, расширяла источники поступления доходов в казну. Между прочим, потомкам удельных князей были 
возвращены конфискованные у них родовые вотчины и восстановлена свобода их 
завещания, уничтоженная Василием III.
     Летописец тех лет, близкий к раде Иван Пересветов считал, что положение людей на 
царской службе должно определяться не знатным происхождением, а их личными 
заслугами, что у царя должна быть сильная армия служилых людей для борьбы с 
внутренними противниками, что должно избегать засилья вельмож, их неправого суда и 
распрей между собой, равнодушия к интересам государства. Любопытные строки.
Члены рады поддерживали принцип единого государства под властью единого царя. Но - настаивали на своем участии в этой власти.
     По существу, правительство Адашева проводило политику компромисса между боярами 
и царем. Первый шаг - созыв в феврале 1549 года так называемого собора примирения - 
собрания бояр, высшего духовенства, московского дворянства. Земский собор 1549 года 
в Москве открылся речью Ивана Грозного. Несомненно, под влиянием рады он начинает обновление с самого себя. Он «бьет челом о своем согрешении», обещает исправиться и 
зовет к исправлению и примирению. Моральный элемент любопытен во всех 
правительственных мероприятиях. Цель реформ - общее благо, ограничение власти 
наместников, введение присяжных в их суд, пересмотр Судебника. Власть выступает с ярко выраженными чертами гуманности, с заботою об общем благоденствии. Блеском побед 
отмечен этот период правления рады. Пала Казань. Среднее Поволжье закреплено за 
Москвой рядом крепостей. Волжское побережье до Астрахани стало русским. В 1556 году 
взяли Астрахань. Выход в Каспийское море, на азиатские рынки - в полном распоряжении Москвы. Внезапно царь заболевает. Члены кружка Адашева и Сильвестра отказываются 
целовать крест младенцу Дмитрию, как того хотел Иван: они обратили свои взоры на двоюродного брата царя Владимира Старицкого. Однако царь выздоровел, узнал об этом - 
и оценил. И без того уже тяготившая его опека стала ненавистной.
     Впервые царь разошелся с радою по вопросу о войне: он обернулся на запад, а рада 
упорно его поворачивала на юг. Острое столкновение Ивана с радой в вопросе о войне сЛивонией стало началом разрыва: рада предлагала разгромить Орду, Иван решил иначе.
Началась Ливонская война. В начале 1558 года московские войска опустошили Ливонию 
до Ревеля и Риги. Весною взяли Нарву, в июле - Дерпт. В 1559 году русские войска 
проникли в Курляндию. В 1563 году взяли Полоцк. Началась длительная борьба за 
Балтийский берег, которая шла до 1583 года.
     В это время Курбский проводит смотры служилых людей в Муроме, занимается 
наделением их поместьями. В 1556 году, в двадцать восемь лет ему пожалован сан боярина. 
А в 1560 году Курбский достигает вершины своей военной карьеры - он назначается 
первым воеводой большого полка и становится во главе армии, действовавшей вЛивонии.
Однако летом этого же года царь удаляет от двора Адашева и направляет его воеводой в Ливонию, где тот вскоре умирает от «огненного недуга».
     7 августа 1560 года умирает царица Анастасия. Окружение царя пустило слух, что царицу «извели» Сильвестр и Адашев. Царь, казалось, поверил. На 1562 год приходится ссылка Сильвестра. Начинаются расправы с родственниками и сторонниками рады. Среди 
последних - князь Курбский.
     Эти годы его жизни в России наполнены ожиданием кары. Опала следовала за опалой. 
В 1563 году он оказывается всего лишь вторым воеводой сторожевого полка. Затем его еще понижают, сделав городовым воеводой в Юрьеве. В этом городе закончил жизнь Алексей Адашев. Мрачное совпадение.
     30 апреля 1564 года, предчувствуя неизбежность смертной казни, князь бежит в Литву.
Из подробностей о его бегстве известно, что он получил два письма. Одно - от короля Сигизмунда-Августа, другое - от сенаторов Николая Радзивилла и Евстафия Воловича. 
Король и вельможи приглашают князя в Литву. Король обещает свои милости, Радзивилл уверяет, что князю будет дано достойное содержание. Так, стараниями Радзивилла, 
Курбский из врага Литвы стал ее знатным обывателем...
     Грозный ценил Курбского. И как заслуженного воеводу, и как ближайшего советника, 
и как друга. Измену его переживал тяжело. Был в ярости. Возненавидел его больше других, 
потому что любил сильнее других.
     Массовые казни давно уже вызвали бегство бояр в чужие земли. «Москва цепенела в 
страхе. Кровь лилась, в темницах, в монастырях стонали жертвы», - писал Карамзин. Ужас 
гнал россиян в чужие земли. Среди них известные воеводы Дмитрий Вишневецкий, 
Алексей и Гаврила Черкасские. Но Курбский?!.
 

.

.
Ивану Грозному доносят о приходе  Курбского с литовскими войсками в Польшу
___________________
Миниатюра из Синодального 
списка Лицевого свода
Пойманный воеводами Василий 
Шибанов сообщает "изменные дела" Курбского
_________________
Миниатюра из Синодального 
списка Лицевого свода

     Сам князь писал, что бежал, опасаясь расправы и что тот, кто «прелютого ради гонения 
не бегает», подобен самоубийце. Но князь не захотел молча расстаться с Иваном: вызвал 
царя на словесный поединок. 
     Он обвиняет Ивана в отходе от всего, что прежде составляло его славу и приносило 
пользу Отечеству. В своем ответе царь исчерпывающе изложил кредо самодержца: неограниченность власти и воли монарха, полное подчинение его воле всех его подданных - лишь царю ведомо, что для них долг, а царству - благо. Перечислил он и все обиды, которые претерпел от бояр, в том числе от лидеров Избранной рады. «Доселе властители российские 
были вольны, независимы, жаловались и казнили своих подданных без отчета. Так и будет!» 
В чем же суть спора царя и опального боярина? Курбский построил свое краткое и изящное послание в основном на вопросе: зачем царь казнил воевод. Царь, волнуемый гневом - и, кто знает, может, и внутренними укорами совести, - отвечал. Ответное послание Грозного 
почти в 20 (!) раз больше письма Курбского. Оно составляет в подлиннике целую книгу, исполнено изречениями из Ветхого и Нового Завета, историческими свидетельствами, 
грубыми насмешками.
     В основе полемики - вопрос о том, кто верен заветам начала царствования Ивана, а кто 
стал им «сопротивен».
     Похоже, если бы царь чувствовал себя правым во всех деяниях, он не стал бы 
оправдываться в послании к «государеву изменнику».
     Чего хотел Иван? Оправдаться? Вернуть Курбского? Кто знает, что его больше тревожило. 
Но обвинения Курбского жалили царя, князь писал то, что никто не мог высказать лично.
Расхождения в трактовке событий Грозного и Курбского понятны. Царь активно использует 
идею самодержавной власти. Право на оценку своей деятельности он признает только за 
Богом. Российское государство - его вотчина. Рада ему мешает. 
     Курбский положительно оценивает деятельность рады. Главный его аргумент - та польза, которую принесла рада. По своим взглядам, он - ученик Максима Грека. Российское 
государство - не вотчина московских князей, а общественный организм, все части которого необходимы друг другу, хотя и неравны по значению. Наиболее точное отношение 
Курбского к государству выражает термин «общая вещь» (перевод латинского res publica - 
общая вещь, общее дело). В своем труде «История о великом князе Московском» он пишет, 
что Адашев «общей вещи зело полезен был». Польза для «общей вещи» - универсальный 
критерий в оценке им политических сил.
    

На этом же основано и отношение Курбского к царю. Он признает божественное происхождение царской власти, но считает, что бог «поставляет» царя не ради его личности, 
а ради его «подвластных», ради выполнения судебно-административных и военных функций. «Цари, - отмечает он, - ничего ради другаго, но точно ради того и помазаны бывают, еже 
прямо судити и царства, врученные им от Бога, обороняют и от нахождения варваров». Подданные - не «пассивные холопы». Доказательством тому Курбскому служит его теория о «мудрых советниках». Князь призывает Ивана «искати доброго и полезного совета», причем 
«не токмо у советников, но и у всенародных человек, понеже дар духа дается не по богатству внешнему и не по силе царства, но и по правости душевной».
     Призыв к единению царя и всех подданных в интересах государства - вот что Курбский считает сутью своего обращения к Ивану.
    Князь обосновывает свободную волю - возможность выбирать между плохой и хорошей деятельностью, где разум - основание для выбора, а совет - форма проявления разума в общественной жизни. Именно тут у него выступает на первый план право выбора между 
добром и злом. Он усматривает причину упадка или процветания государства в смене нравственной атмосферы в обществе, где главную роль играет монарх.
     Испорченность поражает общество «с головы»: Курбский говорит об этом на примере польской Речи Посполитой, где король в играх, маскарадах и за картами забыл о 
необходимости служить государевому благу.
     Князь считает, что во всех переменах в жизни русского общества находится самовластная деятельность конкретного исторического лица. И потому те обвинения, что он бросил в 
своих посланиях царю, нашли логическое продолжение в «истории о великом князе 
Московском», где в первой части рассказывается о царствовании Ивана, а во второй - о мучениках-жертвах царя и опричников.
    Итак, цель у Курбского и Грозного - одна: сильное Московское государство и истинное христианство. Но вот пути достижения - разные.
     Герцен наметил, что «Москва спасла Россию, задушив все. что было свободного в русской жизни». Отсюда - бегство Курбского.
     Конечно, не только в России самодержавие утверждалось кровавыми методами: вспомним войну Алой и Белой розы в Англии, абсолютизм Карла IX во Франции.
     Грозный сеял семена жестокости. Пытки, костры и плахи становились привычными. Как 
и равнодушие к чужим страданиям.
     Итог этой политики для царя и России был мрачен: убийство старшего сына, загадочная 
смерть младшего, самозванство, ужасы смутного времени...
     ... Отъезд Курбского напугал Ивана. И он придумал невиданный спектакль: добровольно оставить трон и покинуть Москву. Но эта игра имела большой политический смысл.
     Царь уехал в Коломенское, потом - в Троице-Сергиев монастырь, затем - в 
Александровскую слободу. Через месяц прислал две грамоты в Москву.
     Первая, «гневная», была адресована митрополиту Афанасию. В ней царь описывал все боярские беззакония. Вторая, «слезная», предназначалась «посаду, всем людям». В ней Иван заверял московских людей, что «гневу на них и опалы нет».
     По словам Карамзина, отъезд царя ошеломил Москву. Столица пришла в ужас. Безначалие казалось страшнее тиранства. «Пусть царь казнит лиходеев: в животе и смерти воля его, но царство да не останется без главы!» - молил царя народ. Извечная боязнь...
     И вот царь торжественно въезжает в Москву. Но на определенных условиях: отныне 
казнить и миловать он будет только по своему усмотрению. Вид его изумил всех. На лице отражалась мрачная свирепость, взор угас, все черты исказились. Начались казни мнимых изменников и опала других, ссылка в монастырь принималась как милость. Засияла звезда Малюты Скуратова. Появилась опричнина.
     «Москва цепенела в страхе. Кровь лилась, но... тиранство еще созревало: настоящее 
ужасало будущим!» - оценивал Карамзин.
     Жена, сын и мать Курбского умерли в Москве в темнице. Царь истребил всех его 
ярославских родственников и отнял их имения.
     «Обычай у московских князей издавна желать братий своих крови и губить их убогих ради окаянных вотчин, ненасытства ради своего» - с горечью заключил Курбский.
     Получив ответ, князь Андрей подверг критике стиль царя, назвав его 
«широковещательным и многошумящим». Но пока полемику продолжать отказался, 
мотивируя это тем, что «не достоит мужем рыцарским сварится аки рабам». И возлагал 
надежды на божий суд. Его «краткое отвещевание» однако доходит до царя лишь много лет спустя.
     События между тем не стояли на месте. Князь Курбский принимает участие в военных 
походах против России. Бегство - не всегда измена. Но князь пошел войной. Против царя? 
Против России? Что толкнуло его на это? Можно только предполагать...
     Среди трагических событий Иван часто вспоминает Курбского и внутренне с ним полемизирует. Во всяком случае спустя 13 (!) лет после взятия русскими Вольмара, откуда Курбский направил ему первое послание, царь возобновляет переписку. С отпущенным из русского плена гетманом он отправляет свое второе послание. По его мнению победа, одержанная русскими в 1577 году, уже после опричнины, должна была доказать 
правильность выбранного им курса неограниченного самодержавия и божественное 
одобрение его действий.
     Измена князя не дает покоя Ивану. Когда начались переговоры с Литвою, царь повелел 
гонцу: «Если спросят про Андрея Курбского, для чего он от государя побежал, то отвечать: государь было пожаловал его великим жалованием, а он стал делать государю изменные 
дела, государь хотел было его наказать, а он государю изменял, но это не диво, езжали из государства и не в Курбского версту, да и те изменники государству московскому не сделали ничего: божьим милосердием и государя нашего здоровьем Московское государство не без 
людей. Курбский государю нашему изменил, собакою потек, собацки и пропадет». Иван не 
был уверен в однозначной оценке бегства князя...
     Он не раз выдвигал требования выдать Курбского обратно. Но все эти предложения 
Ивана были отвергнуты. Князь Курбский оставался в Литве.
     Победа русских между тем сменилась поражением, и теперь уже Курбский вновь берется 
за перо. В 1579 году польский король Стефан Баторий взял Полоцк, который в 1563 году 
завоевал Курбский для Ивана. Под впечатлением этих событий князь пишет третье послание царю.
     Он горит желанием вызвать новую перемену во внутренней политике царя. «Помяни 
первые дня, - взывает он к царю, - возвратися!»
     Это послание осталось без ответа. Стефан Баторий теснил русские войска. Тут было не до писем.
     В конце 20-х годов XVII века переписка Грозного с Курбским получила широкое распространение. Она отражала не только личные настроения авторов, но и воззрения «достаточно широких читательских кругов».
     Люди и дело, права и ответственность - об этом спорили веками. Курбский служит идее, 
а не лично государю. «В его лице московский боярин отказывается сложить свое 
человеческое достоинство к ногам государя», - считает Плеханов.
     Положение перебежчика всегда двойственно. Князь - с одной стороны - гуманист и приверженец «общей пользы». С другой - участник походов на Россию. Служа идее, помогал врагам Отечества? Патриот? Антипатриот? Морально это или аморально? В том-то все и 
дело, что князь чувствовал потребность оправдаться. В душе он понимал, что преступил грань дозволенного.
     На поиск нового господина отправлялись многие. Вспомним шведов и немцев на службе Петра и их участие в его походах, французов - при дворе Александра I и их победы в войне 
с Наполеоном. В разные времена и разные эпохи эмигрант не мог оставаться нейтральным. Пришел к нам — служи нам.
     А как же теория о свободной воле? Возможность выбора между добром и злом?
     Но тогда - где грань между служением Отечеству и его властелину? Делу и собственной выгоде? Когда, в какой момент переходишь в стан врага?
     Историки считали, что Иван - новатор, а его оппонент - «защитник старины». Но вопрос 
в том, что именно внес Иван в Московское государство. «Введенная им новизна означала 
полное уничтожение всего того, что так или иначе задерживало превращение жителей Московского государства в рабов перед лицом государя, совершенно бесправных», - 
приходит к выводу Плеханов.
     Но был ли «московский абсолютизм» единственным средством спасения России? 
Историки не дают однозначного ответа. Соловьев писал, что «характер, способ действия Иоанновых исторически объясняется борьбою старого с новым», но что «странно смешение исторического объяснения вещей с нравственным их оправданием». Можно объяснить и 
отъезд Курбского. А оправдать его действия? Всегда ли цель оправдывает средства?
Жестокосердие Грозного не лишило его ореола «благочестивого» и храброго самодержца. 
В числе его поклонников были и «тишайший» царь Алексей Михайлович, и Петр I.
Публицисты семнадцатого века исходили из идеала «просветленного православия» и 
спорили о том, какие государственные формы соответствуют этому идеалу. И здесь из 
переписки Курбского и Грозного оппоненты черпали подтверждения своим тезисам.
Грозный запальчиво отстаивает убеждения неограниченного самодержца - переубедить его невозможно. Он писал, как говорил. За его письмами стоит реальная власть, реальная 
жестокость, реальная насмешка. Он способен привести в исполнение свои угрозы.
Курбский - сторонник другой теории. Кроме того, ему нужно оправдаться в глазах 
общественного мнения. Но прежде всего - в своих собственных. Князь цитирует не только 
отцов церкви, но и античных авторов. Он предстает человеком западной цивилизации и 
одним из главных достоинств письма считал его краткость. Он был мастером находить 
нужные слова и определения. Он назвал первое послание Грозного «широковещательным 
и многошумящим» - и это выражение осталось в науке. Курбский доказывал, что его 
отъезд - вынужденный шаг человека, подвергшегося на родине гонениям. Конфликт с царем приобрел значение борьбы между двумя идеалами управления государством. Поэтому эта переписка открывает целую эпоху в русской истории.
     Менялись взгляды на правление Грозного и, соответственно, на поступок Курбского. Карамзин считал, что правление рады было полезным, декабристы признавали, что 
Грозный был только «тираном Отечества», а Кавелин и Соловьев, наоборот, провозгласили Ивана идейным борцом за государство, противником знати. Белинский рассматривал деятельность Грозного как продолжение политики по созданию государства его деда. 
«Великий в добре и зле», «падший ангел» - так называл он царя. Герцен считал, что тиранию можно оправдать государственными целями. Чернышевский резко критиковал первого самодержца. Ключевский вообще смотрел на бояр как на одну из сил, созидающих русское государство.
     Кто же после этого князь Курбский? «Государев изменник»? Реформатор? Вольнодумец?..
Как сложилась его судьба на чужбине? Он получил обширные имения от 
Сигизмунда-Августа. Женится на богатой княгине Голштинской (но брак был несчастлив, 
жена пыталась отравить князя). Не без помощи короля он получает развод и женится на 
небогатой княгине Александре, которая родила ему сына и дочь. Но в этот момент он 
лишается высокого покровительства - новый король Стефан Баторий считал его рядовым данником.
     Курбский пробовал свои силы в литературе и оставил после себя «Историю о великом 
князе Московском». Основное его занятие в Литве - обширная деятельность по защите православия в западно-русских землях и выступление против униатства - это единодушно отмечали историки и летописцы.
     Он прожил в Литве 19 лет. О его храбрости слагались лtгенды. Его увлекала идея 
прогресса. В 1569 году Польша и Литва слились в одно государство. Были торжественно объявлены ограничения власти короля и неприкосновенность личности свободных людей. 
Это было то, о чем мечтал князь.
     Но все это нt на Руси. Курбский томится на чужбине. Как господин, он был ненавидим 
своими слугами, как сосед - самым несносным, как подданный - самым непокорным слугой короля.
     Внешне он почитался польской знатью, ему оказывали знаки внимания, превозносили 
его храбрость и военное мастерство. Но внутренне - презирали его. Нашептывали королю: «Продал один раз - и второй раз продаст!» Итак, «единожды солгавши - кто тебе поверит»...
Мужество или трусость - отъезд за границу? Подвиг или измена? Извечные вопросы 
эмигранта. Трудно оставаться самим собой в этой непростой ситуации.
     Князь переводил Иоанна Златоуста и восставал против деспотизма. Но себе позволял злоупотребления, не менее чудовищные, чем те, в которых обвинял Ивана. Говорят, он 
сажал евреев в темницы, наполненные водой с пиявками. А в 1582 году крестьяне его 
владений открыто заявили жалобу на своего господина. Жалоба была признана 
справедливой, и Курбский заплатил штраф за суровое обращение с крестьянами. Князь 
вздорил со всеми. Он постоянно противился всякой власти, особенно гневался, когда ему приходилось платить налоги.
     Свобода, к которой он стремился, понималась им только применительно к своему 
сословию. Курбский предстает двойственной фигурой: мудрый в государственном плане 
и - мелочный в житейском. Бывает и так...
     Живя в Ковеле, он постоянно думал о России, ловил новости о здоровье Ивана. Надежда 
на скорый конец тирана - утешение гонимых.
     Через несколько лет после смерти Курбского имение его было возвращено в казну. 
Потом Стефан Баторий подарил эти земли своему любимцу и тот прогнал жену Курбского с малолетними детьми. Сын князя - Дмитрий - перешел в католичество и служил 
королевским судьей во Владимире-Волынском, а потом - в Кракове. В конце концов, семья Курбских вернулась в Россию, вновь приняла православие, но после 1771 года следы ее теряются... ...Князь Курбский умер на заре, шестого мая 1583 года. Отроду ему было 55 лет. Следом, менее чем через год, не стало и Ивана...
     Годы смешали любовь и ненависть, а переписка Грозного и Курбского по-прежнему 
актуальна. Когда страдания становятся невыносимыми, всякая перемена кажется благом, 
даже если она ухудшает положение. Родину начинаешь ценить только тогда, когда ее 
утратишь.
     А если бы Курбский остался?.. Что тогда? Кто выиграл бы? Кто проиграл? Взялся бы за 
перо Иван, казнив опального князя? Сосланный в монастырь, изложил бы Курбский свои взгляды? Как развивалась бы борьба идей? Кто знает...
     Цель историка, по словам Спинозы, «не плакать и не смеяться а понимать»... 
_____________________________________________________________________________________________
п