.
   Древо Познания–Лестница Яакова–Вечный выбор.

     Если бы меня спросили, как описать необходимость выбора литературно, то я – не 
задумываясь – показала бы на самую красивую метафору всех времён, на Древо Познания 
Добра и Зла. Из-за него, собственно, и началась наша история. Здесь, в этом образе, 
заложено всё: зримый образ разветвляющегося древа, желание человека идти путём 
«проб и ошибок», изначальная наша греховность… 
     Вот пример строк, где метафора Выбора «прорывается» к нам, буквально пытается 
сломать неумение (или нежелание) прочесть текст: в начале Бытия, в самой первой главе, 
описывается процесс Творения. Последуем за ним. Понятие «вечер» и понятие «утро» 
вводятся в Берешит 1:8 (запомните восьмёрку! На иврите она обозначена буквой «хет»
в иврите идентичной понятию «грех»). Понятия эти означают противоположные 
ощущения, Тьму и Свет, причём, первым упоминается именно вечер. Берешит 2:7-8 
описывает процесс «оживления» человека и одновременное создание райского сада 
(опять под буквой «хет», под цифрой 8). А Берешит 3:8 («хет») рассказывает о вполне 
сознательном выборе Адама и Евы. Почитаем вместе.
     И услышали Голос Господа Б-га, ходящего в раю во время прохлады дня; и 
скрылся Адам и жена его от лица Господа Б-га между деревьями рая.
     Итак, первый выбор – сознательный, после «прозрения» и после знания, что есть 
Добро и что есть Зло, сделан, и сделан он в пользу Зла, неправды, попытки сокрытия 
истины.
     Неудивительно теперь, что и следующий страшный грех – первое убийство – 
совершается в главе Берешит 4:8. Каин выслушивает Всевышнего, предлагающего ему 
выбор и решение проблемы:
     если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, 
то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
     И Каин делает свой выбор, дорожка-то проторена родителями. Авель становится 
первым невинно убиенным, и механизм выбора между Добром и Злом начинает 
приобретать признаки шаблона.
     Отступим от первой главы Торы и перенесёмся в заключительную книгу «Дварим», 
главу 28 (!!!), где великий пророк Израиля, поводырь, человек, стоявший «лицом к лицу» 
с Б-гом, рассказывает сынам Израиля о том, что именно от выбора «с Б-гом или без Него» 
зависит будущее Израиля.
     Предполагаю, что прочитавший этот текст подумает (я – подумала), что будущее 
израильтян заранее предопределено, Моисей распределяет смысловую нагрузку крайне 
неравномерно, уделяя огромнейшее внимание описанию будущих бед израильтян, текст
«кричит» и «плачет», описывая прелюдию к рассеянию и само рассеяние. В то же время 
альтернативной возможности «гладкого развития событий» отведено эпизодическое 
проговаривание.
     Главы 28 у трёх основных пророков Исайи, Иермии, Иезикииля повествуют о том же 
самом, закрепляя понятие свободы выбора и показывая – метафорически, к чему приводит 
выбор пути Зла… Но – не упустим этого – в итоге пророчество рассказывает о спасении – 
грядущем, несмотря ни на что, и лейтмотив этот появляется в каждой схеме. Изгнание из 
рая сопровождается заботой о падших, Всевышний инструктирует их, подготавливает к 
тяготам жизни и даже одевает в кожаные одежды… Каин (кстати, рождённый перед 
Авелем, грех рождён раньше добродетели), по совершении греха оберегаем, убить его 
нельзя, он плодит потомство и, собственно, нить его не прерывается, напротив – 
умножается и крепнет. Тут и возникает вопрос: для чего нужен столь тщательно 
повторяемый лейтмотив греха? Ответ я получаю в эпизоде, наиважнейшем для израильтян.
     Изложен этот эпизод в Берешит 28 (теперь эта цифра не удивительна, не правда ли…). 
Исаак выбирает Иакова, благословляет его, даруя право первородства. Вся эта операция – 
следствие сознательного обмана, задуманного Ревеккой (опять женщина) и исполненного 
мужчиной (неудивительно). Выбор этот привёл к благословлению народа грядущего и 
утверждению его роли в веках. Столь великолепный итог – следствие обмана?! Что ж, 
скажу я вам, недаром в самом начале Пути был введён этот алгоритм, словесное 
описание блок-схемы: «выбор между Добром и Злом» – «выбор Зла человеком» – «демонстрация последствий Зла» – «осознание содеянного человеком» – 
«Божественное Добро и Спасение».
     Кстати – ремаркой – замечу, что Исав (Эдом) – брат Иакова, и его потомки именуются 
словом адомим – эдомитяне, (пример тому: «Не гнушайся эдомитянина, ибо брат он 
тебе...» («Дварим», 23:8)), а потомки Иакова стали ам сгула(избранный народ)… На иврите 
адом = красный, а сэгол = фиолетовый, и, возвращаясь к теме утончения метафоры и 
проявления формулы, могу сказать: идея моего земляка Бориса Каминского о том, что 
можно привнести в комментарии по Исаву и Иакову тему спектра цветов (луч белого 
света, проходя сквозь стеклянную призму, разлагается на спектр, содержащий семь 
основных цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый и красный) 
кажется вполне закономерной. Ведь красный и фиолетовый цвета находятся на разных 
полюсах спектра, но в «круговороте цветов» красный плавно переходит в фиолетовый, 
они и «антиподы», и  неразделимые части белого света, 
символы начала и конца, соединённые навеки. 
     В этой же главе (Берешит 28) есть образ, о котором я не могу не написать, ибо для 
меня он стал явной квинтэссенцией Пути, превосходной метафорой, пригодной и для 
гуманитария, и для технаря. Это «лестница Иакова».

     И призвал Исаак Иакова и заповедал емy: «Не женись на дочерях Ханаанскиx, но 
пойди в дом Лавана, брата матери твоей, и возьми себе женy из его дочерей». И 
вышел Иаков из Беэр-Шевы, и пошёл в Харан. И пришёл на одно Место, и заночевал 
там, и yвидел Сон: вот Лестница установлена на Земле, но вершина касается Неба; 
и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И пробудился Иаков, и yбоялся, и 
сказал: «Как страшно Место это!»
     Хочется говорить и говорить об этом маленьком (вроде бы) эпизоде, но я постараюсь 
обозначить только то, что связано с нашей темой. Давайте запомним универсальность 
этого образа. Иаков спит, он заснул в единственно правильном месте (в том самом, 
дословный перевод  с иврита). Лестница ведёт к Б-гу, и я беру сейчас тот «подобраз» 
Лестницы (образ же очень многослоен), который связан с заранее построенной 
схемой-указанием, инструкцией прихода к цели.
     Представьте себе Лестницу… Это две параллельные линии, тем не менее соединённые 
между собой. Не будет одной из них – и распадётся Лестница, по ней нельзя будет 
подняться к Всевышнему. Добро и Зло взаимозависимы. Конечно, невозможно 
предположить, что Зло равноценно Добру, ведь лестница ведёт к Творцу, но это иная 
плоскость обсуждения… Каждый шаг вверх (или вниз) по этой Лестнице похож на 
предыдущий (расстояние между ступеньками одинаково), отличие только в одном – 
приближает

к Творцу или отдаляет от Него.
     А если вернуться к метафоре, которая становится формулой, то можно припомнить 
неевклидову геометрию (Лобачевского, Римана), по законам которой две параллельных 
линии сходятся в бесконечности (точка – аксиомно! – равняется бесконечности, а Творец 
бесконечен). Лестница ведёт от человека к Б-гу, параллели Добра и Зла сходятся в Высях 
Его и поступки наши судимы Им в бесконечной Точке Отсчёта.
     ТаНаХ пронизан напоминаниями о необходимости Выбора, и – равноценно – 
напоминаниями о причинно-следственной связи. Эта связь обозначена постулатом «мера 
за меру». Мы только что вспоминали Иакова, история его женитьбы – прекрасный пример 
к вышесказанному. Я хочу привести «вытяжку» текста, проследить за развитием событий 
в нужной мне плоскости.Ревекка (мать) планирует обман Иаковом (младшим близнецом) 
Исаака (отца) и неполучение Исавом (старшим близнецом) права первородства.
     Следствием этой цепочки событий становится новая цепочка:
     Лаван (отец) планирует обман Иакова с «помощью» Рахили (младшей дочери) и 
получение Леей (старшей дочерью) желанного права первой жены.
     При этом Ревекка и Лаван – родные брат и сестра, и – через цепочку последовательных 
действий – Ревекка получает свою «меру обмана», следствие задуманного ею замысла 
«брат обманет брата». Я далека от мысли выставить праматерь этакой обманщицей, и 
понимаю, что о первородстве Иакова она знала ещё будучи беременной, поэтому считайте 
мои определения наклеиванием ярлычка «обман»  для иллюстрации мысли.
     А вот ещё один ракурс этой идеи, у Хью Эверетта и его Мультиверса (не Юниверса!). 
Идея гласит следующее:
     «…свободы воли и права выбора у элементарной частицы действительно нет, а это 
означает, что в каждый момент времени совершаются не одно, а два или больше действий, 
допускаемых решениями волновых уравнений, и мироздание расщепляется на две или 
больше новых составляющих» В каком-то физическом процессе возможны не один, а два 
или несколько вариантов развития, то осуществляются в реальности все варианты без 
исключения. Но мы-то наблюдаем какой-то один вариант! Верно. Просто другие варианты осуществляются в другой вселенной. Каждый момент времени наша Вселенная 
расщепляется, а поскольку событий каждое мгновение происходит великое (в принципе – 
бесконечное) множество, то и расщепляется наш мир на великое (бесконечное!) множество 
почти неотличимых копий, каждая из которых развивается своим собственным путём. 
И потому на самом деле существует не одна Вселенная – та, что представлена нашему 
взору и сознанию, а великое множество вселенных. Работа эта с трудом пробивала дорогу 
в «ортодоксальной» физике, даже несмотря на то, что признаны были таким корифеем 
физической науки, как Джон Уилер, сам создавший в физике немало парадоксальных 
гипотез. Идея Мультиверсума, сейчас развиваемая в работах Дэвида Дойча и его 
последователей, является следствием идеи бесконечного ветвления физического 
мироздания, изложенной Эвереттом.
     (Фрагмент взят из работы Песаха Амнуэля «Всё сущее», я бы рекомендовала читателю 
этот интересный труд http://www.pereplet.ru/text/amnue15jun04.html).
     Мне было очень важно рассказать о Хью Эверетте именно сейчас, для того чтобы просто предположить следующее: суть – в том, что если у элементарной частицы нет иного выбора, 
кроме «предрешённого Выбора – двух или более действий», то мир, мироздание, человек 
действуют по этому же принципу. Мы, конечно же, не «раздваиваемся» зримо-физически, 
но вот незримо… Принцип причинно-следственной связи – краеугольный камень теории 
Эверетта. Сколько новых причинно-следственных цепочек мы породили? Сколько новых 
Вселенных возникло в момент принятия нами неисчислимых решений? Парадокс ли это? 
Нет. Замысел? Да. Метафора стала формулой. «По образу и подобию Б-га» может быть и 
концентратом идеи Эверетта, неким указанием на то, что человек строит вселенные, 
указанием на зависимость всего от нашего ежесекундного выбора. Недаром мы берём 
начало у Древа Познания Добра и Зла. И – может быть, это покажется странным – но идея 
важности выбора каждого человека не исключает, а усиливает концепцию гармоничного и 
бесконечного Творения, созданного Всевышнем. Творения, где мы, мир, мироздание – от 
элементарной частицы до Вселенной – подчиняемся Единому Закону Развития.
     Если припомнить начало эссе – отрывок, названный мною «хвалебной одой ивриту», 
в котором обсуждается идея архивированного файла, то разумно припомнить и тот 
факт, что Тора была записана Моисеем без промежутков, огласовок, знаков препинания. 
А значит… Вариантов для интерпретации может быть неисчислимое множество. 
Разбивка на главки и «наша» нумерация продиктованы для «этой Вселенной», а в иной – 
Текст тот же самый, но смысл его отличен и развитие событий несхоже с нашим. Ограничениями, этакими барьерами, могут служить пять конечных согласных, 
отличных по написанию от тех же согласных в начале или середине слова. Таким 
образом, Тора может быть названа универсальным текстом для Мультиверса, 
возможным в любое время любой реальности любой Вселенной.

     И поэтому мне необходимо сказать следующее:

     ТаНаХ – это учебное пособие, в котором есть Основной Учебник – Тора – и 
приложения – Пророки и Писание (Невиим и Ктувим). Пособие это дано человечеству 
с одной-единственной глобальной целью – научить ежесекундному выбору между 
Добром и Злом, осознанию причинно-следственных связей. Этот учебник по сути 
своей – учебная программа, в которой заложено всё то, что необходимо Человечеству 
на любом этапе его развития. В нём язык аллегории одновременен с языком реалии, семантическая структура идеальна и понятна как гуманитариям, так и технарям, 
человеку эпохи выхода из рабства Египетского и человеку, воспитанному на 
современных – и будущих – технологиях. Понимание Текста гарантировано 
любому человеку при одном условии: если он будет читать ЭТОТ текст раз за разом, 
возвращаясь к нему снова и снова, пытаясь вникнуть в глубинный смысл, 
дарованный Творцом, становясь при этом со-творцом, поднимаясь над уровнем 
твари. Человек должен ощутить себя стержнем Бытия, связующим звеном, без коего мироздание не придёт к идеально-завершённой форме, и тогда повсюду воцарится 
Хаос.

<....................>

_____________________________________________________________________________________________
п