.
Древо Познания–Лестница Яакова–Вечный
выбор.
Если бы меня спросили, как описать необходимость
выбора литературно, то я – не
задумываясь – показала бы на самую красивую метафору всех времён, на
Древо Познания
Добра и Зла. Из-за него, собственно, и началась наша история. Здесь,
в этом образе,
заложено всё: зримый образ разветвляющегося древа, желание человека
идти путём
«проб и ошибок», изначальная наша греховность…
Вот пример строк, где метафора Выбора «прорывается»
к нам, буквально пытается
сломать неумение (или нежелание) прочесть текст: в начале Бытия, в
самой первой главе,
описывается процесс Творения. Последуем за ним. Понятие «вечер» и понятие
«утро»
вводятся в Берешит 1:8 (запомните восьмёрку! На иврите она обозначена
буквой «хет»,
в иврите идентичной понятию «грех»). Понятия эти означают противоположные
ощущения, Тьму и Свет, причём, первым упоминается именно вечер. Берешит
2:7-8
описывает процесс «оживления» человека и одновременное создание райского
сада
(опять под буквой «хет», под цифрой 8). А Берешит 3:8 («хет»)
рассказывает о вполне
сознательном выборе Адама и Евы. Почитаем вместе.
И услышали Голос
Господа Б-га, ходящего в раю во время прохлады дня; и
скрылся Адам и жена его от лица Господа
Б-га между деревьями рая.
Итак, первый выбор – сознательный, после «прозрения»
и после знания, что есть
Добро и что есть Зло, сделан, и сделан он в пользу Зла, неправды, попытки
сокрытия
истины.
Неудивительно теперь, что и следующий страшный
грех – первое убийство –
совершается в главе Берешит 4:8. Каин выслушивает Всевышнего, предлагающего
ему
выбор и решение проблемы:
если делаешь
доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго,
то у дверей грех лежит; он влечет тебя
к себе, но ты господствуй над ним.
И Каин делает свой выбор, дорожка-то проторена
родителями. Авель становится
первым невинно убиенным, и механизм выбора между Добром и Злом начинает
приобретать признаки шаблона.
Отступим от первой главы Торы и перенесёмся
в заключительную книгу «Дварим»,
главу 28 (!!!), где великий пророк Израиля, поводырь, человек, стоявший
«лицом к лицу»
с Б-гом, рассказывает сынам Израиля о том, что именно от выбора «с
Б-гом или без Него»
зависит будущее Израиля.
Предполагаю, что прочитавший этот текст подумает
(я – подумала), что будущее
израильтян заранее предопределено, Моисей распределяет смысловую нагрузку
крайне
неравномерно, уделяя огромнейшее внимание описанию будущих бед израильтян,
текст
«кричит» и «плачет», описывая прелюдию к рассеянию и само рассеяние.
В то же время
альтернативной возможности «гладкого развития событий» отведено эпизодическое
проговаривание.
Главы 28 у трёх основных пророков Исайи, Иермии,
Иезикииля повествуют о том же
самом, закрепляя понятие свободы выбора и показывая – метафорически,
к чему приводит
выбор пути Зла… Но – не упустим этого – в итоге пророчество рассказывает
о спасении –
грядущем, несмотря ни на что, и лейтмотив этот появляется в каждой
схеме. Изгнание из
рая сопровождается заботой о падших, Всевышний инструктирует их, подготавливает
к
тяготам жизни и даже одевает в кожаные одежды… Каин (кстати, рождённый
перед
Авелем, грех рождён раньше добродетели), по совершении греха оберегаем,
убить его
нельзя, он плодит потомство и, собственно, нить его не прерывается,
напротив –
умножается и крепнет. Тут и возникает вопрос: для чего нужен столь
тщательно
повторяемый лейтмотив греха? Ответ я получаю в эпизоде, наиважнейшем
для израильтян.
Изложен этот эпизод в Берешит 28 (теперь эта
цифра не удивительна, не правда ли…).
Исаак выбирает Иакова, благословляет его, даруя право первородства.
Вся эта операция –
следствие сознательного обмана, задуманного Ревеккой (опять женщина)
и исполненного
мужчиной (неудивительно). Выбор этот привёл к благословлению народа
грядущего и
утверждению его роли в веках. Столь великолепный итог – следствие обмана?!
Что
ж,
скажу я вам, недаром в самом начале Пути был введён этот алгоритм,
словесное
описание блок-схемы: «выбор между Добром и Злом» – «выбор Зла человеком»
– «демонстрация последствий Зла» – «осознание содеянного человеком» –
«Божественное Добро и Спасение».
Кстати – ремаркой – замечу, что Исав (Эдом)
– брат Иакова, и его потомки именуются
словом адомим – эдомитяне, (пример тому: «Не гнушайся
эдомитянина,
ибо брат он
тебе...» («Дварим», 23:8)), а потомки Иакова стали ам сгула(избранный
народ)… На иврите
адом = красный, а сэгол = фиолетовый, и, возвращаясь к теме утончения
метафоры и
проявления формулы, могу сказать: идея моего земляка Бориса Каминского
о том, что
можно привнести в комментарии по Исаву и Иакову тему спектра цветов
(луч белого
света, проходя сквозь стеклянную призму, разлагается на спектр,
содержащий семь
основных цветов: фиолетовый, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый
и красный)
кажется вполне закономерной. Ведь красный и фиолетовый цвета находятся
на разных
полюсах спектра, но в «круговороте цветов» красный плавно переходит
в фиолетовый,
они и «антиподы», и неразделимые части белого света,
символы начала и конца, соединённые навеки.
В этой же главе (Берешит 28) есть образ, о
котором я не могу не написать, ибо для
меня он стал явной квинтэссенцией Пути, превосходной метафорой, пригодной
и для
гуманитария, и для технаря. Это «лестница Иакова».
И призвал Исаак Иакова и заповедал емy:
«Не женись на дочерях Ханаанскиx, но
пойди в дом Лавана, брата матери твоей, и возьми себе женy из его
дочерей». И
вышел Иаков из Беэр-Шевы, и пошёл в Харан. И пришёл на одно Место,
и заночевал
там, и yвидел Сон: вот Лестница установлена на Земле, но вершина
касается Неба;
и вот ангелы Б-жьи восходят и нисходят по ней. И пробудился Иаков,
и yбоялся, и
сказал: «Как страшно Место это!»
Хочется говорить и говорить об этом маленьком
(вроде бы) эпизоде, но я постараюсь
обозначить только то, что связано с нашей темой. Давайте запомним универсальность
этого образа. Иаков спит, он заснул в единственно правильном месте
(в том самом,
дословный перевод с иврита). Лестница ведёт к Б-гу, и я беру
сейчас тот «подобраз»
Лестницы (образ же очень многослоен), который связан с заранее построенной
схемой-указанием, инструкцией прихода к цели.
Представьте себе Лестницу… Это две параллельные
линии, тем не менее соединённые
между собой. Не будет одной из них – и распадётся Лестница, по ней
нельзя будет
подняться к Всевышнему. Добро и Зло взаимозависимы. Конечно, невозможно
предположить, что Зло равноценно Добру, ведь лестница ведёт к Творцу,
но это иная
плоскость обсуждения… Каждый шаг вверх (или вниз) по этой Лестнице
похож на
предыдущий (расстояние между ступеньками одинаково), отличие только
в одном –
приближает
к Творцу или отдаляет от Него.
А если вернуться к метафоре, которая становится
формулой, то можно припомнить
неевклидову геометрию (Лобачевского, Римана), по законам которой две
параллельных
линии сходятся в бесконечности (точка – аксиомно! – равняется бесконечности,
а Творец
бесконечен). Лестница ведёт от человека к Б-гу, параллели Добра и Зла
сходятся в Высях
Его и поступки наши судимы Им в бесконечной Точке Отсчёта.
ТаНаХ пронизан напоминаниями о необходимости
Выбора, и – равноценно –
напоминаниями о причинно-следственной связи. Эта связь обозначена постулатом
«мера
за меру». Мы только что вспоминали Иакова, история его женитьбы – прекрасный
пример
к вышесказанному. Я хочу привести «вытяжку» текста, проследить за развитием
событий
в нужной мне плоскости.Ревекка (мать) планирует обман Иаковом (младшим
близнецом)
Исаака (отца) и неполучение Исавом (старшим близнецом) права первородства.
Следствием этой цепочки событий становится
новая цепочка:
Лаван (отец) планирует обман Иакова с «помощью»
Рахили (младшей дочери) и
получение Леей (старшей дочерью) желанного права первой жены.
При этом Ревекка и Лаван – родные брат и сестра,
и – через цепочку последовательных
действий – Ревекка получает свою «меру обмана», следствие задуманного
ею замысла
«брат обманет брата». Я далека от мысли выставить праматерь этакой
обманщицей, и
понимаю, что о первородстве Иакова она знала ещё будучи беременной,
поэтому считайте
мои определения наклеиванием ярлычка «обман» для иллюстрации
мысли.
А вот ещё один ракурс этой идеи, у
Хью Эверетта и его Мультиверса (не Юниверса!).
Идея гласит следующее:
«…свободы воли и права выбора у элементарной
частицы действительно нет, а это
означает, что в каждый момент времени совершаются не одно, а два или
больше действий,
допускаемых решениями волновых уравнений, и мироздание расщепляется
на две или
больше новых составляющих» В каком-то физическом процессе возможны
не один, а два
или несколько вариантов развития, то осуществляются в реальности все
варианты без
исключения. Но мы-то наблюдаем какой-то один вариант! Верно. Просто
другие варианты осуществляются в другой вселенной. Каждый момент времени
наша Вселенная
расщепляется, а поскольку событий каждое мгновение происходит великое
(в принципе –
бесконечное) множество, то и расщепляется наш мир на великое (бесконечное!)
множество
почти неотличимых копий, каждая из которых развивается своим собственным
путём.
И потому на самом деле существует не одна Вселенная – та, что представлена
нашему
взору и сознанию, а великое множество вселенных. Работа эта с трудом
пробивала дорогу
в «ортодоксальной» физике, даже несмотря на то, что признаны были таким
корифеем
физической науки, как Джон Уилер, сам создавший в физике немало парадоксальных
гипотез. Идея Мультиверсума, сейчас развиваемая в работах Дэвида Дойча
и его
последователей, является следствием идеи бесконечного ветвления физического
мироздания, изложенной Эвереттом.
(Фрагмент взят из работы Песаха Амнуэля «Всё
сущее», я бы рекомендовала читателю
этот интересный труд http://www.pereplet.ru/text/amnue15jun04.html).
Мне было очень важно рассказать о Хью Эверетте
именно сейчас, для того чтобы просто предположить следующее: суть – в том,
что если у элементарной частицы нет иного выбора,
кроме «предрешённого Выбора – двух или более действий», то мир, мироздание,
человек
действуют по этому же принципу. Мы, конечно же, не «раздваиваемся»
зримо-физически,
но вот незримо… Принцип причинно-следственной связи – краеугольный
камень теории
Эверетта. Сколько новых причинно-следственных цепочек мы породили?
Сколько новых
Вселенных возникло в момент принятия нами неисчислимых решений? Парадокс
ли это?
Нет. Замысел? Да. Метафора стала формулой. «По образу и подобию Б-га»
может быть и
концентратом идеи Эверетта, неким указанием на то, что человек строит
вселенные,
указанием на зависимость всего от нашего
ежесекундного выбора. Недаром мы берём
начало у Древа Познания Добра и Зла. И – может быть, это покажется
странным – но идея
важности выбора каждого человека не исключает, а усиливает концепцию
гармоничного и
бесконечного Творения, созданного Всевышнем. Творения, где мы, мир,
мироздание – от
элементарной частицы до Вселенной – подчиняемся Единому Закону Развития.
Если припомнить начало эссе – отрывок,
названный мною «хвалебной одой ивриту»,
в котором обсуждается идея архивированного файла, то разумно припомнить
и тот
факт, что Тора была записана Моисеем без промежутков, огласовок,
знаков препинания.
А значит… Вариантов для интерпретации может быть неисчислимое множество.
Разбивка на главки и «наша» нумерация продиктованы для «этой Вселенной»,
а в иной –
Текст тот же самый, но смысл его отличен и развитие событий несхоже
с нашим. Ограничениями, этакими барьерами, могут служить пять конечных
согласных,
отличных по написанию от тех же согласных в начале или середине
слова. Таким
образом, Тора может быть названа универсальным текстом для Мультиверса,
возможным в любое время любой реальности любой Вселенной.
И поэтому мне необходимо сказать следующее:
ТаНаХ – это учебное пособие, в котором есть
Основной Учебник – Тора – и
приложения – Пророки и Писание (Невиим и Ктувим). Пособие это дано
человечеству
с одной-единственной глобальной целью – научить ежесекундному выбору
между
Добром и Злом, осознанию причинно-следственных связей. Этот учебник
по сути
своей – учебная программа, в которой заложено всё то, что необходимо
Человечеству
на любом этапе его развития. В нём язык аллегории одновременен с
языком реалии, семантическая структура идеальна и понятна как гуманитариям,
так и технарям,
человеку эпохи выхода из рабства Египетского и человеку, воспитанному
на
современных – и будущих – технологиях. Понимание Текста гарантировано
любому человеку при одном условии: если он будет читать ЭТОТ текст
раз за разом,
возвращаясь к нему снова и снова, пытаясь вникнуть в глубинный смысл,
дарованный Творцом, становясь при этом со-творцом, поднимаясь над
уровнем
твари. Человек должен ощутить себя стержнем Бытия, связующим звеном,
без коего мироздание не придёт к идеально-завершённой форме, и тогда повсюду
воцарится
Хаос.
<....................>
_____________________________________________________________________________________________
|