..
   Антимессия. Армилус. Снова – выбор. Был. Есть. Будет.

     Л.Сенека «Нравственные письма к Луцилию»: «Всмотрись в круговорот вещей, 
вновь спешащих к прежнему: ты увидишь, что в мире ничто не уничтожается, но 
только заходит и опять восходит»

     Пишу эту главку, надеясь на то, что мой читатель понимает, что одно из имён Б-га 
включает в себя прошлое – настоящее – будущее времена (стоит лишь глянуть на буквы, 
это станет понятно даже ученику «ульпана алеф» 1). Чуть позже вы поймёте, к чему я 
проговорила эту сентенцию.
     При чтении ТаНаХа проясняется невероятная деталь – эта Книга написана в том 
самом стиле, который должен преподнести читающим саму суть Программы. Мы 
подразделяемся на тех, кто лучше воспринимает язык аллегории, и на тех, кому необходимо 
точное описание места, времени, действующих лиц… ТаНаХ совмещает в себе Текст, 
ориентированный на любую психологию. И сделано это с лучшим литературным вкусом 
из всех, знакомых мне.
     Существует термин «Семантический треугольник» – графическом изображение 
понятия. Три вершины треугольника обозначают неразъёмные части понятия: вещь
(объект), код (слово, имя вещи), ассоциация (представление, описание вещи). В ТаНаХе 
масса персонажей (вещь), мы знаем их имена (код), вокруг каждого из них – множество 
ассоциаций, описывающих не только реальные качества (высокий, сильный, седой), но 
и несущие огромный метафорический слой, а, значит, и возможность разглядеть 
«формулу» или логическое описание блок-схемы (той самой «скелетной» схемы 
Создателя) – алгоритм.
     Задача алгоритма – описать метафору «выбора между Добром и Злом».
     Исайя в отрывке с порядковым номером 28 преподносит нам загадочное описание: 
«Ибо указ за указом, указ за указом, линия на линию, линия на линию, тут немного 
и там немного». (На иврите же это звучит так: « ки цав ле цав цав ле цав кав лекав кав 
лекав заир шам заир шам»). Каббалисты скажут вам, что «кав» – это линия 
проникновения Света в мир. А современный программист – что это образное поле 
понятно ему, ну, а следом – незамедлительный и ошеломительный намёк, столь 
явственный нам в эру компьютерных языков:»Ибо словами невнятными и языком 
чуждым будет говорит (и будет говорить) с этим народом («ки белааггей сафа убелашон 
ахерет йидабер эль – hа-ам hа-зе»). Мы ведь уже знакомы с языками программирования, 
не правда ли? (Ещё в 71-ом году в Москве был представлен труд, доказывающий, что из 
всех существующих языков именно иврит наиболее соответствует представлениям о языке программирования). А каково было тем? Как они могли понять, о чём речь? После 
отрывка «указ за указом…» появляется призыв – напоминание о возможности выбора 
Добра и тогда – «вот покой, дайте отдых усталому, а вот отдохновение». Если бы мы\они 
выбрали правильный путь, то Программа пошла бы по ветке Добра, к Спасению и Отдохновению. 
     Но они\мы не хотели слушать, и появилось для них слово Создателя: «указ за указом, 
указ за указом, линия на линию, линия на линию, тут немного и там немного» (цав ле цав цав ле 
цав кав лекав кав лекав заир шам заир шам), и снова оступились, и запутались, и в тенета 
(в ловушку) были пойманы, и Программа пошла по ветке Зла – в новом поиске ситуации, предоставляющей Выбор. И так – бесконечно-необходимое число раз, алгоритм 
прокатывается на полигоне нашей с вами жизни подобно тому, как прокатывался на 
миллиардах иных полигонов для того, чтобы итоговая Программа предстала в истинно 
Б-жественном великолепии и совершенстве. Это и будет «олам мушлам»2, одновременно 
и совершенный мир, и завершённый мир.
     Извечная традиция иудеев начинать неделю с того или иного раздела Торы неслучайна. 
Текст Торы, смысл и посыл именно данной последовательности глав актуален для жизни 
любого поколения в любое время. Это – письменное отображение блок-схем, программы, 
обкатываемой на каждом временном отрезке. Я уже ввела эти понятия выше, равно как 
и понятие алгоритма (описательного). Для чего нужна эта постоянная обкатка? А для того, 
чтобы придти к последней, к исправленной версии, устранив все пробелы и ошибки…

     Каждое поколение знает своего Мессию и своего Антимессию. Я уверена в том, что 
это – реальные персонажи, и думаю, что вся метафорическая часть сводится к 
описательным алгоритмам (простите меня за вольное обращение) в некой блок-схеме. Идёт 
подготовка к появлению конечных Антимессии и Мессии. Вокруг «итоговых» персонажей 
формировалось, формируется и будет сформировано множество побочных компонентов, 
каждый из которых уникален и необходим для реализации «главного». Мало того, степень 
реализации «главных» зависит напрямую именно от «побочных». Функция «Мессия» 
состоит из различных переменных, и от переменных этих зависит значение и мощь 
функции. То же самое – с функцией противоположной «Мессии».
     Горькая ошибка иудеев заключается в неумении увидеть и антимессию – ведь в тот 
момент, когда не знаешь про опасность, она и не существует. В момент выбора между 
Добром и Злом, ты не поймёшь, что нужно выбирать и пойдёшь той дорогой, которая 
заложена в твоём сознании. А в нашем (широком) сознании нет модели «Антимессии», 
она считается достоянием христианства, тогда как – наоборот! – Тора говорит нам об 
этой угрозе, мы становимся свидетелями зарождения понятия эрев рав – сброд, 
присоединившийся к евреям при их выходе из Египта. Пользуясь образами, введенными 
мною выше, эрев рав – это переменные, от которых зависит функция под названием 
Армилус. Меньше значения тут – меньше силы там, и – наоборот. В моменты проявления 
«свободы выбора» или «свободы слова» (кавычки тут – для определения мнимости этих 
воистину великих понятий… Свобода выбора, по-моему, является краеугольным камнем 
Бытия), в момент появления одобрительной улыбки при сообщении о проведении 
всемирного гей-парада в… Иерусалиме (написала эту фразу, а внутри боль и горечь 
от того, насколько мы не понимаем значение Иерусалима и Земли Израиля), давайте 
задумаемся: не превращаемся ли мы сами в эрев рав, укрепляя и формируя мощного 
Армилуса?
     «Мидраш малахим»:
     …И придёт Армилус в и будет он на царстве сорок дней, покуда не явится Иерусалим 
Машиах Бен Йосеф, коего погубят полчища Гога и Магога.
     Мидраш «Маасе Даниэль».
     «И другой царь, Армилус, взрастет на Западе (магрев) более нечистый, чем всякий кто 
был перед ним. Он захватит Запад. И многие мерзавцы со всей земли соберутся вокруг 
него, и скажут ему, что он - Мессия, и эти слухи пойдут по всей земле. И вся земля будет 
поклоняться ему, и будет он губить тех, кто не поклониться. И люди претерпят много 
страданий, и Дети Израилевы больше других. Армилус скажет Я Царь Израиля, Царь ваш 
и повелитель ваш. Весь Израиль выйдет в пустыню и укроется, сядет на земле и воззовет 
к Г-споду. Армилус вознегодует и прикажет погубить их. И дети Израиля побегут с 
женами их, и детьми их, в пустыню и поднимут голоса свои в плаче и стоне, и сядет на 
земле, возопиют к Г-споду. Вс-вышний, будь благословенно Его имя, явится с небес и стяг 
Мессии сына Давида вознесется высоко.»
     Я провела своеобразный опрос на тему «антимессии» в среде своих знакомых. 
Абсолютнейшая путаница царит в умах и религиозных, и не очень. Версии: «это змей, 
но его сейчас нет», «это Сатана», «это эрев рав», «это Амалек» свели меня с ума. И очень 
захотелось проследить за развитием темы антимессии от начала и до… конец ещё не 
настал.
     Попробуем проследить источники появления темы Армилуса. «Обкатка» этого 
фактора программы, повторяясь из поколения в поколение, подтверждается многими 
примерами из Танаха. В «Пророках» существует ряд тем, к которым так или иначе 
возвращаются повествователи – апогей гнева или милости Всевышнего заключается 
в разрушение и восстановление Иерусалима. Но эти гнев и милость направлены на 
«народ Мой», они следствие взаимоотношений Б-га и людей. Существуют и иные 
объекты для гнева, тут милость не предвидится, ведь эти объекты не принадлежат 
вертикали столь близких отношений. Наоборот, речь идёт о вечных угнетателях иудеев, 
о высокомерных правителях, о сильных мира сего, временно сильных… Тема этой 
ипостаси Б-жьего гнева потрясающе передана в отрывках о Вавилоне и Ниневие.
     На мой читательский вкус, пророк Исайя рассказал о падении Вавилона с тем самым 
литературным мастерством, позволяющем увидеть воочию происходящее и, почувствовав 
ком ужаса в горле, отвести взгляд. 
     Вавилон разрушен. Статуя Саддама повержена. Кровь, взрывы, разруха, отрезанные 
головы… мерзость и мгла царят над этим древним царством, прообразом всего 
языческого, антиудейского, вечного врага и преследователя нашего народа. Часть 
программы, схема под названием «Вавилон» пришла к своей завершающей стадии. 
     А начиналась эта схема после разрушения Первого Храма. Вавилонский плен длился 
70 лет – всего лишь 70 лет Вавилон смог наслаждаться унижением израильтян. Мне ли 
говорить вам, о том что уже на нашей памяти поверженный Гитлер и Германия, 
лежащая в руинах. Разрушенный идолопоклоннический СССР – о, где же ещё найти 
такой символ язычества, символ поклонения мёртвой плоти и разрушению! Кстати, если 
отвлечься от образа Вавилона и глянуть на Ниневию, описанную пророком Нахумом, то 
несложно увидеть буквально дословное описание октябрьской революции и всяческих 
событий, известных нам по учебникам истории. Я, читая Нахума, видела Питер, в котором 
родилась, выстрел «Авроры», разграбленный Зимний, уничтоженную царскую семью… 
При том, что Ниневия – исторический город, этакая прелюдия Вавилона. Она основана 
Нимродом, правнуком Ноаха и город этот стал столицей Ассирийской империи. Имя 
Нимрода интерпретируется разновариантно – он и «Мардук», сын солнца, и бунтовщик
(от слова «меред», бунт). Стоп! А давайте-ка подумаем про значение 
бунтовщика-революционера…. Где оно берёт начало? А начало – в том самом зловещем 
образе Сатаны, низвергнутого Всевышним. 
     Посмотрите, алгоритм «Сатана» был вроде бы запущен одновременно (не 
параллельно!) с алгоритмом «изгнание из Эдема и возвращение в Эдем». Если нас 
спросят о немедленной ассоциации со змеем, то мы и ответим – зло, провокатор, 
разрушитель… Вопрос о выборе Хавы (Евы) мы не будем обсуждать сейчас, но это целый 
пласт рассуждений, интереснейшая задача: Всевышний запретил Адаму есть плоды с 
Древа Познания, таким образом Он сконцентрировал внимание первоначального и 
бесполого существа , не способного запустить механизм грехопадения и изгнания. 
Параметр «запретный плод» был введён в «базу данных»…Должна была появиться Хава – 
«хет вав хей» , В имени этом – желание чувствовать, переживать (хавайя – переживание). 
Начало ему – грех, но за ним следом идут две буква имени Б-га. Случайность или чёткое 
обозначение

Промысла, который стоит за грехопадением? Лично я не верю в случайность 
хотя бы одной буквы Торы (и без этого грехопадения, между прочим, без изгнания из 
райского сада, не было бы и нас с вами).
     О дальнейшем мы знаем. Змей выполнил «всего лишь» безобидную функцию 
напоминания, безусловно красочно-сочно, мастерски, но на грандиозное злодейство этот 
поступок не тянет. Если хотите – змей просто уГАДал желание (нахаш3, что с него 
возьмёшь) Всевышнего, ведь иначе наш с вами мир не состоялся.
     Так что змей – не Сатана,  но так же как грехи человечества начали умножаться по 
мере удаления из Рая – так же рос и набухал иной образ, он проступал в тексте Торы и 
в сознании иудеев поэтапно, потихонечку, но неотвратимо.  Он появлялся В тексте 
Диврей hайамим (1 21:1): «И встал Сатан против Исраэля и подстрекал Давида 
исчислить Исраэль».  А вот выдержка из книги Иова «И был день, когда пришли 
сыны Б-жьи предстать пред Господом, и пришел между ними и Сатан. 
И сказал Господь Сатану: откуда пришел ты? И отвечал Сатан Господу 
и сказал: бродил я по земле и расхаживал по ней. И сказал Господь 
Сатану: обратил ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет 
подобного ему на земле; человек непорочный и справедливый, 
богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал Сатан Господу и 
сказал: разве даром богобоязнен Иов? Ведь Ты оградил кругом его, и 
дом его, и все, что (есть) у него… Но простри-ка руку Твою и коснись 
всего, что (есть) у него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя хулить 
станет»(1:6-11). Опять – роль искусителя, но КОГО искушает Сатана? Самого 
Всевышнего. А это, признаем, роль глобального масштаба, не схожая с ролью змея, 
уползающего на брюхе из райского сада. Это уж скорее собеседник: лживый, лицемерный, 
антитеза Всевышнему… но антитеза эта не имеет значения, приписываемого 
христианством, ибо я отталкиваюсь от основного постулата иудаизма – в мире нет ничего 
помимо Творца. А то, что Сатана допущен пред лицо Его и может беседовать с Ним… 
так не нашего ума дело для чего это понадобилось. Хотя, всё же можно предположить, что 
для ежесекундного выбора между добром и злом, должен быть и «продавец зла», 
исполнительный, служивый, полностью отвечающий служебным требованиям … 
     Но вернусь к теме Армилуса. Армилус – это не создание уровня Сатаны, вовсе нет. Это 
истинный антипод «ростка» Всевышнего – «росток негодный», то бишь антипод Мессии, 
ведь Мессия определён ростком праведным, порослью желанной.
     А вот так Исайя говорит о некоем сыне зла:
     «...Помилует господь Иакова,- восклицает Исаия,- и снова возлюбит Израиля; и поселит 
их на земле их... Ты произнесешь победную песнь на царя вавилонского и скажешь: как не 
стало мучителя, пресеклось граби-тельство! Сокрушил господь жезл нечестивых, скипетр 
владык… 
     …Как упал ты с неба, утренняя звезда, сын зари! разбился о землю, попиравший 
народы… 
     …А ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы,- ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: во веки не 
помянется племя злодеев» (Исаия, гл. 14, ст. 1, 4, 5, 12, 19, 20).»
     Об этом выделенном мною отрывке мне хочется поговорить. Первая и поверхностная 
ассоциация – речь идёт о правителе Вавилона, он мгновенно узнаваем в контексте 
времени и данных, но я позволю себе повторить версию многих толкователей о том, что, 
сняв поверхностный слой, можно подумать и об Армилусе. Но для анализа смысла 
необходим иврит, ибо многоплановость Торы становится ясной – (очевидной!) – только 
на языке оригинала. Проблемы перевода связаны и с тем, что в Тексте не проставлены 
знаки препинания, да и огласовки тоже. 
     Веата (и ты) хашлахта (исторгнут, выслан, выброшен) микеврейха (из гробницы твоей) 
кинецер (как заблокированный\ поросль-росток) нитав??? (позорный, попираемый) лавуш 
(одетый) харугим (убитые) митаней ( багаж, груз, поклажа\ убитые) харев (разрушенный, 
опустошённый/ меч) йордей (спустившиеся) эль (в, к ) авней (камни) бор (дыра, яма) ке 
(как) пагар (труп, падаль) мувас (опозоренный, попираемый). 
     Итак давайте «составим» несколько иной вариант предложения. Исключая уже 
приведённую интерпретацию (кстати, недаром переводчик называется интерпретатором, 
ох не зря…)
     И ты выкинут из гробницы твоей, где был заблокирован, позорный. На тебе убитые 
багажом разрушающим (подчёркнуто мною – В.О.), опущенные в каменнную могилу, 
ты – падаль попираемая (труп попираемый).
     А теперь попробуем представить себе… ну, скажем, Арафата, историю коего мы ещё не 
забыли (ещё забудем, ведь память об амалеке надо стереть).  Его «заблокировали» в 
Мукате4, сотни израильтян были убиты взрывчаткой, переносимой в сумках (багаж 
разрушающий)… Кстати говоря, не зря ему подготовили именно каменную могилу, 
сообщив об этом всему миру и не даром этот труп был прилюдно попираем своими же, 
гарцующими на гробу на глазах у изумлённого зрителя всех мировых новостных агенств.
     Вот вам, пожалуйста – явление, временное торжество и позорнейшая смерть-крах 
Армилуса. Алгоритм, запущенный в действие. Пример сей можно так или иначе 
приложить и к Ленину, запертому в параличе и в Горках убийце (не забудем про 
каменный мавзолей), Гитлеру, замурованному в бункере, к Сталину, да и к Хусейну (пока 
ещё не приговорённому к смертной казни, но, думаю, конец его будет неутешен). 
История Арафата выделяется хотя бы оттого, что этот Армилус, появился на земле 
Израиля уже после возвращения иудеев из галута. Но он – не последний Армилус, 
новый будет «посильнее» (если мы не спохватимся)… и придёт он из Рима. Я отчего-то (мистически и интуитивно) уверена, что в тот момент, что ожидаемое гей-действо 
ступит на святые камни, свершится тот самый Выбор, за коим придут новые бедствия. 
Ведь не слепы мы, не глухи, а затыкаем уши и закрываем глаза – лишь бы не увидеть 
и не услышать явного!
     Но вернёмся к тексту Исаии, к выражению «Сын Зари». Я, выступая в роли 
(подчёркиваю) писательницы, могу себе позволить игру со словом. В приведённом 
отрывке из Исаии (14:12) появляется обращение к злодею: «Сын Зари» («Бен Шахар» – 
на иврите), равнозначно латинскому словосочетанию «Люцифер» («Светозарный»). 
Кстати, в упомянутом мною отрывке из Берешит 28, том самом отрывке «Лестница 
Иакова» – город, возле которого заснул Иаков, назывался Луз, после видения Господа 
он превращается в Бейт-Эль (Берешит 28). То есть, место, не знавшее Б-га, называлось 
именно Луз, после явления Его Иакову было переименовано в «Дом Господа»… А имя 
Армилус (по-арамейски) вполне можно разбить на ар (свет) ми (из) лус (Луза). Я не 
верю в случайности в Торе.
     Возвращаясь к Люциферу – не произошёл ли этот персонаж от Армилуса? Ведь в 
«Таргум Йонатан»5 это имя было введено между 1 веком до н.э и 1 веком н.э.
     «Таргум Йонатан», пророк Исайя (11:1-4): «И произойдет отрасль от 
корня Иесеева, и трость произрастет от корня его; и почиет на нем Дух 
Б-жий, дух мудрости и разумения, дух совета и могущества, дух 
ведения и благоговения... Он будет судить бедных по правде, и дела 
угнетенных земли решать по справедливости. Жезлом уст своих поразит 
он землю, и духом уст своих умертвит злодея Армилуса».
     Почитаем пророка Иезекииля, вслед за Исайей повторяющего нам притчу о сем 
падшем. И – неудивительно – снова в главе 28! Повторяя смысл 28-ых глав Берешит и 
Дварим. Повторяя назидание о Выборе между Добром и Злом и судьбе негодных, 
выбравших Зло.
     сын человеческий! плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, 
полнота мудрости и венец красоты.
     Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; 
рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное 
у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего.
     Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, 
ходил среди огнистых камней.
     Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония.
     От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул 
тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.
     От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я
повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор.
     Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои; и Я извлеку 
из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, 
видящих тебя.
     Все, знавшие тебя среди народов, изумятся о тебе; ты сделаешься ужасом, и не будет тебя во веки.
Амен. 
_____________________
1 ульпан алеф – первая ступень обучения ивриту. 
2 олам мушлам – совершенный (одновременно – завершённый) мир
3 нахаш – змей (инфинитив леНАХеШ означает уГАДывать).
4 Муката – последнее местопребывание Арафат. 
5 «Таргум Йонатан» – «перевод Йонатана», один из первых арамейских переводов Торы. Включает 
элементы мидрашей.

<....................>

_____________________________________________________________________________________________
п