.
Галина Островская
Танцующая Клара
(было опубликовано в еженедельнике «Народ» –
№ 22 / 22.02.06 – 28.02.06)
.
|
На Клару оглядываются.
Бывает – с восхищением, чаще –
с недоумением.
Но оглядываются всегда. Еще бы! Пролетит мимо
– как две створки
зеркала разомкнет. В одной –
отражение немолодой, вроде бы,
женщины останется, точно не
тридцатилетней. Чуть сутуло
бегущей, чуть суетливой, странно
одетой. В другой зеркальной
половинке иной образ сверкнет.
Ошеломит даже. Шаг легкий,
балетный, стать девичья, одежды клубятся вслед
силуэту…
|
.
Она и в жизни такая,
как в мимолетном человеческом восприятии. Странная, не такая,
как прочие. Просто вихрь, несущий щепу и розы,
Просто маленький вулкан, извергающий
чистую душу.
Клара – дворник.
Нет, не верно. На нынешний
момент не верно. Из дворников она уже ушла. Не потянула. Пыточные инструменты
боли так по ночам поработали, так руки-ноги вывернули, что
мусорную тележку стало не удержать. А жаль. Если
бы не это печальное обстоятельство,
мела бы Клара Златина Тель-Авив по сей день.
И это – чистая правда.
– То от чего мы всю
жизнь шарахались, я там и оказалась и была счастлива – говорит
Клара (посмотрели бы вы, как она тут же, в одну
секунду, взвилась, выпрямилась, будто
снова метлу в руки взяла!). – Только в этом возрасте
мне удалось испытать то, чего в жизни
не испытала. Я так торопилась жить, что людей
не видела, не запоминала. А сейчас увидела. Всегда думала, что я Кто-то.
А я – Никто. Как все мы – песчинка. И весь смысл моей жизни теперь, чтоб
жить. выжить, хоть копеечкой дочке своей помочь.
– Я не верю. Клара,
– говорю я, а сама в уме держу, что собеседница моя ни много ни
мало – тридцать лет на сцене протанцевала. Чего-чего,
а звездных моментов в ее жизни
было достаточно. И, вообще, раньше спать ложилась
в то самое время, в которое сейчас на
работу пришлось вставать…
– Грязное это дело –
улицы подметать. А ты говоришь – счастье, какого не знала, вдруг
на тебя обрушилось…
– Вот никто не поверит.
А я не вру, – она развела руками, смешно, по-детски и тут же,
словно испугавшись чего-то, добавила, удивляясь
вдруг пришедшей мысли: – А может, вру?
И себе и всем? А?
Да нет, не похоже. Клара
не лукавая. Она как чувствует, так и живет. И говорит соответственно
нутру, а не голове. ...
На Клару смотрели, как
на ненормальную, когда она решила в дворники пойти. Все
понимали, конечно, что деньги нужны, на крохотное
пособие не проживешь. Но ездить
каждый день в рань несусветную из Ашдода в Тель-Авив?
За пятнадцатью шекелями в час? Безумие, говорили. Мол. поближе много чего
есть помыть, почистить, потереть. (Но было,
было уже это: скребла и терла она грязь здесь,
в Ашдоде. То на стройке, то в супермаркете величиной с взлетное поле. Ни
там, ни там не заплатили. Клару вобще почему-то любят обманывать... А из
одного места она по доброй воле ушла: чересчур рабское выражение лиц
таких же, как она, чернорабочих, не понравилось.
– Когда я вышла на улицу
утреннего Тель-Авива... Это чудо. Это так красиво – Старый Тель-Авив...
Ко мне пришло ощущение жизни, – она вскакивает с дивана, черно-белый
ее
песик, Биба, тоже радостно подпрыгивает (до этого
он умными глазами смотрел на хозяйку),
и вдвоем они объясняют мне в шумной пантомиме,
что такое жизнь.
Метлу Клара, как косарь косу, ухватисто, брала.
И быстро – взмах от плеча, еще взмах,
вжик-вжик – часть улицы очищала. Потом садилась
передохнуть: хоть мусор и не сено, но
и его полным-полно после битвы, выигранной рассветом
у ночи...
Проверяющий перепугался,
когда увидел сразу два нарушения: во-первых, неизвестно
каким образом в столь короткий срок наведенную
чистоту, во-вторых, сидящую Клару. Тогда
она еще не знала, что дворникам категорически
отдыхать запрещается: хоть спи, но за метлу держись!
...Понемножку вечно
пританцовывающий и делающий пируэты вокруг метлы немолодой
уже дворник подвыдохся.
– Тогда я стала мести
и за людьми наблюдать, – рассказывает Клара. – Они шли и шли. Первыми появлялись
старички, чистые, опрятные. Я же говорила, что мне достались самые лучшие
улицы – улицы Старого Тель-Авива? Говорила? Там и люди такие живут, интеллигентные.
Они узнавали меня, здоровались... И собаки их тоже со мной здоровались.
Подбегали, радовались. Их хозяева стеснялись, если пес вдруг посреди тротуара
накакает. начинали пакетики доставать, извиняться.. А мне что? Я их обожаю,
собак... Вон мое
несчастье гулять проситься... Бима, отстань!
Не смотри ты так жалобно, не терзай душу!
Сейчас пойдем гулять! Сунув мне кучу рукописей:
стихи, рассказы, повести – свои, конечно,
не чужие, – Клара испаряется. Пес тоже. И тут
же, не прошло и пары минут, стук собачьих
когтей о бетон лестницы оповещает, что оба возвращаются.
.
.
– Такой несложный примитив
В
моей житейской предыстории...
Я
подметала Тель-Авив,
Как
отдыхала в санатории, – декларирует запыхавшаяся Клара.
– И всеобъемлющая грязь...
Ее
я убирала строго.
Как
будто получала связь
И
испытание от Бога, – согласно мотает в такт стихам головой счастливый Бима.
– ...А однажды я увидела
женщину. И увидела свое неслучившееся будущее в ней. Или настоящее? – Клара
любит задавать вопросы. Прежде всего, сама себе. – Первый раз я ее
увидела со спины. У нее была походка балерины
и красивая-красивая многослойная одежда. Шифон, наверное... Наверное, шифон...
И такое замкнутое лицо. Может быть. она. шла в
театр, на репетицию... На утреннюю? Может так
быть?.. Потом я ее еще несколько раз
видела, и она все проходила мимо, не глядя. А
однажды подошла и протянула сверток. Там
были штанишки крепдешиновые, еще что-то...
Я смотрю на Клару, уже
зарывшуюся с головой в свои многочисленные блокноты и
тетради, не иначе как в поисках еще какого-то
стиха, написанного там, на улице Вайцмана...
или Намир?.. Тайком, конечно, записанного, чтоб
– не приведи Господь! – этот «хам на мотороллере», очередной проверяющий,
не успел увидеть ее без тележки и метлы... Иначе – увольнение... Плюс Обязательный
Унизительный разнос на месте.
...Я смотрю на Клару
и хочу, чтоб она рассказала, как тогда, во Франции... как ей
бисировали... как ее «цыганочку» принимали ...
как тогда, в Болгарии... полные пригоршни серебряных украшений ... Кто
насыпал ей полные пригоршни старинного серебра?.. Прямо
на концерте... Хочу увидеть старые газеты с ее
портретами в полстраницы...
Но Клара качает головой: ей это не интересно.
– Вот! – кричит
она. – Я нашла! Это мой «Сиамский кот». Может быть, кто-то
опубликует его, а? Я обещала... Я перед смертью
обещала человеку, что напишу рассказ о
нашей встрече... Он был гениальный актер, а его
теперь уже мало помнят... Когда-то
Дворжецкого просто боготворили... Его очень любили...
Это можно опубликовать хоть где-нибудь? Только если бесплатно? Мы с собакой
на еду-то не всегда можем заработать... Вернее, досыта не едим. Тьфу на
тебя, Бима! Что ты так смотришь! Она не будет этого
писать – она не выдаст нас!
Фотографии Любови Полянски
_____________________________________________________________________________________________
|