КРАТИЛ 
Гермоген, Кратил, Сократ


завершение 
.
 

        Сократ. Но по каким именам он изучал или исследовал 
    b  вещи, если еще ни одно имя не было присвоено? Мы ведь 
        говорили раньше, что невозможно исследовать вещи иначе, 
        как изучив имена или исследовав их значение? 
        Кратил. В том, что ты говоришь, что-то есть, Сократ. 
        Сократ. Тогда каким же образом, сказали бы мы, они могли 
        устанавливать со знанием дела имена или оказаться 
        законодателями, если еще не было присвоено ни одного 
        имени, по которому они могли бы узнать, что вещи нельзя 
        постичь иначе как из имен? 
    Кратил. Я думаю, Сократ, что справедливее всего говорят 
        об этом те, кто утверждает, что какая-то сила, высшая, чем 
        человеческая, установила вещам первые имена, так что они 
        непременно должны быть правильными. 
        Сократ. Ты думаешь, такой учредитель, будь он гений или 
        бог, мог бы сам себе противоречить? Или ты считаешь, что 
        до сих пор мы болтали вздор? 
        Кратил. Но противоположные имена исходили уже не от 
        них. 
        Сократ. Какие же именно, превосходнейший? Те, что 
        сводят дело к стоянию, или те, что к порыву? Ведь если 
        исходить из ранее сказанного, вопрос решает здесь не 
        количество? 
    Кратил. Конечно, это было бы неправильно, Сократ. 
        Сократ. Так что, если возмутятся имена и одни скажут, что 
        именно они - подобие истины, другие же - что они, как мы 
        сможем их рассудить, к чему мы прибегнем? Не к другим 
        же именам, отличным от этих, ведь этого делать нельзя? 
        Ясно, что нужно искать помимо имен то, что 6eз их 
        посредства выявило бы для нас, какие из,них истинны, то 
        есть показывают истину вещей. 
    Кратил. Мне кажется, это так. 
        Сократ. Если это так, Кратил, то можно, видимо, и:зучить 
        вещи и без имен. 
        Кратил. Очевидно. 

Гносеологические выводы

        Сократ. Но с помощью чего же другого и как предложил 
        бы ты их изучать? Не так ли, как это было бы всего 
        справедливее: устанавливать родство между словами и 
        изучать одно через другое, а также через самое себя? Ведь 
        что-то другое, от них отличное, и означало бы что-то 
        другое и отличное от них, но не их. 
        Кратил. Мне кажется, ты говоришь правду. 
439  Сократ. Тогда, ради Зевса, слушай. Разве нам не приходилось 
        уже много раз соглашаться, что хорошо установленные имена 
        подобны тем вещам, которым они присвоены, и что имена - 
        это изображения вещей? 
        Кратил. Да. 
        Сократ. А если можно было бы с успехом изучать вещи из 
        имен, но можно бы и из них самих - какое изучение было бы 
        лучше и достовернее? По изображению изучать саму вещь - 
        хорошо ли она изображена - и истину, которую являет 
    b  отображение, или из самой истины изучать и ее самое, и ее 
        отображение, подобающим ли образом оно сделано? 
        Кратил. Мне кажется, это надо изучать из самой истины. 
        Сократ. Так вот, узнать, каким образом следует изучать и 
        исследовать вещи, это, вероятно, выше моих и твоих сил. 
        Но хорошо согласиться и в том, что,не из имен нужно 
        изучать и исследовадь вещи, но гораздо скорее из них 
        самих. 
        Кратил. Очевидно, Сократ. 
    Сократ. Тогда давай рассмотрим еще вот что, дабы нас не 
        обмануло множество имен, сводящихся к одному и тому же: 
        если, давая имена сущему, учредители имен имели в виду, 
        что все всегда, шествует и течет, - а мне представляется, 
        что именно это они и подразумевали, - если так и 
        случилось, все же это не так, и сами они, словно попав в 
        какой-то водоворот, мечутся там и увлекают нас за собою. 
        Смотри же, бесценный друг мой, что я часто вижу, словно 
        бы в грезах. Могли бы мы сказать, что есть что-то 
        прекрасное и доброе само по себе и что это относится к 
    d  каждой существующей вещи? Или нет? 
        Кратил. Мне кажется, могли бы, Сократ. 

        Сократ. Тогда давай это рассмотрим. Я не о том говорю, 
        что, если прекрасно какое-то лицо или что-либо другое в 
        этом роде, значит, все это течет - вовсе нет. Но можно ли 
        нам сказать, что и само прекрасное не остается постоянно 
        таким, каково оно есть? 
        Кратил. Безусловно, можно. 
        Сократ. Но можно ли тогда что-либо правильно именовать, 
        если оно всегда ускользает, и можно ли сначала сказать, что 
        оно представляет собою то-то, а затем, что оно уже такое-то, 
        или же в тот самый момент, когда бы мы это говорили, оно 
        необходимо становилось уже другим и ускользало и в 
        сущности никогда бы не было таким, [каким мы его 
        называли] ? 
        Кратил. Именно так. 
    e  Сократ. Но разве может быть чем-то то, что никогда не 
        задерживается в одном состоянии? Ведь если бы оно 
        когда-нибудь задержалось в этом состоянии, то тут же стало 
        бы видно, что оно нисколько не изменяется; с другой 
        стороны, если дело обстоит так, и оно остается самим 
        собой, как может оно изменяться или двигаться, не выходя 
        за пределы своей идеи (97)? 
        Кратил. Никак не может. 
        Сократ. Ведь в первом случае оно не могло бы быть никем 
440  познано. Ведь когда познающий уже вот-вот бы его 
        настигал, оно тотчас становилось бы иным и отличным от 
        прежнего, и нельзя было бы узнать, каково же оно или в 
        каком состоянии пребывает; а никакое познание, конечно, 
        не познает того, о чем известно, что оно не задерживается 
        ни в каком состоянии. 
        Кратил. Да, это так. 
        Сократ. И видимо, нельзя говорить о знании, Кратил, если 
        все вещи меняются и ничто не остается на месте. Ведь и 
        само знание - если оно не выйдет за пределы того, чт есть 
        знание, - всегда остается знанием и им будет; если же 
    b  изменится самая идея знания, то одновременно она перейдет 
        в другую идею знания, то есть [данного] знания уже не будет. 
        Если же оно вечно меняется, то оно вечно - незнание. Из 
        этого рассуждения следует, что не было бы ни познающего, 
        ни того, что должно быть познанным (98). А если существует 
        вечно познающее, то есть и познаваемое, есть и прекрасное, 
        и доброе, и любая из сущих вещей, и мне кажется, что то, о 
    c  чем мы сейчас говорили, совсем не похоже на поток или 
        порыв. Выяснить, так ли это или так, как говорят 
        последователи Гераклита и многие другие, боюсь, будет 
        нелегко; и несвойственно разумному чедовеку, обратившись 
        к именам, ублажать свою душу и, доверившись им и их 
        присвоителям, утверждать, будто он что-то знает (между 
        тем как он презирает и себя, и вещи, в которых будто бы 
        нет ничего устойчивого, но все течет, как дырявая скудель, 
    d  и беспомощно, как люди, страдающие насморком (99)), и 
        думать, и располагать вещи так, как если бы все они были 
        влекомы течением и потоком. Поэтому-то, Кратил, дело 
        обстоит, может быть, так, а может быть, и не так. 
        Следовательно, здесь надо все мужественно и хорошо 
        исследовать и ничего не принимать на веру: ведь ты молод 
        и у тебя еще есть время. Если же, исследовав это, ты что-то 
        откроешь, поведай об этом и мне. 
        Кратил. Так я и сделаю. Все же знай, Сократ, что и сегодня 
        я не в первый раз об этом размышляю, и, когда я 
    e  рассматриваю и перебираю вещи, мне представляется, что 
        они гораздо скорее таковы, как говорит Гераклит. 
        Сократ. Тогда, мой друг, ты и меня научишь в другой раз, 
        когда возвратишься. Теперь же ступай, отправляйся в 
        деревню, как собирался. Вот и Гермоген последует туда за 
        тобой. 
        Кратил. Так и будет, Сократ. Но и ты до того времени 
        попытайся это еще раз обдумать. 

<......................................>

_____________________________________________________________________________________
п