.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Поклонение или отвращение побуждает
иудеев воздерживаться от мяса свиньи. - В современной науке ответ на
этот вопрос предложен Дж. Фрэзером, чью точку зрения разделяет большинство
историков и этнографов: в древнейших верованиях не существовало полярных
представлений о «священном» и «нечистом»; была вера в сверхъестественные
возможности животного, что возбуждало по отношению к нему противоречивые
чувства. «С течением времени одно из противоречивых чувств одержало победу,
и в зависимости от того, преобладало ли чувство почитания или чувство отвращения,
животное то поднималось на уровень бога, то опускалось до уровня дьявола»
(Фрэзер Дм. Золотая ветвь. С. 527). С такой точки зрения объяснимо возникновение
альтернативных версий, изложенных участниками дискуссии. О двусмысленном
отношении к свинье у иудеев, сирийцев и египтян см. там же,
с. 522 сл.
2. . . .каждое из этих животных
имеет в Египте поклоняюшихся ему жрецов. - Философскому истолкованию
египетской мифологии и культов посвящен трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе»
(ВДИ, 1977, № 3-4).
3. . . .само это орудие получило
название (сошник), производное
от слова(свинья). - Этимологической
связи между словами, скорее всего, не существует. См. Chantraine,
V. IV.
4. . . .земледельцы и вовсе не
нуждаются в пахоте. . . - То же у Геродота (II I4); ср. Plin. nat.
XVIII 168; Диодор также отмечает необыкновенную легкость проведения пахоты
в Египте, но о роли свиней не упоминает (D. S. I 36, 4).
5. . . .мрак, по их мнению, древнее
света. - Объяснение, соответствующее античным, в частности орфическим,
космогоническим представлениям - ср. Vorsokr. 1, В 12; В 5; 9; ср. В 1;
ср. Гесиод, Теогония, 116 сл.
6. . . .[лев] производит
на свет детенышей зрячими. . . - Приводя эти слова как мнение Демокрита
(Ael. NA V 39), Элиан в другом месте (IV 34) сообщает обратное. Египтяне,
по Элиану, почитают льва потому, что он, подобно солнцу, никогда не спит,
а также потому, что он умен и справедлив.
7. Родники у них источают водные
струи из львиных зевов. . . - Ср. сведения об украшении египетских
храмов львиными пастями: Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 32; Horapollo,
Hieroglyphica, I 21.
8. . . .когда солнце, проходит
через созвездие Льва. - Это время приблизитель соответствует восходу
созвездия Пса (см. Aratus, Phaenomena, 15).
9. Почитание же ибиса.
. . - Ср. Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 75: там говорится о том,
что ибис научил людей очищать организм. Две драхмы - около
8 г.
10. . . .можно ли попрекать египтян
таким неразумием. . . - Египетские культы тных действительно осуждались
приверженцами античной культурной традиции, ср. Филон Александрийский,
О жизни созерцательной, 8-9.
11. . . .u о пифагорейцах известно.
. . - Большая часть сведений о пифагорейских табу собрана в издании Дильса-Кранца
- см. Vorsokr. 58, С 3-6.
12. . . .маги . . .почитают
ежа, а водяных крыс преследуют. . . - В сочинении «Об Исиде и Осирисе»
(46) (ВДИ, 1977, № 3-4) Плутарх объясняет, что еж считался животным
благого и светлого божества (Ормузда), а водяная крыса - злого и
мрачного (Аримана).
13. . . .подобно тому как они
почитают осла. . . - Тацит считает, что Моисей учредил культ осла после
того, как стадо ослов навело иудеев на источник воды в пустыне во время
их исхода из Египта, а также в пику египтянам (История, V 3-4). Иосиф Флавий,
напротив, отрицает существование у иудеев такого культа (losephus Flavins,
Contra Apionem, II 7, 86). Об отношении к ослу египтян и возможной путанице
в иудейских и египетских преданиях, связанных с этим животным, см. Плутарх,
Об Исиде и Осирисе, 31. См. также: Latzarus В. Les idees religieuses
de PIutarque. Paris, 1920. P. 164.
14. . . .Адонис. . . не
кто иной, как Дионис. . . - Адонис - божество растительности,
умирающей и воскресающей природы, финикийско-сирийского происхождения,
типологически сходное с Дионисом. Ср. Фрэзер Дж., Золотая ветвь.
С. 362. Фанокл - Anth. Lyr., v. II, р. 226.
______________________________________________________________________________________
|