.
ПРИМЕЧАНИЯ

1. Поклонение или отвращение побуждает иудеев воздерживаться от мяса свиньи. - В современной науке ответ на этот вопрос предложен Дж. Фрэзером, чью точку зрения разделяет большинство историков и этнографов: в древнейших верованиях не существовало полярных представлений о «священном» и «нечистом»; была вера в сверхъестественные возможности животного, что возбуждало по отношению к нему противоречивые чувства. «С течением времени одно из противоречивых чувств одержало победу, и в зависимости от того, преобладало ли чувство почитания или чувство отвращения, животное то поднималось на уровень бога, то опускалось до уровня дьявола» (Фрэзер Дм. Золотая ветвь. С. 527). С такой точки зрения объяснимо возникновение альтернативных версий, изложенных участниками дискуссии. О двусмысленном отношении к свинье у иудеев, сирийцев и египтян см. там же, 
с. 522 сл. 
2. . . .каждое из этих животных имеет в Египте поклоняюшихся ему жрецов. - Философскому истолкованию египетской мифологии и культов посвящен трактат Плутарха «Об Исиде и Осирисе» (ВДИ, 1977, № 3-4). 
3. . . .само это орудие получило название (сошник), производное от слова(свинья). - Этимологической связи между словами, скорее всего, не существует. См. Chantraine, V. IV. 
4. . . .земледельцы и вовсе не нуждаются в пахоте. . . - То же у Геродота (II I4); ср. Plin. nat. XVIII 168; Диодор также отмечает необыкновенную легкость проведения пахоты в Египте, но о роли свиней не упоминает (D. S. I 36, 4). 
5. . . .мрак, по их мнению, древнее света. - Объяснение, соответствующее античным, в частности орфическим, космогоническим представлениям - ср. Vorsokr. 1, В 12; В 5; 9; ср. В 1; ср. Гесиод, Теогония, 116 сл. 
6. . . .[лев] производит на свет детенышей зрячими. . . - Приводя эти слова как мнение Демокрита (Ael. NA V 39), Элиан в другом месте (IV 34) сообщает обратное. Египтяне, по Элиану, почитают льва потому, что он, подобно солнцу, никогда не спит, а также потому, что он умен и справедлив. 
7. Родники у них источают водные струи из львиных зевов. . . - Ср. сведения об украшении египетских храмов львиными пастями: Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 32; Horapollo,

Hieroglyphica, I 21. 
8. . . .когда солнце, проходит через созвездие Льва. - Это время приблизитель соответствует восходу созвездия Пса (см. Aratus, Phaenomena, 15). 
9.  Почитание же ибиса. . . - Ср. Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 75: там говорится о том, что ибис научил людей очищать организм. Две драхмы - около 8 г. 
10. . . .можно ли попрекать египтян таким неразумием. . . - Египетские культы тных действительно осуждались приверженцами античной культурной традиции, ср. Филон Александрийский, О жизни созерцательной, 8-9. 
11. . . .u о пифагорейцах известно. . . - Большая часть сведений о пифагорейских табу собрана в издании Дильса-Кранца - см. Vorsokr. 58, С 3-6. 
12. . . .маги . . .почитают ежа, а водяных крыс преследуют. . . - В сочинении «Об Исиде и Осирисе» (46) (ВДИ, 1977, № 3-4) Плутарх объясняет, что еж считался животным благого и светлого божества (Ормузда), а водяная крыса - злого и мрачного (Аримана). 
13. . . .подобно тому как они почитают осла. . . - Тацит считает, что Моисей учредил культ осла после того, как стадо ослов навело иудеев на источник воды в пустыне во время их исхода из Египта, а также в пику египтянам (История, V 3-4). Иосиф Флавий, напротив, отрицает существование у иудеев такого культа (losephus Flavins, Contra Apionem, II 7, 86). Об отношении к ослу египтян и возможной путанице в иудейских и египетских преданиях, связанных с этим животным, см. Плутарх, Об Исиде и Осирисе, 31. См. также: Latzarus В. Les idees religieuses de PIutarque. Paris, 1920. P. 164. 
14. . . .Адонис. . . не кто иной, как Дионис. . . - Адонис - божество растительности, умирающей и воскресающей природы, финикийско-сирийского происхождения, типологически сходное с Дионисом. Ср. Фрэзер Дж., Золотая ветвь. С. 362. Фанокл - Anth. Lyr., v. II, р. 226. 
______________________________________________________________________________________
п