/
ВОПРОС VI
Каков бог у иудеев
Участники беседы:
Симмах, Мераген и другие
1. Последнее из сказанного Ламприем очень удивило Симмаха, и
он сказал: «Как, Ламприй, нашего отечественного бога, „Эвгия, жен вдохновителя,
честными цветущего безумствами Диониса" ты приравниваешь к еврейским изуверам?
Разве действительно есть какое-то основание отождествлять оба верования?»
Тут вмешался Мераген: «Оставь Ламприя, я, как афинянин, могу тебе ответить.
Утверждаю, что это один и тот же бог, и большую часть подтверждающих это
свидетельств могут привести посвященные о в справляемые у нас трехгодичные
таинства; то, о чем позволительно рас-сказать добрым друзьям, и к тому
же за вином и среди друзей даров Дио-ниса, я готов сообщить, если это угодно
присутствующим».
2. Все стали усердно просить, и он начал: «Прежде всего и сроки
и самый обиход величайшего и многозначительнейшего праздника у иудеев соответствуют
Дионисиям*. Он называется у них постом и справляется в разгаре жатвы. Выставляются
на вольный воздух столы с разложенными на них всевозможными плодами урожая,
а над ними возводятся шатры из древесных ветвей, переплетенных плющом:
поэтому предшествующая часть празднования называется праздником Кущей.
Через несколько дней справляют другой праздник, уже не символически, а
явно, в самом названии посвященный Вакху. Есть у них и праздник крадефория
и тирсофория, обряд которого состоит в том, что они вступают в храм, неся
фиговые ветви () и тирсы. Что
происходит в храме, мы не знаем, но можно предположить, что это вакхическое
действо: тут они свистят в дудочки, призывая бога, как аргосцы на Дионисиях,
а иные выступают с кифарами; называют их левитами - название, происшедшее
либо от имени Лисия, либо скорее от Эвия. Полагаю я, что и праздник субботы
() отнюдь не чужд Дионису: ведь
сабами еще и теперь во многих местностях называют вакхантов, а это имя
звучит в возгласах, с которыми обращаются к богу его служители. Подтверждение
этого можно ведь найти и у Демосфена и у Менандра; и легко возвести это
имя к тому возбужденному смятению (),
которым одержимы вакханты. Сами празднующие субботу свидетельствуют о связи
с Дионисом, приглашая друг друга выпить вина, а если что-либо непреодолимо
препятствует этому, то обычай требует хотя бы пригубить несмешанное. Пусть
все это кто-нибудь назовет догадками. Но что окончательно опровергает возражения
противников сказанного, это прежде всего первосвященник, выступающий на
празднике с лидийской митрой па голове, одетый в оленью шкуру, вышитую
золотом, и в длинный хитон; на ногах у него котурны, с одежды свешиваются
колокольчики, сопровождающие звоном каждое движение, как и у наших вакхантов,
которые таким звоном при своих ночных священнодействиях в знаменуют кормилиц
Диониса, называемых меднозвонными; самый храм украшен изображениями тирса
и тимпана: все это подобает не какому-либо иному богу, как только Дионису.
Кроме того, они не употребляют меда в своих священнодействиях, полагая,
что его примесь портит вино: а между тем до возникновения виноделия мед
служил и для приготовления напитка и для возлияний; еще и теперь те из
варваров, которые не умеют делать вино, пьют медовую сыту, умеряя сладкий
вкус горькими корнями, придающими ей винную крепость; да и у эллинов существуют
трезвенные медовые возлияния, в которых обнаруживается противоположность
природы меда и вина. Немалым подтверждением приверженности иудеев к почитанию
Диониса служит и то, что среди многих бытующих у них наказаний самым тяжелым
считается отлучение от вина на определенный срок; и те, кто подвергся такому
наказанию. . .
[Далее
текст в рукописном предании утрачен до конца четвертой книги;
заголовки отдельных бесед сохранились благодаря тому, что каждой книге
«Застольных бесед» в рукописях предпослано оглавление.]
_________
* . . .у иудеев соответствуют Дионисиям.
- Плутарх имеет в виду цикл торжеств, сначала покаянных, затем радостных,
в лунном месяце Тишри, приходившимся на сентябрь-октябрь. Первые десять
дней месяца, связанные с идеей вступления в новый год, были посвящены покаянию,
причем 3-го и особенно 10-го («Йом-Кипур») соблюдался строгий пост. С новолуния
начинался праздник Кущей - иудейский праздник урожая: «Праздник Кущей совершай
у себя семь дней, - читаем мы во Второзаконии (гл. 16, ст. 13-14), - когда
уберешь с гумна твоего и из точила твоего; и веселись в праздник твой ты,
и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец,
и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих». В седьмицу праздника Кущей
входит праздник Пальм, или Великая Осанна (Хошана Рабба), когда верующий
должен явиться на торжество, имея в руке лулав - пальмовую ветвь, соединяющуюся
с другими ритуально предписанными компонентами и особый род букета. Именно
лулав вызвал у Плутарха мысль о дионисийском тирсе. Предлагаемые греческим
автором этимологии еврейского слова шаббат («суббота») абсолютно фантастичны;
слово это восходит либо к глаголу шабат «предаваться покою», либо к числительному
шиб'ат «седьмая» (седьмой день недели). (Примечание С. С. Аверинцева).
_____________________________________________________________________________________
|