Глава 2. .Потоп
в устных преданиях
Серьезным
аргументом в пользу изменения подхода к мифологии может служить то, что
при всем разнообразии мифов в различных регионах и у разных народов между
ними обнаруживается их явное сходство. В частности, «
...все наши ранние цивилизации сохранили живейшие воспоминания о грандиозных
катаклизмах, которые пережили их предшественники» (Г.Хэнкок,
«Следы богов»).
Можно,
конечно, объявить мифы о катаклизмах следствием тяжелых условий жизни доисторических
людей, чрезвычайно сильно зависевших от капризов природы и местных стихийных
бедствий (как это, собственно, и делает официальная историческая наука).
Однако «гораздо труднее объяснить специфический,
но различимый отпечаток разума в мифах о катаклизмах. Зачастую степень
конвергенции между древними сказаниями достаточно сильна, чтобы вызвать
подозрение, не одним ли «автором» все они «написаны»» (там же).
С
данной проблемой столкнулись не историки, а исследователи мифологии (как
некоей разновидности фольклора), когда обнаружили значительное сходство
мифов о Потопе у разных народов.
«Почти
во всех культурах мира существуют поразительно похожие друг на друга легенды
о Вселенском потопе - их более пятисот.
Во всех этих легендах один и тот же сюжет: человечество погибает от Потопа,
спасается только один человек со своей семьей. В западных странах этот
человек известен под именем Ной, ацтеки называют его Нене, на Ближнем Востоке
его зовут «Атрахасис», Утнапишти или Зиусудра. Что касается спасательного
средства, то в Библии оно называется “ковчег”, то есть корабль; в месопотамских
сказаниях это подводное судно, а в легендах ацтеков речь идет о выдолбленном
бревне» (А.Элфорд, «Боги нового тысячелетия»).
В
частности: «...месопотамский миф о наводнении
во многом перекликается со знаменитой библейской историей о Ное и потопе....при
всем разнообразии вариантов предания потомству всегда передается главное,
а именно: была глобальная катастрофа, которая почти полностью уничтожила
человечество» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).
В
Индии «...ученые обнаружили версии Великого Потопа!
Ману - дравидийский Ной, а помогла ему спастись от гибели некая рыба джхаша
(в которой воплотился творец мира Брахма, а по другим версиям - хранитель
мира Вишну). «Шатапатха Брахмана», содержащая эту историю, тоже старше
Библии! О Потопе же говорит и «Махабхарата»» (В.Бацалев,
А.Варакин, «Тайны археологии»).
По
индийской мифологии «Вишна [бог] предупредил Ману
[человека] о грядущем потопе. Он прислал ему большой корабль и велел погрузить
в него по паре всех живых существ и семена всех растений, а потом сесть
туда самому» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).
А
в греческом варианте «...люди были уничтожены
Зевсом, царем богов.... Мстительное божество воспользовалось для очистки
Земли всеобщим потопом... В этом потопе погибло все человечество, за исключением
нескольких людей, бежавших на самые высокие горы» (там же).
«В
мифах о потопе, существующих в Лаосе и северном Таиланде, рассказывается,
что много веков тому назад в верхнем королевстве обитали существа тен...
Однажды тены объявили, что, прежде чем съесть что-нибудь, люди должны в
знак уважения делиться с ними своей едой. Люди отказались, а тены в ярости
устроили наводнение, которое опустошило землю» (там же)
«Существуют
японские предания, согласно которым острова Океании появились после того,
как мир был уничтожен наводнением и потом воссоздан богом Тангалоа. Самоанцы
верят в наводнение, которое некогда стерло с лица Земли все человечество»
(там же).
В
мексиканской мифологии «разрушение явилось в виде
проливного дождя и наводнений. Горы исчезли, и люди превратились в рыб...»(там
же).
«...в
Эквадоре, индейское племя канаров хранит древнюю историю о наводнении,
от которого два брата спаслись, взобравшись на высокую гору» (там же).
«В
провинции Анкасмарка, что в пяти лигах от Куско, индейцы рассказывали следующую
басню. За месяц до потопа их овцы (ламы) закручинились, днем они ничего
не ели, а ночью следили за звездами. В конце концов пастух поинтересовался,
что их беспокоило, и они ответили, что расположение звезд предсказывает
гибель мира от воды. Услышав это, пастух посоветовался со своими шестью
детьми, и вместе они приняли решение собрать сколько можно пищи и овец
и подняться на вершину очень высокой горы под названием Анкасмарка. Они
говорят, что по мере подъема уровня воды, гора становилась все выше, и
потому потоп так и не смог накрыть ее полностью, а когда вода спала, гора
тоже уменьшилась. Таким образом, шесть детей того пастуха вновь заселили
тот район...» (Кристобаль де Молина).
«В
доколумбовом Чили арауканы сохранили предание о том, что некогда случилось
наводнение, от которого спаслись лишь немногие индейцы. Они бежали на высокую
гору под названием Тегтег, что означает «гремящая», или «сверкающая», которая
имела три вершины и была способна плавать в воде» (Г.Хэнкок, «Следы богов»).
«На
крайнем юге континента легенда народа ямана с Огненной Земли повествует:
«Потоп вызвала женщина-Луна. Это было время великого подъема... Луна была
полна ненависти к человеческим существам... В то время утонули все, за
исключением тех немногих, кто сумел бежать на пять горных вершин, которые
вода не покрыла»» (там же).
«У
луизенов из нижней Калифорнии есть легенда о наводнении, которое затопило
горы и уничтожило большую часть человечества. Лишь немногие спаслись, сбежав
на высочайшие пики, которые не скрылись, как все окружающее, под водой.
...Дальше к северу такие же мифы были записаны у гуронов. Легенда горцев
из семьи алгонкинов рассказывает, как Великий Заяц Мичабо восстанавливал
мир после потопа...» (там же).
«В
«Истории индейцев дакота» Линда... излагается миф ирокезов о том, как «море
и воды некогда нахлынули на землю, погубив всю жизнь человеческую». Индейцы
чикасо утверждали, что мир был погублен водами, «но спаслась одна семья
и по паре животных каждого вида». Сиу тоже говорили о времени, когда не
оставалось сухой земли и все люди исчезли» (там же).
Подобное
сходство мифов практически на всей Земле может иметь одну из двух причин.
Во-первых,
сходство мифов могло было быть порождено их единым автором. Однако результаты
различных достаточно глубоких исследований реально отметают подобную точку
зрения.
«Всего
в мире таких легенд [о потопе] известно более 500. Исследовав 86 из них
(20 азиатских, 3 европейских, 7 африканских, 46 американских и 10 из Австралии
и Океании), доктор Ришар Андре пришел к выводу, что 62 полностью
независимы от месопотамского и еврейского
вариантов» (там же).
Тогда
остается признать, что за всеми этими древними преданиями стоит некий реальный
катаклизм, следы которого неизбежно должны обнаруживаться и в наше время.
Что
же говорят по этому поводу естественные науки ?..
/
.