.
Введение
(фрагменты)

    Сюжеты рисунков поэта разнообразны. Профили, головы, реже фигуры - это портреты. Автопортреты. Наброски коней, птиц. Лодочки. Кустики. Иллюстрации к своим произведениям. Женские ножки. Фигура уходящей женщины. Наброски руки, играющей на клавикордах. Биллиардист с кием. И снова профили, профили, профили...
    Профиль ложится на бумагу под рукой Пушкина уверенно, сразу. Смелый рисунок в точности соответствует увиденному умозрительно, задуманному. Если случится, что профиль не удался (редкий случай!), поэт не исправляет его. Небрежно перечеркивает, так же легко, как мгновение назад создал его. А рядом повторяет рисунок, уже безошибочно.
    Какое разнообразие лиц! Каждое индивидуально!
    Эти быстрые наброски являются выразительными портретами с меткими характеристиками. Если Пушкин бывал доволен тем, как схоже он изобразил лицо, он с радостью повторял его другой и третий раз, варьируя детали - одежду, прическу, поз. 
...................................


     С натуры Пушкин не рисовал никогда.
     Только по памяти, часто спустя годы после встречи. 
_____________________________________________________________________________________
п