______________________________________________

Н. И. Гнедич
(акварель К. Гампельна. 1827-1833 г)

C I I I
______________________________________________

Николай Иванович Гнедич
(рисунок Пушкина)

 
 

     Представив себе лицо кривого Гнедича с «красной слезящейся ямкой» на месте вытекшего от страшной оспы глаза, Гнедича, который переводит слепого Гомера, Пушкин не удержался от соблазна и написал
                                                           К  п е р е в о д у  И л и а д ы
                                    Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера,
                                    Боком одним с образцом схож и его перевод.
     Поэтическое приветствие оберну лось эпиграммой. Испугавшись соб ственного озорства, Пушкин тут 
же зачеркнул непрошеные строки; за черкнул старательно, спиралью, чтобъ невозможно было прочесть. Восемьде сят лет спустя пушкинистам удалось все же разобрать эти тщательно сокрытые строки.
     Прошло около месяца. Пушкин работает над произведением, пронизанным глубоко личными чувствами. Он пишет «Каменного гостя». Неожиданно драма перебивается на листе бумаги лирическими стихами. Стихи обрываются на полуслове, чтобы снова уступить место диалогу «Каменного гостя». И рядом рисунок: дуэль на шпагах.


     Ниже нарисована голова Гнедича - тяжелая, круглая.
     «Гнедич, испаханный, изрытый оспою, - вспоминал Вяземский,- не слепой, как поэт, которого избрал он подлинником себе, а кривой, был усердным данником моды: он всегда одевался по последней картинке. Волоса были завиты, шея повязана платком, которого стало бы на три шеи. Несмотря на непригожество свое - прости мне тень его мою нескромность - он придавал себе все притязания и прихоти красавца: иначе не стал бы выказывать свое безобразие, вставляя его в изысканную нарядную раму».
     Небрежный рисунок Пушкина метко схватил какие-то неверные, изуродованные черты его лица и эту жалкую кокетливость одежды.
     Появление образа Гнедича в рукописи «Каменного гостя» говорит о том, что мысль о нем не оставляет Пушкина.
     Но не может поэт оторваться от «Каменного гостя». 4 ноября он заканчивает трагедию. А 8-го создает один из своих маленьких шедевров.
                                                                  На  п е р е в о д  И л и а д ы
                                        Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, 
                                        Старца великого тень чую смущенной душой.
 
п