Рисунки Пушкина покрывают листы его черновых рукописей в огромном количестве. Число страниц, на которых они расположены, превосходит девятьсот. Есть листы, на которых находим до десяти рисунков, иной раз до двадцати. Общее число рисунков достигает почти двух тысяч. Воспроизводились они постепенно, изредка, начиная с первого года после гибели поэта. Но более половины рисунков Пушкина так и не опубликовано до сих пор.
      Полное признание получили рисунки Пушкина, когда ими занялся тонкий и острый художественный критик и искусствовед Абрам Маркович Эфрос. За более чем четверть века (1919-1946) он опубликовал около ста рисунков поэта, собрал в своих работах многие десятки, воспроизведенные до него и разбросанные в различных изданиях, осмыслил, разъяснил их, определил, кто изображен в том или ином наброске.
Автор

интересных, талантливых, артистически написанных статей и книжек о графике Пушкина, А. М. Эфрос расшифровал происхождение рисунков Пушкина, характер их, рассказал о пятидесяти пяти автопортретах поэта, которым он посвятил свою особенно ценимую автором книжку. Человек увлекающийся, большого художественного воображения, А. М. Эфрос был не свободен от ошибок, неизбежных у всякого открывателя, но они нисколько не умаляют первостепенного достоинства его трудов.
     Имя Абрама Эфроса, художественного критика, искусствоведа и переводчика, навеки войдет в историю культуры и как основоположника изучения графического искусства великого поэта.