.
I. МАТЕРИАЛЫ

     Краски. Первоначально специальных красочных материалов для грима не существовало, и для театральных целей использовались те же краски, что и при обрядовых раскрасках лица и в бытовой косметике. 
     Специальные краски для грима возникают только в начале XVIII века. 
     О красках того времени яркое представление дают указания Гейделъбергского медика Франца Мая, который в своей книге (Vermischte Schritten von Franz May. Mannheim, 1786), рекомендует актерам следующие безвредные рецепты для грима. 

     «Все роды белого притирания, приуготовляемого изо ртути и свинцу, вредны здоровью. Однако ж самые чистые, неоднократно промытые венецианские белила менее вредны, если сперва кожа довольно натрется мазью, сделанною из двух лотов белого воску, такого же количества розовой помады и полулота спермацету. Не вредны порошки висмутовой (magisterium marcasita), из устрицовых раковин, мелкий неоднократно промытый мел, крахмал и мелкий белый болюс. Вместо румян безопасно могут быть употребляемы киноварь, засушенный крап, корень «воловий язык», сок кермесовых ягод, бакан и канцелярское семя; сурик, которым римские победоносцы марали свои лица, не безвреден. Вообще полезно, перед наложением всякого притирания, кожу вымазать прежде вышеозначенною мазью. Желтые краски могут сделаны быть из солодкого корня и шафранного соку. За надлежащую серую краску отвечает силезская серая глина, или сожженная из абрикосовых зерен скорлупа, смешанная с чистым мелом. Лучшие смуглые краски делаются из железного шафрана или ржавчины. Синею краскою служит крутик и берлинская лазурь. Наконец черная краска может полезно и безвредно быть приуготовлена из сожженной пробки и скорлупы с абрикосовых зерен. Вот безопасный магазин красок, которыми актер может, без повреждения здоровья, наводить на лицо прелестную красоту и гнусные хари» (1). 

     Подобные сухие гримировальные краски используются в театре до середины XIX века, когда были изобретены жировые краски. Изобретение жировых гримировальных красок тесно связано с изменением техники освещения сцены: переход от масляного освещения на газовое. В новых условиях освещения возникла потребность в более тонком техническом выполнении грима, что было невозможно сухими красками. 
     В дальнейшем коренных изменений в рецептуре гримировальных красок нет. Таким образом современные гримировальные краски представляют собой порошок краски, сваренный и растертый на жиру или на вазелине с воском. 
     Для изготовления гримировальных красок пользуются теми же, наиболее безвредными по своему химическому составу, красочными материалами, что и в живописи. 
     Такими красками являются: 1) белая - цинковые белила. (ZnO), 2) желтые - желтая охра различный оттенков (Fe2O33H2O; Fe2O34H2O и т. д.), желтый кадмий (CdS), крон желтый (в небольших дозах в смеси с белилами РЬСгО4), 3) красные -  сурьмяная киноварь (киноварь HgS - сернистая ртуть - вредна), кармин, краплак, бакан, красные охры (Fе2О3), 4) синие - ультрамарин, индиго, берлинская лазурь. 5) коричневые - умбра (Fе2О3и МnО2) сиена жженая и натуральная, вандик коричневый,  6) черная - слоновая кость. 
     Краcки растираются в виде мельчайшего порошка и варятся с жиром, который является связующим веществом для гримировальных красок. 
     Жиры разделяются на несколько групп. 

а. ЖИВОТНЫЕ ЖИРЫ 

     Свиное сало - белый жир, похожий на мазь, плавится при 40°, должен быть свободным от жирных кислот и не должен быть прогорклым. Топят с поваренной солью и квасцами и промывают. 
     Говяжье и баранье сало: первое - плотная белая масса, плавится при 40-45°; второе при 45-50° (первое идет для изготовления мягких веществ, второе для твердых). 
     Спермацет (жир кашалота) - это белые кристаллические листочки, правятся при 48-54°. С течением времени принимают желтый цвет и прогорклый запах. 
     Ланолин - приготовляется из шерстяного жира овец путем эмульсирования со щелочами, плавится при 38-45°, желтоват, принимает воду, оохраняя консистенцию мази. 

в. РАСТИТЕЛЬНЫЕ ЖИРЫ 

     Жидкие масла: миндальное, оливковое. Густые жиры: масло какао, - платится при 30-35°, ломкое, прочное, не горкнет; воск - плавится при 60-63°. 

в. МИНЕРАЛЬНЫЕ ЖИРЫ 

     Парафин - плавится при 75-80°. 
     Церезин - представляет собой лучшую замену парафина и частично воска. Точка плавления 74-80°. 
     Вазелин - плавится при 33-45°; некоторые, особенно белые, сорта вазелина отличаются кислой реакцией и для косметики не пригодны. 
     Фирмы, изготовляющие гримировальные краски, применяют в качестве жировой основы для краски различные рецепты и комбинации жиров. 
     Так например: 

            I. 1) Вазелиновое масло                        - 110 частей 
                2) Церезин                                                -   60     ,, 
                3) Белый воск                                           -   15     ,,
                4) Сало, обработанное двухпроцентной 
                    бензойной смолой                             - 235     ,, 
                5) Кумарин                                               -      1 часть 
или 
           II. 1) Стеарин                                             - 200 частей 
                2) Вазелиновое масло                            - 400       ,,
                3) Церезин                                                 - 400       ,, 

     Н. Манн рекомендует следующую жировую основу для грима: 

            Вазелин                                                      - 200 частей 
                Ланолин                                                     - 200       ,,
                Церезин                                                      - 150       ,,
                Воск белый                                                - 300       ,,
                Оливковое масло                                     - 600       ,,

     В зависимости от необходимых качеств грима выбирается тот или иной жир. Значение имеет сохраняемость жира, консистенция и точка плавления. Температурой последней определяется количество воска, добавляемого к жиру, чтобы грим не потек от температуры тела. 
     Обычно для изготовления гримировальных красок употребляется свиное, воловье сало и вазелин с добавкой к ним воска в соответствующих пропорциях. 
     Процесс изготовления жировых гримировальных красок состоит в следующем: сухие краски растираются в мельчайший порошок и просеиваются (рекомендуется начинать изготовление красок всегда с более светлых тонов). Растапливается жир в чистой эмалированной или фарфоровой посуде на водяной бане. В растопленный жир высыпается приготовленная краска и варится, все время помешивая, до получения консистенции густой сметаны; к полученной массе добавляется примерно 5% растопленного воска (процент воска берется в зависимости от плавкости жира). Когда краска будет нужной густоты, плотности и цвета, она протирается на краскотерке или на мраморной доске. К краскам, для запаха, прибавляется несколько капель розового или бергамотового масла. Готовые краски следует сохранять в закрытой посуде. 
     Выпускаемые в продажу гримировальные краски представляют собой стандартные наборы по количеству красок, обычно восемь - семь: белая, черная, светло-красная, коричневая, синяя и две краски, представляющие собою смесь белой, желтой и красной красок, в различных пропорциях, так называемые - общие тона. 
     Например: 

                                          Белила 
            Жировая основа                                          - 420 частей
            Окись цинка                                                  - 580       ,,

                                       Общий тон 

                                                        № 1           № 3                 №5 
             Белила                         1000 частей  1000 частей  1000 частей
             Коричневая светлая       32     ,,          16      ,,                 -
             Оранжевая №                   0,2    ,,           -                          -
             Гераниум красный           -                 25      ,,             7      ,, 
             Охра темная                        -                 24      ,,            40     ,,
             Кадмий желтый                  -                 24      ,,            25     ,,

     Стандартные наборы обладают целым рядом недостатков; 
не говоря уже о качестве самих красок, которые иногда бывают совершенно непригодными: слишком жирны или жидки или, наоборот жестки, в результате чего они не обладают нужными кроющими свойствами, плохо накладываются на лицо и текут в работе, краски часто плохо подобраны по цветам. Так, иногда в наборах гримировальных красок встречается серая краска, которую чрезвычайно просто (получить смешиванием белой и черной красок, но почти всегда отсутствует желтая краска, являющаяся одной из основных красок, которую невозможно получить смешиванием. Желтая необходима для получения и изменения общих тонов, так как естественно, что все разнообразие окрасок человеческой кожи не может быть передано только двумя оттенками, которые имеются в готовом виде в коробке. 
     Учитывая это, некоторые фирмы, в частности «Лейхнер», выпускают дополнительно отдельные краски для общего тона. 
     Так, по Лейхнеру (№.№ 2 и 3 тона имеются в наборе) дополнительные тона: № З - для рабочих, спортсменов, охотников и т. д., № 4 - для военных, моряков, старых рабочих; 
№ 5 - для роли «Летучего голландца», № 6 - для стариков, № 6 - для интригана, № 7 - дли африканских опер, № 8 - для китайцев и японцев, .№ 9 - индейцев, № 10 - для оперы «Аида», № 11 - для «Отелло», № 12 - для австралийских народов, № 13 - для мулатов, 
№ 14 - для негров, .№ 15 - для индусов, .№ 16 - для цыган, литер F - южные французы, итальянцы, испанцы., литер К - северные народы Европы, эскимосы, лапландцы, литер S - Мефистофель и т. д. 
     Но если таким образом подходить к краскам, то, очевидно, актеру придется обзаводиться специальным наборам красок соответствующих оттенков для каждой новой роли. Между тем все это разнообразие оттенков красок получается из очень небольшого количества основных .цветов путем смешивания. Набор гримировальных красок должен быть не громоздким по количеству оттенков красок, но составленным из основных красок, пользуясь которыми, актер составит себе нужные оттенки красок и даже более богатые, чем все номера Лейхнера.
     Кроме жирных красок в гриме употребляются жидкие краски. Жидкие краски применяются в тех случаях, когда приходится закрасить одним тоном большое пространство тела (при передаче сильного загара, сильно набеленной кожи, или при передаче цвета кожи различных рас). 
     Жидкие краски представляют собой вышеуказанные порошки красок, разведенные на воде, пиве, одеколоне с глицерином и т. д. (присутствие в смеси спирта и глицерина делает краски более быстро сохнущими и не так сильно пачкающимися). 

                                 Рецепт жидких белил 

                         1. Цинковых белил                                 100 г
                         2. Воды кипяченой теплой                   150 кб. см
                         3. Одеколона                                              75 кб. см
                         4. Глицерина                                              25 кб. см 

     Белила разводятся в теплой коде, глицерин в одеколоне, потом к первой смеси приливается вторая; при употреблении краску следует взбалтывать. 
     Подобным образом могут быть изготовлены и другие цвета красок. 
     Среди жидких гримировальных красок большое распространение имеют краски, приготовленные на пиве. Например, черная краска делается из жженой пробки и разводится до необходимой интенсивности цвета пивом. 
     В менее ответственных случаях жидкие краски заменяются сухими. 
     Сухие краски представляют собой порошки красок, смешанные в надлежащих пропорциях до получения необходимого цвета. Краски накладываются на смазанное вазелином лицо, как шудра. К сухим краскам относятся также и сухие театральные румяна и цветные пудры. 

                                             Рецепт театральных румян 

                               Мел очищенный                                                 400 г 
                               Кармин                                                                    50 ,, 
                               Бензойная настойка                                              50 ,, 
                               Розовая вода - в достаточном количестве. 

     Растворяют кармин в бензойной настойке и полученный раствор прибавляют постепенно к меду до получения густой пасты, которую выкладывают в формочки для высушивания. 
    

Пудра в гриме служит как бы для фиксирования сделанного грима, так как обладает свойством впитывать в себя жир, благодаря чему грим становится сухим и не пачкает. 
     Основным материалом для изготовления пудр является крахмальная мука (рисовая, пшеничная, картофельная) и тальк. Прибавляют иногда окись цинка, магнезию, мел и др. 
     Все составные части хорошо мельчатся и сушатся 3 часа 
При 85-90°. 
     Чрезвычайно большое разнообразие сортов пудр получается путем изменения нескольких, так называемых основных составов добавлением к ним косметических масел, духов и красок при цветных пудрах (эозин или кармин для розовой, охра для желтой пудры). 

                                                  Основные составы пудр 

                              I. Рисовый крахмал                              100 частей 
                                 Тальк                                                      50       ,,
                                 Пшеничный врахмал                        100       ,,
                                 Картофельный крахмал                    100      ,,
                                 Магнезия                                                50      ,,

                             II. Рисовый крахмал                               100      ,,
                                  Пшеничный крахмал                          50      ,,
                                  Углемагниевая соль                            20      ,,
                                  Порошок фиалкового корня             15      ,,

                            III. Основание для жирной пудры: 
                                  Рисовый крахмал                                100 частей 
                                  Тальк                                                      500       ,,
                                  Окись цинка                                           60       ,,

                             IV. Основание для дешевой пудры: 
                                   Пшеничный крахмал                         100      ,,
                                   Тальк                                                     200      ,,

     Для грима наиболее употребительна сухая  рисовая пудра, так как она обладает наилучшей способностью впитывать жир и фиксировать грим. 
     Один из рецептов рисовой пудры следующий: 

                                   Тальк                                                      500 г 
                                   Розовое масло                                          1 ,,
                                   Бергамотовое масло                               2 ,,
                                   Настойка мускуса                                   4 ,,
                                   Рисовый крахмал                               1000 ,,

     Если не требовать от пудры особенно высоких качеств, цвета и кроящих свойств, то в условиях театра вполне применим чистый тальк. 
     Инструментами для накладывания грима служат кисти (те же, что и в живописи) щетинные или колонковые мелкие №№ 1, 2, 3, 4, конец их может быть или лопаточной или круглый. Основное требование, предъявляемое к кисти для грима, это - чтобы она была упругой, но не чрезмерно жесткой. В некоторых случаях применяют тонкие бумажные растушевки, которые довольно просто изготовлять самому. 
     Вырезается из бумаги фигура в форме усеченной трапеции, свертывая между  ладонями о более широкого края. Узкий край, когда растушевка свернута, приклеивается. 
     Для накладывания пудры употребляется хорошая, с крепко насаженным пухом пуховка. Для накладывания сухих румян - заячья лапка. И давя снимания излишков пудры после запудривания грима - заячья лапка или мягкая щетка. В крайнем случае пуховку, заячью лапку и щетку можно заменить гигроскопической ватой. 
     Материалом для разгримирования служит какой-нибудь жир, обычно вазелин или какао-масло, и чистая холщовая тряпочка, которую можно заменить лигнином. 
     Для того чтобы снять с лица излишки жира после разгримирования, употребляется раствор спирта или одеколона (1:5) в воде, пудра, мытье теплой водой с мылом. 
     Необходимый минимальный ассортимент материалов и принадлежностей для грима следующий: 
     1) гримировальные краски, 
     2) кисти 2-3 шт., 
     3) духовка, заячья лапка или вата, 
     4) вазелин, 
     5) полотенце или лигнин, 
     6) пудра, 
     7) зеркало, в котором хорошо видно было бы все лицо (не меньше 25 х 30 см). 
     Свет должен быть установлен так, чтобы лицо было равномерно освещено. Наиболее простая установка света - две лампы по сторонам зеркала. 
     Из других материалов наиболее часто используются в гриме: 
     1) мастика для лепки носов и гумоз, 
     2) различные материалы, вата, марля, материя, трикотаж, используемые для изготовления наклеек. 
     3) сандарачный спиртовой лак (светлый), используемый как для изготовления наклеек, так и для наклейки растительности. 
     4) специальные лаки - черный для удаления зубов, белый для маскирования золотых зубов. 
     5) крепе различных сортов (волос для наклеивания растительности), а также готовые волосяные изделия - парики, бороды., усы и т. п. 
     Дополнительные инструменты: ножницы, кисть для лака, гребенка, щипцы для завивки. 
     И, наконец, необходимо упомянуть об используемых в заграничных «мюзикхоллного» типа театрах светящихся или флуоресцирующих красках. 
     Краски эти не видны при обычном электрическом освещении сцены, но при переключении электрического света на свет ртутных ламп, когда исчезает видимость естественных красок, флуоресцирующие краски начинают ярко светиться, тем самым производя своеобразные фантастические превращения. Таково, например, превращение молодого цветущего лица в светящийся череп. Привожу несколько рецептов подобных красок согласно указаниям Ульмана (Encyklopedie der ochnischen Ghemie, т. VII, стр. 308): 

                                                                  Желтая: 
                    Углекислый стронций                               100    г
                    Сера                                                                 30    ,,
                    Сернокислый марганец                                0,2 ,,
                    Хлористый натрий                                         0,5 ,,
                    Безводная сода                                                2    ,,

                                                                                               Красная: 
                    Окись бария                                                   40 частей
                    Сера                                                                   9       ,,
                    Сернокислый литий                                       0,7    ,,
                    Азотнокислый раствор меди                       3       ,,
                    (медь азотнокислая растворяется 
                    0,4 г в 100 см алкоголя, разведенного 
                    тремя частями воды) 

                                                                                                Сине-фиолетовая: 
                    Окись кальция                                                 40 частей
                    Сера                                                                     8       ,,
                    Углекислый литий                                            2       ,,
                    Крахмал                                                              2       ,,
                    Сернокислый калий                                         1       ,,
                    Сернокислый натрий                                       1      ,,
                    Азотнокислый висмут                                    2 кб.см (0,5 :100 алк.)
                    Азотнокислый рубидий                                 2   ,,    ,,  (0,5 :100 воды) 

     Химические реактивы согласно рецепту растираются в мельчайший порошок и прокаливаются  часа в тигельной петой, полученный сплав снова мельчится и наносится на лицо посредством желатинового студня: 25 г желатина, 25 куб.см воды и 50 куб.см глицерина, растворяемых на водной бане. Этой смеси следует дать остыть, после чего прибавляют 3 г краски. 



1. «Безвредные притирания и краски для употребления актерам», журн. «Магазин общеполезных знаний и изобретений» за 1795 год. Август.
_______________________________________________________________________________________
п