V. ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ГРИМА
Приемы грима являются результатом опыта многих
поколений актеров. Передаваясь от мастера к ученику, от одного актера к
другому, приемы, найденные на конкретной творческой работе, обобщаются
и принимают характер «правил гримировки отдельных частей лица», превращаясь
в дальнейшем в «правила гримировки для той или иной роли». В последнем
случае - рутинные, традиционные формы грима выступают особенно ярко.
Объясняется это тем, что приемы, грима воспринимаются
не как общий закон, имеющий бесконечное разнообразие своих конкретных проявлений,
а как единственная возможная форма. Так, «круг, проведенный на щеке касательно
носа, глаза, уха» и растушеванный к центру щеки, создает впечатление толстой
щеки, - это закон, так как всегда шарообразный объем, переданный до законам
светотени, будет создавать иллюзию выпуклой щеки; но это вовсе не значит,
что всякую толстую щеку следует передавать указанным приемом.
Толстая щека может иметь самые разнообразные
характерные формы. Скажем, она может быть толстой, обрюзглой, со складками
- закон .светотени останется, останутся в силе приемы тушевки шарообразной
формы, но самое построение изменится совершенно, и никакого «крута, касательного
носа, глаза, уха», не будет. Если этот же прием использовать для передачи
толстой щеки на лицах разных актеров, то появятся еще новые варианты и
изменения в построении приема, вытекающие из особенностей анатомической
структуры данных лиц.
Грим нельзя рассматривать как комбинирование
общих приемов. Каждый прием в гриме должен найти свое особое, конкретное
разрешение, вытекающее из поставленной творческой задачи, и иметь в основе
глубочайшее изучение пластических особенностей своего лица и технических
средств грима.
Следовательно, изучая приемы грима, мы должны
не механически запомнить тот или иной прием, а понять закон построения
лица и возможности изменения его в связи с особенностями своего индивидуального
строения лица.
Существующие руководства по гриму нигде не
дают такой теоретически обоснованной, научно углубленной техники грима.
В них все рекомендуемые приемы даются только как готовые рецепты, применительно
к этому определенному случаю, без теоретического ид обоснования.
И как только перед актером встают более сложные
задачи, требующие для своего разрешения новых приемов и других выразительных
возможностей грима, актер становится совершенно беспомощным, его гримировальная
техника оказывается приспособленной для выполнения только узкого и ограниченного
круга задач. Таким образом, ограниченные технические навыки являются одной
из причин, способствующих укреплению штампа в гриме.
Нашей задачей, следовательно, является не
только практическое, но и теоретически обоснованное изучение техники грима,
способствующее более глубокому пониманию и сознательному овладению гримировальными
приемами, создание такой технической базы, на которой действительно возможна
была бы творческая работа актера в области грима.
Если грим как часть целого художественного
произведения - спектакля, не может рассматриваться вне этого целого, то,
переходя к изучению техники грима, мы на первых порах вынуждены будем абстрагироваться
от целого. Следовательно, все работы, которые мы будем выполнять на первом
этапе изучения, явятся только упражнениями, на которых мы с большей ясностью
сможем, как теоретически, так и практически понять самую сущность технических
приемов грима. Усвоив основные законы построения приема, мы перейдем к
изучению грима в соотношении с другими элементами спектакля и, наконец,
к гриму в конкретных условиях спектакля.
Если мы будем рассматривать загримированные
лица актеров, отбросив их выразительные свойства в спектакле, мы увидим,
что грим может включать в себя следующие элементы:
1) раскраску лица красками,
2) наклеенные я налепленные объемные части
лица,
3) парики и растительность.
Парики и технику изготовления волосяных изделий,
являющуюся самостоятельной отраслью в театральном производстве, мы рассмотрим
в дальнейшем при ознакомлении с работой театрального парикмахера. Наклейки
и налепки мы также пока выделим в особый раздел «объемно-скульптурных»
приемов грима. Сейчас обратим все свое внимание на раскраску лица, которая
за редкими исключениями всегда встречается в гриме и является как бы основным
признаком загримированного лица.
Если мы зайдем в уборную актера и посмотрим,
как он делает эту раскраску липа, мы увидим, что согласно эскизу грима
(или мысленному его проекту) актер накладывает соответствующие краски,
линии, теневые пятна и блики на лицо, изменяя этим первоначальный характер
своего лица. Этот процесс раскрашивания лица напоминает живопись по характеру
используемых выразительных средств: линия, объем, цвет, светотень, фактура
и т. д. Специфика грима в том, что обрабатывается не искусственная плоскость,
а живое, изменяющееся, объемное лицо актера. Грим воспринимается зрителем
не в постоянных условиях рассматривания картины, а в сложных и изменчивых
условиях театра, величины сцены, зрительного зала, силы света и цвета освещения.
Наконец, в гриме помимо красок, как уже сказано, имеются возможности использования
целого ряда дополнительных материалов.
Следовательно, к изучению приемов раскраски
лица мы можем подойти как к изучению элементов живописи, с учетом их специфики
в гриме. Тогда изучение приемов раскраски или живописных приемов грима
предстанет перед нами как изучение выразительных свойств: линии, объема,
цвета, светотени и их взаимоотношений.
Итак, изучение живописных приемов грима, нами
намечается по следующему плану:
1) Линеарные приемы грима, где мы рассмотрим
изобразительные возможности линии, начиная с элементарнейшей передачи контуров
и кончая анализом так называемых условных театральных гримов.
2) Объем и цвет в гриме, где мы рассмотрим
приемы светотеневой передачи объема на простейших формах, применяя разбел
одного цветового тона или используя несколько цветов, с учетом их способности
выявлять объем.
3) Живописно-иллюзорные приемы грима, где
мы рассмотрим возможности наполнения изученных нами элементов применительно
к реалистической передаче формы в гриме.
_______________________________________________________________________________________
|