V I I. ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ
Раскраска в гриме, как мы уже указывали, использует
те же средства выразительности, что и живопись, с некоторыми специфическими
особенностями, возникшими в условиях театра.
Основные выразительные средства - линия, цвет,
светотень - обычно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, общие
контуры предмета (линия) принимают объемную
форму в соединении со светотенью, а свой красочный вид - при помощи
цвета.
Но эти элементы могут являться средствами
изображения и отдельно. Мы имеем такие живописные произведения, где
использованы преимущественно выразительные свойства линии, или светотени,
или цвета. То же и в гриме.
Так, гримы японского театра «Кабуки», ряд
условных гримов современного театра, цирковые гримы имеют линейный и графический
характер.
Выделение линеарных приемов грима - не механический
разрыв и дробление сложного явления на произвольные части, а прием рассмотрения
его в существующих элементарных формах, где мы с большей ясностью сможем
понять законы построения гримировальных приемов.
Линия является исторически первичным и простейшим
изобразительным средством живописи. Линеарное изображение плоскостно, оно
не передает объемного характера окружающей нас природы. Линия условна (природа
не знает линий), но в то же время линия является костяком построения живописного
изображения. Без линии невозможно было бы передать в живописи границы предметов,
резкие контуры и очертания их рельефов.
Итак, линия является тем простейшим изобразительным
средством, которым мы можем передать контур предмета, очертить его впадины
и выпуклости.
В гриме мы линиями передаем характер складок
и морщин на лице, разрез глаз, очертания губ и т. п.
Линеарные композиционные построения могут
передавать ощущения ритма, как в простейшем орнаменте, и могут создавать
впечатления покоя или движения, таковы, например, гримы старинного китайского
театра (сравните на рисунках гримы, где вы увидите изображения грима необычайно
динамического по характеру композиционного построения линий и рядом с ним
другой, где, наоборот, все симметрично, уравновешено).
ГРИМ В КИТАЙСКОМ ТЕАТРЕ
.
.
|
.
.
.
Грим в китайском театре (любительский спектакль
студентов Института народов Востока, Ленинград)
|
|
Линия имеет большое значение в специфических
условиях театра благодаря своей четкой видимости.
Грим является как бы «декоративным» портретом,
рассматриваемым с более или менее далекого расстояния, и в больших театрах
только четко очерченная форма будет видна, а в некоторых случаях, как .например,
в
цирке, только линеарный грим возможен и видим.
Линеарный цирковой грим клоуна
Техника начертания линии в гриме чрезвычайно
проста и несложна. Она требует: 1) плавной, без комков краски, отчетливой
и смело без поправок проведенной линии, 2) четкой и правильной передачи
контура формы, придающей тот или иной выразительный характер лицу.
Первое, чисто техническое условие достигается
довольно быстро, через несколько упражнений; второе требует длительной
тренировки и изучения своего лица. Последнее является необходимым условием
вообще в гриме, так как грим и выразительные возможности лица актера неразрывно
между собой связаны.