I X. ЛИНЕАРНЫЙ ГРИМ
Иногда, как мы уже говорили, весь грим актера
в спектакле имеет линеарный характер. Линеарные гримы в наиболее полно
и ярко выраженных формах представлены в китайском классическом театре и
в японском театре «Кабуки».
Линеарный характер имеют и так называемые
«условные гримы» современного театра, используемые в связи с особенностями
стиля данной постановки и характером ее оформления. С подобными линеарными
разрешениями гримов мы встречаемся также в цирке и на эстраде.
Основной принцип построения этих гримов заключается
в том, что изобразительные средства живописи, применяемые в гриме, используются
в плане плоокостно-живописной выразительности, то есть актер не стремится
к выявлению объемных форм своего лица.
Отсюда - преимущественно графический характер
условных гримов, так как линейное изображение плоскостно и не передает
объема. Используемые наряду с линией цвет и фактура также подчиняются этой
плоскостной трактовке формы. Так, цвет применяется в своем чистом виде
(без переходов и оттенков топа) как цветоокраска плоскости, иногда при
этом символически характеризующая персонаж (гримы «Кабуки» и китайского
театра), фактура же чаще всего имеет изобразительный характер, а не передается
своим материалом (например, усы не наклеиваются, а рисуются).
В зависимости от трактовки образа, линеарные
гримы или приближаются к условной и символической росписи, к своеобразному
орнаменту, или имеют реалистический характер. В последнем случае, используя
скупые, но метко и четко найденные штрихи для обрисовки основных черт персонажа,
актер в гриме использует изобразительные средства линии в том же плане,
что и художник в карикатуре.
Приводимые в таблице
V I примеры сложных линеарных гримов следует использовать как тренировочные
упражнения по овладению техникой выполнения подобного рода гримов. Необходимо
использовать для этого и оригинальные рисунки, эскизы гримов, разные графические
материалы и карикатуры, как мотивы для самостоятельных композиционных работ
по гриму.
______________________________________________________________________________________
|