СВЕТОТЕНЬ 

     В гриме, помимо передачи контурных очертаний характерных особенностей лица, приходится передавать их объемную форму. При передаче объема выразительных средств линии недостаточно, для этого необходима светотень, то есть известная градация света и тени внутри контура, переданного линией. 
     Объем предметов мы воспроизводим зрительными ощущениями глаз. На основе жизненного опыта мы знаем, что разные части объема имеют равную степень освещенности, светотень, которая соответствует формам объемов предметов и передает их. Следовательно, в живописи, передающей предметы в форме зрительных впечатлений, путем создания иллюзии светотени можно передать характер объема. 
     Рассматривая объемный предмет, мы видим, что разные плоскости его (находятся в различных условиях) освещенности. Благодаря определенному положению источника света одни плоскости, более близко расположенные и повернутые к свету, освещены более сильно, другие, по мере удаления от источника света, более слабо, находятся в тени. Благодаря этим различным условиям освещенности, возникающим в силу формы объема и расположения источника света, цветовая окраска предмета изменяется. Цвета поверхностей, находящихся в тени, как бы «темнеют» по отношению к поверхностям ярко освещенным. 
     Также и на лице человека мы видим, что одни плоскости более ярко освещены, другие, образующие впадины лица, находятся в тени. Подчеркивая соотношения этих плоскостей через различную более темную или более светлую их окраску, мы подчеркнем и передадим более рельефно объемность лица. Изменяя эти планы, создавая посредством светотени иллюзию выпуклости и впадины на Других местах, соответствующую другим формам, мы сможем придавать несколько другой характер нашему лицу, ев связи с требованиями той ила иной роли. 
     Если мы поставим на сцену двух незагримированных людей - старика и молодого, то, наблюдая их лица, мы увидим, что светотени, соответствующие тому и другому лицу» будут иметь различный характер. На молодом лице светотень будет передавать только общий характер его форм, не будет резко выражена в деталях, так как лицо не имеет ярко выраженных впадин, выступов, напротив, на лице старика мы будем иметь резко выраженный характер светотени, передающий характерные старческие формы лица. 
    

Если бы мы на молодом лице передали искусственным образом посредством красок эти соотношения светотеневых пятен, характерных для старика, то у нас возникла бы иллюзия, что молодое лицо стало старым. 
     При изменении положения источника света освещенность различных плоскостей будет меняться. То же будет с действительным объемом и в театре при различном расположении источников света или при движении человека на сцене. 
     Поскольку этой подвижностью не обладает светотень нарисованная, передача полной иллюзии светотени в гриме невозможна. 
     Действительно, в условиях театра светотень передается более условно и не может достигнуть таких эффектов иллюзии, как в живописи. В гриме условно принимается одно положение света, при котором лицо актера равномерно освещено со стороны зрительного зала. Именно при таком плоском лобовом освещении посредством светотени можно изменять формы лица самым разнообразным образом, не нарушая иллюзии. Таким образом в гриме - передача объемов с помощью светотени выполняется в расчете на лобовое неподвижное освещение. 
     Следует отметить, что живописные светотеневые приемы грима получили свое развитие именно при таком характере освещения сцены-коробки. 
     В современных условиях освещения сцены иллюзия, создаваемая приемами светотени, часто нарушается, особенно в случаях отсутствия подсветки. При источниках света, направленных только снизу, сверху или сбоку, образуется резко выраженная светотень, подчеркивающая естественные формы лица и уничтожающая светотень, искусственно нанесенную гримом. В подобных случаях изменить формы лица живописными приемами нельзя, и необходимо прибегнуть к помощи скульптурно-объемных приемов грима. 
_______________________________________________________________________________________
п