ЦВЕТ 

     Если бы лицо было бесцветное, белое, то соотношение различно освещенных плоскостей лица выразилось бы как соотношение белого и различных оттенков серого. 
     Светлыми выглядели бы все плоскости, наиболее ярко освещенные и ближе расположенные к источнику света, более серыми, темными - плоскости, более удаленные и слабее освещенные. Это соотношение светлого и темного в некоторых книгах по гриму выражено в виде формулы: «светлые тона приближают, увеличивают, темные удаляют, уменьшают». 
     При условии цветной окраски предмета цвета плоскостей, находящихся в тени, изменяются. Образующаяся под влиянием затемнения цветов окраска предмета может быть чрезвычайно разнообразна и изменчива по цвету, так как цвет тени зависит еще от целого ряда рефлексов, то есть отражения цвета различно окрашенных: поверхностей окружающей среды. 
     В гриме изменение цвета тени под влиянием рефлексов не передается, так как актер может быть поставлен на сцене в условия меняющейся по цвету среды, да это и не нужно, так как явления рефлекса, в условиях театра, произойдут сами по себе, независимо от нашей воли. Наоборот, иногда приходится бороться с рефлексами, изменяющими характер грима (например, при ярком цветном костюме). 
     Таким образом, цвет тени в гриме передается более упрощенно, только как изменение цвета под влиянием затемнения. 
     Практически, наложив на лицо какой-нибудь оттенок общего тона, мы затемненные места будем передавать более темными оттенками этого же тона, а освещенные места - оттенками светлее общего тона. 
     Здесь следует отметить общераспространенное мнение, что в гриме такой «теневой» краской будет коричневая, находящаяся в наборе гримировальных красок. Это не совсем верно, хотя коричневый тон и является сильно затененным оранжевым, приближающимся к окраске кожи. Так как цвет общего тона может быть нами использован самый разнообразный, то в каждом новом случае приходится подбирать соответствующий оттенок цвета, передающий тень. И не всегда это будет коричневый цвет, находящийся в гримировальной коробке, очень часто даже не подобранный в соответствии с теми цветами общих тонов, которые находятся в том же наборе гримировальных красок. Следовательно, нельзя дать определенного рецепта для цвета, которым можно передавать теневые места, так как этот цвет .зависит от ряда причин и в первую очередь от оттенка используемого цвета общего тона, по отношению к которому и следует подбирать теневой тон, находя путем смешивания красок наилучше с ним сочетающийся. Следует учитывать при этом и смысловое значение цвета (например, красные цвета будут производить впечатление здоровья, синеватые - болезни и т. п.). 
    

Так как лицо не .представляет сплошь один какой-то цвет, а отдельные участки его могут иметь ярко выраженную характерную окраску - розовую, желтую, синеватую и т. д., то приходится .учитывать и участие цвета в передаче объема лица. Если мы сопоставим две различно окрашенные плоскости, то благодаря различной окраске одна плоскость будет уходить в глубину (будет казаться теневой), в то время как другая будет выпирать вперед. При различной насыщенности красок теневой окажется плоскость, окрашенная в более темный цвет. При одинаковой насыщенности красок удаляющейся или более теневой будет плоскость, окрашенная в «холодный цвет», то есть цвет, лежащий в сине-зеленой части спектра, и, наоборот, будет выступать вперед плоскость, окрашенная в «теплый цвет», то есть лежащий в красно-желтой части спектра. 
     Например, - если сопоставить желтую и голубую краски, при одинаковой их насыщенности, то голубая «холодная» будет отступать, а желтая «теплая» - выпирать вперед. 
     Учет в гриме этих особенностей «теплых» и «холодных» тонов совершенно необходим при живописной передаче формы. 
     Кроме того, в гриме необходимо учитывать явления контраста, которые наблюдаются при сопоставлении различно окрашенных плоскостей, а также контраста цвета лица в целом по отношению к цвету парика и костюма. Например, теневое пятно, сделанное темным баканом на светлом общем тоне, может оказаться слишком темным и резким, тогда как на темном общем тоне то же пятно будет казаться сравнительно светлым. Загорелое лицо при белом костюме будет сильно выявлять свою красочность, но значительно потеряется при темном или ярком цветном костюме. 
     Общий вывод. Впечатление объема в гриме может быть выявлено или монохромно, то есть приемами разбелки одной 
краски, или полихромно, то есть путем применения нескольких красок, используя такие соотношения цветов, при которых одни цвета будут выступать вперед, а другие уходить назад. При этом освещение условно принимается как постоянное, не изменяющееся и направленное спереди. 
________________________________________________________________________________________
п