ПОДЧЕРКИВАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ОБЪЕМОВ ЛИЦА

     Прежде чем перейти к передаче форм лица во всей их сложности, изучим соотношения светотени на простейших формах. Представим наше лицо в его простейшем виде, как бы срезав И отбросив мелкие подробности, мешающие передаче основных форм лица. Тогда наше лицо примет вид как бы первичной, кубообразной болванки, с резко очерченными плоскостями, ограничивающими форму объема. Основой для построения этих плоскостей должны быть строение черепа и общий характер формы лица. Закрашивая плоскости различными оттенками красок в зависимости от расположения их относительно света и степени затененности, мы передадим в подчеркнутом виде общий конструктивный объем лица. 
     Подготовив лицо к гриму, наложив общий тон, определим сначала линиями границы боковых плоскостей лба, плоскостей, формирующих нос, главную впадину, плоскости щек, губ, подбородка. Потом, подбирая соответствующие оттенки красок, закрасим плоскости тем более темными оттенками, чем дальше удаляются .затемненные плоскости от наиболее выступающих и сильно освещенных фронтальных плоскостей (см. практическую разработку на таблице V I I). 
     Сначала упражнение нужно выполнять оттенками какого-нибудь одного цвета. Повторив упражнение несколько раз с различными красками, мы практически ознакомимся с разнообразием и характером оттенков цвета этих красок. В дальнейшем можно усложнить упражнение и попробовать передать объем, используя несколько красок, различных по цвету, применяя при этом соотношения холодных и теплых тонов. 
     При закраске двух рядом лежащих плоскостей различных по цвету следует обратить внимание на явление контраста. Изменяя цвет одной плоскости, например, затемняя его, мы тем самым изменяем цвет рядом лежащей плоскостей: в силу контраста она как бы становится светлее. Таким образам, при тушевке все время следует обращать внимание как на светлые, так и на темные места, помня, что их соотношение передает объем, и стремясь к тому, чтобы тени не оказались чересчур темными, а света чрезмерно белыми, так как для человеческого лица не характерна ни чрезмерная чернота теней, ни белизна световых бликов. 
     Располагая два цвета рядом, мы видим, что граница между ними, ребро, выявляется как бы более интенсивно, хотя на ребре краска такая же, как и на остальной поверхности. Это явление происходит в силу контраста, причем на ребре при стыке двух цветов, это выявляется более сильно, чем по мере удаления от него. Подчеркивая эту границу усилением краски, ребро плоскости и ее направление можно передать с еще большей силой. 
     В гриме этот прием тушевки «от ребра» используется тогда, когда необходимо передать резкое соотношение света и тени и угловатый характер объема. 
    

Рассматривая отдельные плоскости объема в выполненном нами только что гриме, мы увидим, что для более реальной передали лица необходимо эти большие массы разбить на более мелкие, последние на еще более мелкие, и так пока они не сольются с реальной поверхностью лица. 
     На основе примерной разработки (см. табл. V I I I) сделайте разбивку лица на более мелкие объемы самостоятельно. Закраску плоскостей произведите разными красками и тушевкой «от угла». 
     В предыдущем упражнении мы рассматривали лицо как ряд простейших кубов разных форм. С одинаковым правом мы можем представить лицо как ряд шарообразных объемов (см. примерную разработку на таблице I X). Выполните грим самостоятельно, стремясь передать формы лица в виде упрощенных шарообразных форм. Обратите внимание, что они не имеют резких границ и светотень мягко, постепенно переходя от темного к светлому, лепит объем. Светотень на округлой поверхности, с постепенными переходами в более сильную тень, необходимо передавать такой же мягкой тушевкой «на нет», передавая наиболее освещенное и наиболее выступающее место шарообразной поверхности световой точкой - бликом. 
     Эти два примера тушевки, которые мы изучили, тушевка «от утла» и тушевка «на нет» являются основными приемами при светотеневой передаче объема в гриме. Первому приему соответствует более твердый, жесткий характер фактуры и резко выявленные угловатые формы объема, второму - мягкий характер фактуры и расплывчатый характер форм. 
     Мягким очертаниям формы, переданным плавными переходами светотени, можно придать и более жесткий характер, если их оконтуровать четкими линиями. И наоборот, жесткие угловатые формы можно смягчить, стушевывая резкие грани между плоскостями. Эти особенности приемов тушевки и лилии следует учитывать, особенно при передаче грима в определенных живописных стилях, где находит свое применение подчеркнутая конструктивная передача объема. 
     Использование элементов такого объемно-конструктивного построения грима в театре нашло свое выражение в ряде постановок экспрессионистского характера, в связи с особенностями их живописного оформления. 
     Обычно подчеркнутая объемность форм используется в смягченном виде, как способ более резкой передачи характера в реалистическом гриме. 
______________________________________________________________________________________
п