X I. ЖИВОПИСНО-ИЛЛЮЗОРНЫЕ ПРИЕМЫ ГРИМА 

     Если мы от конструктивной передачи форм лица перейдем к реалистическому его изображению, то рассмотренные нами приемы примут несколько видоизмененный характер. В связи с усложнением очертаний формы лица и их детализацией, линейные контуры станут более мягкими, приемы тушевки усложнятся, передавая более разнообразные соотношения светотени. Цвета красок, помимо лепки и выявления объемности формы, примут на себя задачи психологической и социальной характеризации человека. 
     Кроме того, изучая линейные приемы и основанные на них условные театральные гримы, или изучая элементы светотени и приемы передачи объема в его простейших формах, мы нарочито подчеркнуто, резко изменяли формы лица, не считаясь со всеми деталями анатомического его строения. Переходя к реалистической передаче форм лица, необходимо учитывать все особенности пластических форм своего лица, чтобы не разрушить иллюзию, создаваемую гримом. 
     В реалистическом гриме форму лица актера можно изменить только чуть-чуть, и из этих «чуть-чуть» в общем складывается полное изменение и создание совершенно нового внешнего вида актера. Очень часты случаи, когда живописными приемами нельзя передать ту или иную часть лица. Это бывает, когда слишком велика разница между формами лица актера и теми, которые необходимо передать гримом. Изменение формы тогда достигается с помощью скульптурно-объемных приемов. 
    

Это необходимо помнить при изучении живописных приемов грима, так как они создают необходимое впечатление только при условии хотя бы некоторой близости форм лица актера к формам, создаваемым гримом. Недоучет этого очень часто приводит к тому, что иллюзия, создаваемая светотенью, нарушается и грим, теряя свой реалистический характер, выступает просто как раскраска лица. 
_______________________________________________________________________________________
п