НАКЛЕЙКИ 

     Наклейки отличаются от налепок тем, что лицо актера изменяется посредством наклеивания специальных объемных деталей, заранее приготовленных из различных материалов (вата, материя, папье-маше и т. п.). 
     Необходимо различать два момента в работе с наклейками: первый - изготовление наклейки, второй - выполнение грима с уже готовыми наклейками. Последнее особых трудностей не представляет, тогда как техника изготовления наклеек хотя и несложна, но требует некоторого навыка, тем более, что только 
чисто сделанную наклейку удастся хорошо замаскировать и загримировать. 
     По технике изготовления наклейки можно разделить на две группы. К первой мы отнесем наклейки, изготовляемые из ваты, пропитываемой лаком, причем наклейка делается непосредственно на лице актера; к второй - наклейки ив материи, из папье-маше и т. п., которые только в готовом виде наклеиваются на лицо актера, изготовляются же они на болванке, на специальной форме и т. п. 
     Начнем с рассмотрения основных приемов изготовления наклеек из ваты. Простейший вид наклейки представляет кусок ваты, которой придана, при помощи проклейки ее сверху лаком, определенная форма. В качестве упражнения сделаем наклейку из ваты большого круглого носа (см. табл. X X V I I). 
     Возьмем кусок ваты. Учитывая, что при проклейке вата сильно садится, объем ваты в сухом виде будет несколько больше, чем в законченной наклейке. Вату предварительно примерим на носу и придадим ей пальцами необходимую форму. После этого намажем лаком кожу на том месте, где должка быть наклейка, и приклеим вату. Теперь, работая кистью, следует пропитать лаком всю поверхность ваты и придать требуемую форму наклейке. Проклейку начинать с края наклейки, обращая внимание на то, чтобы края плотно пристали к коже и были тонкими. Когда края проклеены, проклеивается вся остальная поверхность ваты, при этом лак на кисть нужно брать в достаточном количестве, так как иначе вата будет прилипать к сухой кисти, и проклеить форму не удастся. Когда форма лаком проклеена, следует намочить в воде кусочек ваты или тряпочки, действуя ею как губкой, смочить проклеенную поверхность и, следка нажимая на нужных местах, придать окончательную форму наклейке. 
     От соприкосновения воды со спиртовым сандарачным лаком происходит выделение сандарачной смолы, так как в воде сандарак нерастворим. В результате ша поверхности ваты образуется тонкая пленка, которая и придает наклейке определенную форму и по которой можно с некоторой осторожностью, чтобы не прорвать, накладывать краски и гримировать. 
     Сделанная таким образом наклейка будет непрочна. Выклеить фазу из одного куска ваты более сложную форму довольно трудно. Поэтому только что описанный прием изготовления наклейки в своем чистом виде употребляется редко, чаще применяется следующий, несколько усложненный, вариант этого приема. 
     Поставим своей задачей сделать наклейку носа более сложную по форме: например, острый - орлиный нос с четко обрисованными ноздрями. Такую форму нам не удастся выклеить сразу из одного куска ваты, а придется клеить форму постепенно из отдельных кусочков ваты, как бы наслаивая. Приклеив первый слой ваты, пропитав ее лаком и закрепив его форму, смачивая водой, мы к нему приклеим новый слой ваты, опять проклеим ее лаком и смочим водой, снова приклеим слой ваты, и так слой за слоем до тех пор, пока не получим наклейку необходимой нам величины и формы. Сделанная таким способом наклейка, после того как лак затвердеет, будет очень прочной. Наклеивая вату постепенно, слоями, можно наклейке придать более точную и сложную форму. Но наклейка получается твердой и жесткой, отчего этот способ не может быть использован для изготовления так называемых толщинок, щек и подбородка. В этих случаях наклейки должны быть возможно мягче и эластичнее, чтобы не очень стеснять движения лица. Для этого применяется другой способ, при котором вата не пропитывается лаком, а заключается между двумя слоями марли, причем лаком приклеивается только верхний слой марли, по которому накладывается краска. 
     Попробуем практически сделать подобного рода наклейки толстых щек 
(см. табл. X XV I I I). Вырежем из марли кружок, который явится основанием наклейки. Приклеим этот кружок марли на щеку несколькими точками лака. Также приклеим к марле необходимое количество ваты, предварительно придав ей необходимую форму по щеке. Вырежем второй кусок марли, который покрывал бы всю вату и был бы на полсантиметра шире. Этой каймой верхняя марлевая покрышка приклеивается плотно к лицу, после чего вся остальная поверхность ее покрывается лаком, смачивается водой и в дальнейшем гримируется. 
     При этом способе изготовления наклейка получается достаточно прочной, так как вата заключена между слоями марли, и в то же время достаточно мягкой, так как при проклейке лаком проклеивается только незначительная часть ваты, прилегающая к верхнему слою марли. 
     Подобным же образом изготовляются наклейки подбородки. 
     Иногда подбородок и щеки клеятся вместе, тогда марля вырезается примерно как на табл. X X I X; нижний слой плотно прилегает к лицу, верхний несколько больше, соответственно количеству ваты, которую он должен покрыть. Приклеивается к лицу обычно только верхний край толщинки; нижний обычно маскируется воротником костюма, иногда этому способствуют клапаны парика с толщинкой, передающей толстую шею. 
     Вместо марли при больших толщинках для верхнего слоя часто используется трикотаж. 
     При выполнении грима с наклейками наибольшее количество времени уходит на их изготовление. Когда наклейки уже готовы, при повторных выполнениях грима, работа значительно облегчается и не отнимает уже такого количества времени. Естественно поэтому желание наклейки приготовлять заранее. Когда они несколько затвердеют, их осторожно снимают, подчищают края, форму и т. д. Таким образом к моменту гримировки наклейка уже готова. 
     Иногда вся работа по изготовлению наклейки ведется на болванке. Такой идеальной болванкой может служить маска, снятая с лица актера, но можно использовать и любую маску или голову, имеющую приблизительно средние нормальные пропорции и размеры. Пользуясь такой болванкой, как лицом актера, можно изготовить наклейки предварительно. Правда, это не исключает некоторой затраты времени на первую подгонку готовых наклеек непосредственно к лицу при выполнении грима. 
     Рассмотренные нами типы наклеек из ваты, как правило не изготовляются на болванке, наоборот, при изготовлении наклеек из материи, папье-маше, резины и т. п. болванка или соответствующая наклейке форма совершенно необходима. 
     Наклейки из материи могут с успехом заменить тяжелые и довольно неуклюжие, жесткого тина, ваточные наклейки, так как они легки, хорошо маскируются и техника их изготовления довольно проста. 

1. Форма из пластелина. 2. Первый слой материи.
3. После второго слоя материи

     Рассмотрим технику изготовления носа из материи Прежде всего необходимо сделать форму требуемого по заданию носа. Для этого, так же как при налепках носа, мы посредством пластилина для лепки или воска лепим нос на маске. Когда форма вылеплена, натягиваем на нее кусочек тонкой материи, лучше всего маркизет или газ (используемый при шитье париков). Выкройка первого слоя материи должна быть несколько меньше, чем наклейка. Снизу у ноздрей материя имеет одну или две складки, которые нужно так заложить, чтобы они не были .заметны. Для этого материя из складок вырезается и, кроме того, складки закладываются там, где будут в дальнейшем вырезаны отверстия для ноздрей. Когда выкройка сделана и материя плотно по форме распределена, она смазывается крахмальным клейстером (можно использовать «фотоклей»), после этого поверх натягивается еще слой материи, у которой края оставляются широкими. Верхний слой материи приклеивается к нижнему и еще рай сверху проклеивается клейстером. Когда клейстер высохнет, следует полученную наклейку осторожно снять с формы, подрезать края, примеряя к носу актера, закрасить - и наклейка готова. Для большей прочности можно нижний слой материи делать из более плотной материи и окраску наклейки делать жидкой масляной краской. Наклейка приклеивается к лицу лаком и держится тонкими краями верхнего слоя материи. 
    

Таким образом, наклейка из материй представляет собой тонкую пластинку, полученную посредством склеивания крахмальным клейстером двух слоев материи, которой придала на болванке та или иная форма. 
     Циммерман («Das Schminken fr Вhnе und Film») описывает несколько другой способ изготовления подобных носов. Согласно его указаниям, форма для искусственного носа приготовляется следующим .образом: (актер изменяет форму своего носа посредством налепки из гумоза, как обычно при гриме. После этого, с помощью формовой ложки, по образцу тех, что у зубных техников, снимается гипсовая форма с носа актера непосредственно на лице. Формовая ложка представляет собой изготовленную из жести или картона коробочку по величине носа. Края ее подрезаны так, чтобы они плотно прилегали к переносью, щекам и верхней губе. В эту коробочку наливается разведенный (до густоты сметаны) гипс, после чего, опустив голову книзу, измененный уже налепкой нос погружают в гипс, и форма плотно прижимается к лицу. Минут через 10-15 гипс затвердевает, и форму можно снять с лица. (Чтобы избежать прилипания гипса к лицу и гумозу, лицо предварительно порывается вазелином. В изготовленную форму, предварительно покрыв ее жиром, кладут слой тонкой материи (газ, батист, шелк и т. п.); чтобы материя ровно распределилась в форме, ее следует изнутри смазать жидким гуммиарабиком или рыбьим клеем и плотно прижать к форме. Легче и лучше, однако, делать наклейку, натягивая материю на форму. Для этого следует в полученной форме отлить нос из гипса и уже эту модель использовать как болванку. Когда клей высохнет, материя покрывается тремя слоями целлонового лака. (Вместо целлона можно использовать и другие коллодийные составы). Таким образом, готовый искусственный нос представляет собой как бы тонкую пленку; из целлона. Он очень тонок, легок и прочен. Окраска целлонового носа несколько затруднительна, так как краска плохо пристает к гладкой его поверхности. И чтобы краска приставала, необходимо поверхность носа сделать несколько шероховатой посредством наждачной бумаги и окраску производить сухими красками, растирая их с целлоновым лаком. После такой окраски поверхность носа можно подкрашивать но мере надобности и гримом. 
     Наклейки из папье-маше изготовляются подобным же образом, причем готовая, вылепленная форма обклеивается несколькими слоями оберточной или газетной бумаги. Бумага наклеивается кусочками, величина их зависит от размера формы. Первый слой бумаги надо мочить только в воде и, отжав воду, распределить по форме, прижимая пальцами, чтобы получить нужный рельеф. Второй слой и последующие наклеиваются клейстером. Чтобы такую наклейку можно было приклеить к лицу, следует или верхний слой делать из тонкой материи или подклеивать кромку из газа, за которую наклейку можно будет приклеить лаком к лицу. Обычно наклейки из папье-маше изготовляются очень больших маскообразных размеров; в таких случаях необходимы или резинки или другие способы прикрепления к лицу. 

В. И. Качалов в роли Аеатемы (грим сделан путем 
наклейки и налепки)

     Помимо рассмотренных типов изготовления наклеек существуют еще немецкие резиновые толщинки, но техника их изготовления требует определенных производственных условий. 
     Наклейки щек могут быть сделаны и из волоса. Для этого используется светлый шерстяной крепе (белый и светлый блондин), который приклеивается лаком, подстригается сверху ножницами по требуемой форме и маскируется пудрой и сухими румянами. 
     Этот способ наклеивания щек, усовершенствованный Я. И. Гремиславским, был применен им в ряде гримов МХТ (напр., Станиславский-Фамусов и др.). По способу Я. И. Гремиславского крепе не непосредственно наклеивается на лицо, а предварительно густо тамбуруется на газе (как борода). Подобные наклейки очень легки, эластичны и менее других скрадывают мимику лица. 
     Следует упомянуть еще и о старинном приеме передачи толстых щек - подкладыванием под щеки «полушки яблока». При таком изменении «изнутри» можно их очень легко загримировать. Понятно, играть с такой толщинкой во рту очень трудно, хотя я видел исполнение роли с подобным гримом при очень большой словесной нагрузке. Правда, актер провел несколько репетиций, привыкая к вате, которую он подкладывал себе под щеки. 
     Ознакомившись с техникой выполнения наклеек, попробуйте выполнить грим, который .для своего осуществления требует применения различного рода наклеек. Подберите соответствующий эскиз грима, приготовьте необходимые наклейки. 
     Процесс выполнения такого прима начинается с тою, что тщательно подогнанные наклейки приклеиваются лаком к лицу; когда наклейки приклеены, они маскируются общим тоном. Если наклейки еще новые и не выкрашены, то окраска их в нужный тон делается жидкой растопленной красной с помощью кисти. Необходимо при этом следить, чтобы слой краски был равномерный и нетолстый. Когда наклейки замаскированы, грим выполняется кади обычно, следует только учесть, что на наклейках грим необходимо накладывать чисто и точно, без лишних поправок. 
     В тех случаях, - когда наклейки уже закрашены, и грим повторяется несколько раз, закраска на наклейках только слегка подправляется в нужных местах, и вся работа заключается в маскировании края наклеек и их подкраске. Снимать наклейки при разгримировании следует осторожно, отлепляя с края, чтобы не помять их форму. После того как наклейка снята, необходимо пальцами расправить помятые места формы и подчистить края. Особенно необходимо следить за тем, чтобы края наклеек были тонкими, только тогда удастся их в дальнейшем чисто приклеить и хорошо замаскировать. Если края наклейки толсты, они маскируются предварительно приклеенным кусочком ваты. 
     Лак с лица, если он не сходит при обычном разгримировании, можно снять спиртом или одеколоном. 
     Примерное выполнение грима - таблицы X X I X, X X X

_______________________________________________________________________________________
п