ПРИЕМЫ ЗАКЛЕЙКИ И ПОДТЯГИВАНИЯ

     Приемы заклейки и подтягивания следует отнести к скульптурно-объемным приемам, так как посредством их создаются реальные, а не иллюзорно-живописные изменения формы. 
     Под заклейкой подразумевается уничтожение какой-нибудь детали или части лица, так, например, заклеиваются брови, глаза, зубы и т.и. Чрезвычайно интересный случай заклеивания носа был использован в опере «Нос» Шостаковича (постановка ленинградского Малого оперного театра). Артист Журавленко так замаскировал свой нос, сравняв его со щеками, что создалось впечатление отсутствия носа. Это впечатление еще подчеркивалось контрастом этого грима с большими, преувеличенными носами других исполнителей. 
     Брови уничтожаются или посредством замазки, которая получается путем смешивания общего тона с гумозом, или посредством «онгруаза» - специального клея для заклейки бровей. Иногда брови замазываются мылом, после чего накладывается общий тон. Очень густые брови заклеиваются сандарачным лаком. 
     Зубы уничтожаются черным спиртовым лаком или темной гримировальной краской, которая накладывается на сухо вытертый зуб и сверху покрывается сандарачным лаком, чтобы краска не слезла; можно зубы залепить и крашеным в черный цвет воском или варом. 

«Удаление» зуба 

     Заклейка глаза или так называемый «слепой глаз» получается полным заклеиванием глаза куском марли или газа, вырезанным по величине глазной впадины. Пластырь, накладываемый на глаз, подклеивается только по краям, в середине вырезается небольшое отверстие, чтобы актер мог видеть. Вся заклейка маскируется общим тоном и делается соответствующий грим, передающий требуемый характер слепого глаза. Заклейка глаза может быть сделана и кусочком седого крепе, который наклеивается на верхнее веко. 
     Уничтожение зрачка - бельмо делается так вырезается кружочек с лапкой из газа по величине зрачка. Этот кружочек приклеивается за лапку к верхнему веку так, чтобы он закрывал зрачок. 

В гриме использован прием


уничтожения зрачка - «бельмо»

     Прием подтягивания применяется при передаче курносого носа, раскосых глаз и плотно прилегающих ушей. 
     Курносый нос подтягиванием передается следующим образом. Вырезается полоска, примерно  сантиметра шириной, из тонкого газа, употребляемого парикмахерами. Полоска газа приклеивается к концу носа у самой губы; когда полоска приклеится, то, намазав лаком спинку носа, одной рукой поднимают конец носа и придерживают его в таком положении до конца приклейки, а другой рукой, натягивая ленточку, приклеивают ее к косточке носа. Таким образом, конец носа оказывается подтянутым на ленточке и держится благодаря упору ее на костной части носа. Этим же приемом можно укоротить чрезмерно длинный нос. 
     Раскосый глаз. Такой же ленточкой, приклеенной у наружного угла нижнего века, глаз подтягивается кверху, к височной кости.
     Ухо притягивается такой же ленточкой, конец ленточки разрезается вдоль, так чтобы образовались две лапки: одна приклеивается с наружной, другая с задней стороны ушной раковины, концы ленточки от одного и от другого уха завязываются на затылке и прячутся под париком. Притянуть ухо можно и посредством хорошего, липкого гумоза: если кусочек гумоза прилепить сзади уха к коже и потом уши крепко прижать к голове и так некоторое время подержать, то ухо окажется притянутым. 
     Наоборот, оттопыренное ухо передается тем, что с задней стороны ушной (раковины прикрепляется кусочек гумоза, или приклеивается кусочек пробки, или у края парика устанавливается согнутая шпилька, которая своим концом оттопыривает 
ухо (см. табл. X X X I). 

______________________________________________________________________________________
п