ФАКТУРА И АПЛИКАЦИЯ

     В живописи под фактурой понимается характер обработки художником поверхности картины: является ли поверхность гладкой, шероховатой, блестящей, каков характер мазков краски и т. п. 
     С этими же средствами художественной выразительности, - фактура как обработка поверхности и фактура как использование материала, - мы встречаемся и в гриме. Прежде всего, имеет значение характер живописной раскраски в гриме; наложен ли грим ровно, мягко, «зализанно», или широкими определенными пятнами, или мазочками, по направлению формы, или штрихами и т. д. 
     Помимо общего воздействия на зрителя, которое оказывает фактура, та или иная обработка поверхности в гриме может иметь целью подчеркнуть и какие-нибудь характерные детали. 
     Так, например, для характеристики кожи вовсе не безразлично, какую поверхность, матовую или блестящую, будет передавать грим. 
     Матовость кожи передается употреблением слабо насыщенных по цветам красок и сильным запудриванием всего грима. Блестящая, потная или мокрая кожа передается более жирными, жидкими красками. Иногда грим вместо пудры намазывается сверху жидким вазелином или глице-рином. Очень интересное описание передачи фактуры «мокрой кожи» дает А. Штейман: «У артиста Никкельман (лягушечий супруг Раутенделейн, «Потонувший колокол») лицо выглядит не только зеленым и лягушкообразным, но и непрерывно блестит от мокроты. С этой целью лицо гримируется зеленой краской, смазывается вазелином и посыпается растертой в порошок слюдой, которая придает эффект блестящей мокроты» (1). 
     Различные  неровности,  механические повреждения. шрам, рябины, небритость и т. л. очень часто передаются в гриме, причем передача их может иметь иллюзорно-живописный характер или объемно-фактурный. 
     Рябины, оспа - живописными приемами передаются так: рисуются кружочки темной краской и высветляются, то есть, рисуются маленькие углубления, соответствующие характеру оспенных ямок. Как пример своеобразной фактурной передачи рябого, оспенного лица можно привести прием, использованный одним актером: он свой грим обработал резиновой губкой, надавливая ею в некоторых местах. Таким образом, наряду с отпечатыванием на общем тоне ноздреватой поверхности губки создавалась и некоторая неровность наложенного общего тона, соответствующая как бы реальной поверхности оспенного лица. 
     Небритость - можно передать живописными приемами: или соответствующими оттенками синевы на лице, или, если необходимо передать очень сильную небритость, штрихами, изображающими пробивающуюся бороду. Небритость можно передать и материалом - волосом. Для этого мелко стригут волос ножницами, намазывают лаком кожу лица, и взяв в щепотку или на толстую сухую кисть стриженный волос, приклеивают к покрытой лаком поверхности кожи. Волос прилипает, создавая полную иллюзию естественной небритости. 
     Шрам - может быть нарисован или передан склеиванием собственной кожи сандарачным лаком или коллодием. Рубец или рваная рана с неровно сросшейся кожей могут быть переданы наклейкой из ваты или из .гумоза с последующей подгримировкой. 
     3олотой зуб - передается наклейкой лаком золотой фольги. Маскируется свой золотой зуб закраской специальным белым лаком или заклейкой его сандарачным лаком. 
     Феерический блеск глаз - передается наклейкой кружков цветной фольги на верхнее веко. 
     Борода, усы, растительность в их реалистическом виде передаются наклейкой волоса и т. п. 
     Использование материала в приведенных примерах имеет реалистический характер. Наряду с этим существуют приемы, в которых использование материала носит чисто формальный характер - своеобразного любования разнообразием употребляемых фактур. 
     Таковы гримы с использованием бархата для бровей, клеенки для волос, розового шелка для румян и т. п. Особенно большое разнообразие материалов находит себе место при изготовлении париков, где вместо волоса используются пенька, трава, нитки, проволока, клеенка, шпагат, мочалка, шерсть и т. п. 
    

Часто различные материалы используются для гротесковой характеристики образа. В одном гриме гротесковый характер подбитого глаза был передан приклеенной яичной скорлупой. В гриме «ведьмы» у арт. Н. М. Новлянского («Искусство грима») глаз передан половинкой шарика от пинг-понга. Здесь грим является уже переходной ступенью к аппликации. 
     Аппликацией называются отдельные детали лица, выклеенные из материи или из папье-маше, или из других материалов и соответственно закрашенные. Обычно же они комбинируются так, что актер может их быстро сменять и тем самым быстро изменять свой внешний вид. Особого совершенства приемы аппликативного грима достигают у актеров-трансформаторов. 
АППЛИКАЦИЯ
_______________________________________________________________________
.
_________________________________

.
. 
_________________________________

.
 Грим монгола передан посредством маски - чулка
.
_________________________________

.
Полумаска из материи
 .
.
_________________________________

.
Глаза, брови, нос, усы и борода
 .
 _________________________________________________________________________

     В самодеятельном театре (в живой газете) аппликативные гримы были очень распространены и довольно разнообразны, начиная от примитивных повязок на глаз, монокля, очков, или усов на каркасе, вставленных в нос, вплоть до сложных комбинаций растительности с выклеенными деталями. 
     К аппликации можно отнести и чулок, который употребляется в опере, для создания грима негра. 
     Основное качество приемов аппликации в гриме - это броскость и четкость примитивной характеристики персонажа и возможность быстрой трансформации внешности актера. 



1. A. Steimann, Die Maske des Bhnenknstlers, стр. 220. 
Velhagen-Klasings Monatshefte. 1908/1909. 
________________________________________________________________________________________
п