ФАКТУРА И АПЛИКАЦИЯ
В живописи под фактурой понимается характер
обработки художником поверхности картины: является ли поверхность гладкой,
шероховатой, блестящей, каков характер мазков краски и т. п.
С этими же средствами художественной выразительности,
- фактура как обработка поверхности и фактура как использование материала,
- мы встречаемся и в гриме. Прежде всего, имеет значение характер живописной
раскраски в гриме; наложен ли грим ровно, мягко, «зализанно», или широкими
определенными пятнами, или мазочками, по направлению формы, или штрихами
и т. д.
Помимо общего воздействия на зрителя, которое
оказывает фактура, та или иная обработка поверхности в гриме может иметь
целью подчеркнуть и какие-нибудь характерные детали.
Так, например, для характеристики кожи вовсе
не безразлично, какую поверхность, матовую или блестящую, будет передавать
грим.
Матовость кожи передается употреблением
слабо насыщенных по цветам красок и сильным запудриванием всего грима.
Блестящая, потная или мокрая кожа передается более жирными, жидкими красками.
Иногда грим вместо пудры намазывается сверху жидким вазелином или глице-рином.
Очень интересное описание передачи фактуры «мокрой кожи» дает А. Штейман:
«У артиста Никкельман (лягушечий супруг Раутенделейн, «Потонувший колокол»)
лицо выглядит не только зеленым и лягушкообразным, но и непрерывно блестит
от мокроты. С этой целью лицо гримируется зеленой краской, смазывается
вазелином и посыпается растертой в порошок слюдой, которая придает эффект
блестящей мокроты» (1).
Различные неровности, механические
повреждения. шрам, рябины, небритость и т. л. очень часто передаются в
гриме, причем передача их может иметь иллюзорно-живописный характер или
объемно-фактурный.
Рябины, оспа - живописными приемами
передаются так: рисуются кружочки темной краской и высветляются, то есть,
рисуются маленькие углубления, соответствующие характеру оспенных ямок.
Как пример своеобразной фактурной передачи рябого, оспенного лица можно
привести прием, использованный одним актером: он свой грим обработал резиновой
губкой, надавливая ею в некоторых местах. Таким образом, наряду с отпечатыванием
на общем тоне ноздреватой поверхности губки создавалась и некоторая неровность
наложенного общего тона, соответствующая как бы реальной поверхности оспенного
лица.
Небритость - можно передать живописными
приемами: или соответствующими оттенками синевы на лице, или, если необходимо
передать очень сильную небритость, штрихами, изображающими пробивающуюся
бороду. Небритость можно передать и материалом - волосом. Для этого мелко
стригут волос ножницами, намазывают лаком кожу лица, и взяв в щепотку или
на толстую сухую кисть стриженный волос, приклеивают к покрытой лаком поверхности
кожи. Волос прилипает, создавая полную иллюзию естественной небритости.
Шрам - может быть нарисован или передан
склеиванием собственной кожи сандарачным лаком или коллодием. Рубец или
рваная рана с неровно сросшейся кожей могут быть переданы наклейкой из
ваты или из .гумоза с последующей подгримировкой.
3олотой зуб - передается наклейкой
лаком золотой фольги. Маскируется свой золотой зуб закраской специальным
белым лаком или заклейкой его сандарачным лаком.
Феерический блеск глаз - передается
наклейкой кружков цветной фольги на верхнее веко.
Борода, усы, растительность в их реалистическом
виде передаются наклейкой волоса и т. п.
Использование материала в приведенных примерах
имеет реалистический характер. Наряду с этим существуют приемы, в которых
использование материала носит чисто формальный характер - своеобразного
любования разнообразием употребляемых фактур.
Таковы гримы с использованием бархата для
бровей, клеенки для волос, розового шелка для румян и т. п. Особенно большое
разнообразие материалов находит себе место при изготовлении париков, где
вместо волоса используются пенька, трава, нитки, проволока, клеенка, шпагат,
мочалка, шерсть и т. п.
Часто различные материалы используются для
гротесковой характеристики образа. В одном гриме гротесковый характер подбитого
глаза был передан приклеенной яичной скорлупой. В гриме «ведьмы» у арт.
Н. М. Новлянского («Искусство грима») глаз передан половинкой шарика от
пинг-понга. Здесь грим является уже переходной ступенью к аппликации.
Аппликацией называются отдельные детали
лица, выклеенные из материи или из папье-маше, или из других материалов
и соответственно закрашенные. Обычно же они комбинируются так, что актер
может их быстро сменять и тем самым быстро изменять свой внешний вид. Особого
совершенства приемы аппликативного грима достигают у актеров-трансформаторов.
АППЛИКАЦИЯ
_______________________________________________________________________
.
_________________________________
.
.
|
_________________________________
.
|
Грим монгола передан посредством маски -
чулка
|
.
_________________________________
.
Полумаска из материи
.
|
.
_________________________________
.
Глаза, брови, нос, усы и борода
.
|
_________________________________________________________________________
|
В самодеятельном театре (в живой газете) аппликативные
гримы были очень распространены и довольно разнообразны, начиная от примитивных
повязок на глаз, монокля, очков, или усов на каркасе, вставленных в нос,
вплоть до сложных комбинаций растительности с выклеенными деталями.
К аппликации можно отнести и чулок, который
употребляется в опере, для создания грима негра.
Основное качество приемов аппликации в гриме
- это броскость и четкость примитивной характеристики персонажа и возможность
быстрой трансформации внешности актера.
1. A. Steimann, Die Maske des B hnenk nstlers,
стр. 220.
Velhagen-Klasings Monatshefte. 1908/1909.
________________________________________________________________________________________
|