Схемы являются как бы промежуточным звеном от элементарных, отдельных приемов к конкретному гриму, обусловленному требованиями роли и спектакля. 
     Схема грима - не механический сумма элементарных приемов, а органическая связь приемов, соответствующим образом видоизмененных для наиболее законченной передачи типического характера. Но схема еще не театральный грим, таким она может стать только в конкретных условиях спектакля, где грим, передающий характерные особенности роли, может получить другое разрешение, и в связи с этим возникнут новые изменения приемов. 
     Таким образом, на схемах гримов мы будем изучать не рецепты и шаблоны для выполнения производственных гримов, поскольку построение их вне конкретных условий роли и спектакля невозможно. На простейших схематических примерах мы рассмотрим, как связываются отдельные приемы гримировки между собой, какие новые изменения они при этом претерпевают, как от общих очертаний контура мы переходим к объемной реалистической лепке лица, как, наконец, найденная схема грима изменяется вновь с большей конкретизацией задания. 
    

Схемы грима могут быть построены на различных типичных признаках. Так, например, в некоторых руководствах по гриму встречаются схемы грима национальностей, схемы грима различных профессий, болезней, темпераментов и т. д.. Мы рассмотрим только схемы, вытекающие из изученного нами материала пластического строения лица: схему построения грима молодого лица, схему грима старого худощавого лица, схему грима толстого лица и схемы гримов, фиксирующие наиболее привычные устойчивые мимические выражения. 
_______________________________________________________________________________________
п