I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПАРИКА

     Парик и .наклейки растительности в гриме имеют иногда настолько большое значение, что понятия грим и парик отождествляются. А. П. Ленский в «Записках о мимике и гриме» пишет: «Слова - грим, гримировка - я буду употреблять не в смысле раскрашенного актерского лица, не так, как понимается это слово в руководствах и большинством, а так, как понимали его Садовский, Шумский и Самойлов, - в смысле парика, бороды и усов». 
     Парик, характер прически, те или иные формы растительности на лице могут чрезвычайно ярко характеризовать историческую эпоху, подчеркнуть классовую принадлежность, а иногда дать и определенную психологическую характеристику человека. 
     Огромное значение парика в общей композиции грима ставит перед актером необходимость, с одной стороны, изучения истории парика и причесок, с другой - ознакомления с техникой работы театрального парикмахера, так как техника изготовления парика, совершенствуясь, дает и новые более широкие возможности его использования. 
     Изготовление театральных париков основано на тех же технических приемах, что и изготовление париков, используемых в быту. С употреблением париков в быту мы встречаемся еще в Египте и уже там видим высоко развитую технику их изготовления. 
     С различными формами парика в театре и с работой театрального парикмахера мы встречаемся в различные исторические эпохи, например, в документах к английским мистериям (XV век) фигурируют уже подробные списки париков для действующих: лиц. Так, театральный парикмахер делает парики: богу, ангелам, Адаму, Еве, змею, а Христос и апостолы надевают парики, представляющие ореол. 
     Однако, театральный парик примерно до начала XIX века представляет собой довольно грубое, бутафорского типа изделие. Объяснить это можно тем, что в условиях театра, при отдаленности актера от зрителя, не требуется такой тонкости выполнения, как в бытовом парике, поэтому техника изготовления парика упрощалась, и театральный парик был грубым до чрезвычайности. Имела значение очевидно и стоимость парика, так как хороший, тщательно изготовленный бытовой парик стоил довольно дорого. Кроме этого, мало было квалифицированных мастеров в театре, которые понимали бы художественную значимость и ценность парика в создании образа актером. 
     Для характеристики тех трудностей, которые приходилось преодолевать актеру с париком, можно привести факт из биографии артиста московского Малого театра П. Г. Степанова, относящийся к 1830 году в связи с первой постановкой «Горе от ума» и исполнением им роли князя Тугоуховского. 

А. Ярцев в биографическом очерке пишет: «За оригинал для Тугоуховского Степанов выбрал одного из вельмож екатерининского века (князя Юсупова). Изобразить дряхлую развалину было тем труднее для артиста, что сам он едва вышел тогда из юношеского возраста. Не обошлось тут, конечно, без серьезной и кропотливой работы, не исключая заботы и о внешности. Высокие бархатные сапоги, фрак со звездами и высокая мягкая шляпа нашлись в театральном гардеробе, а о парике пришлось похлопотать самому, так как театральный парикмахер был чрезвычайно неискусен. Степанов сам приготовил себе парик из шкурки белого барашка, нарезанной узкими ремешками и склеенной. Он просидел за этой работой два дня» (1

).

     Техника изготовления театрального парика совершенствуется с момента введения мягкого монтюра как основы, вместо прежней твердой (папье-маше). Это техническое усовершенствование значительно облегчает парик и дает возможность придать ему более естественные» формы. Постепенно  совершенствуясь, техника изготовления парика в театре в настоящее время достигла большого совершенства. Наряду с этим изменилось и лицо парикмахера в театре. Место прежнего малограмотного ремесленника занял художественно образованный, высококультурный мастер-гример, ставший помощником актера в осуществлении его замыслов не только в смысле парика, но и всего грима. В некоторых случаях этот бывший парикмахер становится творческим лицом, художником, создающим грим спектакля. Как на пример такого художника следует указать на Я. И. Гремиславского (в МХТ), который своей творческой работой придал гримерно-парикмахерскому цеху в театре новое значение и право быть не только техническим исполнителем, но и активным творческим участником в создании спектакля. 
     В современном театре (над гримом работают актер, создающий свой грим в процессе творческой работы над ролью, и гример. Совершенно естественно, что эта работа должна находиться в полной согласованности, чтобы быть вполне творчески продуктивной. Для этого необходимо со стороны гримера знание как общих установок спектакля, так и творческих замыслов актера по созданию образа, а со стороны актера необходимы учет и знание технических и творческих возможностей гримерно-парикмахерского цеха. 
     Творческие возможности гримерио-парикмахерского цеха в театрах весьма разнообразны, но технические основы работы в общем более или менее одинаковы. Ознакомлением с техникой изготовления парика мы и начнем наше изучение парика и его выразительных возможностей в гриме. 



1. Ежегодник импер. театров 1896-1897 г., приложение, кн. 1. 
_____________________________________________________________________________________
п