Х V I I  ВЕК

     Французские моды с X V I I в. становятся господствующими во всей Европе. 

Прическа X V I I века. Франция

     В театре типы французских причесок и париков X V I I в. известны под названием «мольеровcrого» парика. 
     В начале века при дворе стали отпускать длинные волосы, которые завивали густыми кудрями, обрамлявшими все лицо. Лицо или брили, или оставляли очень тонкие усы, кончики которых закручивали кверху, и едва заметную остроконечную бородку (названную впоследствии  la royale). 
     Мода на длинные волосы привела к употреблению парика. Парики были усовершенствованы неким Эрве, который, благодаря изобретенному им способу прикреплять волосы к шелковой сетке, умел давать парикам все желаемые формы. 
     В тридцатых годах парик.окончательно вошел в моду при дворе и в высших кругах. 
     В сороковых годах стали носить только усы, а бороду брить совершенно. Большую бороду носили только некоторые ученые, духовные лица и старики. 
     В шестидесятых годах при Людовике XIY при дворе назначается целый штат придворных парикмахеров из 48 человек. 
/

Прически X V I I века. Франция
 

1643-1652 гг.

/
/

1660 г.
 

/
/

1680 г.
 

/
/

1690 г.
 

 

     В 1670 г. королевскому лейб-парикмахеру Бинету удалось изобрести парик, названный им binnette (grand in folio), удостоившийся особого одобрения короля. Этот парик представлял массу белокурых локонов, густой гривой спускавшихся с головы на плечи, грудь, и спину, и стоил до 1000 талеров. Он был принят при дворе и в высшем обществе и сделался головным убором высших сановников, ученых и вообще всех тех, кто хотел импонировать своей наружностью. 
     В последующие годы белокурый его цвет был переменен на каштановый и сама его форма утратила прежнюю строгую симметричность, а в 1690 г. он уже принимает другой вид: передние локоны взбиваются в два невысоких тупея, а задние спускаются очень низко, нередко ниже талии, между тем, как боковые по-прежнему покрывали только плечи. 
     Кроме этого парика существовали я другие, причем каждое сословие носило свою особую форму. Так например, аббатский был принадлежностью духовного сана, испанский - юристов, четырехугольный - членов магистрата, бригадирный - кавалеристов и т. д. Парик отсутствовал только среди низших классов общества, которые по-прежнему носили полудлинные волосы, различно подстриженные, без пробора или с пробором посредине. Коротко остриженные волосы и простые прически носили также пуритане в Англии, как бы в противовес аристократическим формам прически. 
    

Женские прически: волосы разделялись посредине пробором и спускались по обеим сторонам лица в виде коротких локонов, а сзади заплетались в косы и закручивались в узел, окруженный ниткой жемчуга. Многие дамы делали спереди поперечный пробор, от которого .спускались на лоб короткие локоны. Во второй половине века не надолго сделалась модной прическа, при которой волосы гладко расчесывались на темени и взбивались па висках в кругловатое возвышение, которое закрывало уши и от которого отделялось несколько тонких локонов, едва доходивших до плеч. 
     В семидесятых годах волосы на висках и спереди вокруг лба стали завивать в мелкие кудри, а вдоль щек спускать на грудь пряди волос, прямые или завитые локонами. 
     Наряду с этой носили прическу (изобретение которой приписывается маркизе Монтеспан), волосы которой по обеим сторонам пробора укладывались двумя прядками в два пальца вышины, а остальные завивались в локоны, которые уступами спускались на шею ниже ушей за исключением одного длинного локона, падающего на грудь (прическа фонтанж). 
     С 1690 г. прически по своим формам стали приближаться к мужскому парику, когда стали взбивать волосы в два высоких тупея и даже красить белокурые волосы в темно-каштановый цвет. 
     Вместе с этим появились новые формы головных уборов в виде небольших отделанных лентами накладок, едва закрывавших темя, и высоких головных уборов самого разнообразного устройства. Эти уборы, нередко до 3 футов вышины, состояли из проволочного станка, покрытого завитыми полосками муслина, лентами, шнурками, вперемежку с локонами, цветами, перьями и пр. 
     Каждая часть этой куафюры имела особые названия: пустынник, герцог, герцогиня, капуцин, капуста, спаржа, кошка, мышь, труба, оргн, первое, второе вплоть до десятого небо. 
     Косметика употреблялась сверх всякой меры. Пудра употреблялась преимущественно для шеи, плеч и рук и меньше для волос, которые начали пудрить только с первых годов следующего столетия. 
     В конце века появились в употреблении мушки, своей чернотой особенно хорошо отселявшие белизну кожи, ставшую высшим признаком красоты. В дальнейшем при помощи того или иного положения мушки стали придавать лицу определенное выражение,  возник  своеобразный язык мушки. 
     Так, кто хотел прослыть плутовкой, помещал мушку около рта, кто хотел подчеркнуть свою склонность к галантным похождениям, помещал ее на щеке, влюбленная - около глаз, шаловливая - на подбородке, дерзкая - на носу, кокетка - на губе, высокомерная - на лбу и т. п. 
     Увлечение мушками приводит впоследствии к изменению материала: тафта заменяется бархатом, мушкам придается самая разнообразная форма: лиры, звезды, разных животных и т. п. 
______________________________________________________________________________________
п