X V I I I ВЕК
X V I I I век чрезвычайно богат различными
сменяющими друг друга формами причесок. Эти прически возникают в связи
с быстрыми переменами в общественно-политической жизни.
Утонченность моды последнего века абсолютизма,
достигшая апогея в предреволюционные годы, сменяется простотой и небрежностью
в прическе, характерной в годы революции.
Позднее во время Директории мода начинает копировать
античные формы.
Прически XVIII века нашли свое яркое выражение
в формах театрального парика, так называемого «французского пудреного»
или «екатерининского» (с буклями) и парика. «рококо» с мелко завитыми волосами.
Огромные парики с ниспадающими на плечи локонами.
значительно уменьшились в своих размерах. Длинные парики сохранили только
доктора, юристы и духовные лица (perruque a trans morteaux, perruque in
folio, perruque carrie). Остальные носили парики с ровно завитыми мелкими
кудрями по всей голове или с локонами на висках и сзади, причем боковые
локоны только едва прикрывали плечи.
В дальнейшем появляется парик, при котором
локоны стали разделяться на три части: на заднюю прядь, связанную лентой,
или заплетенную в косу, или же остающуюся свободной, и на две боковые пряди.
С 1730 г. стали помещать «хвост» в сетку или в мешок из черной тафты, завязанный
бантом.
Типы париков XVIII века
С сороковых годов начали носить собственные
волосы, но причесанные по принятому фасону и напудренные. Усов и бород
не носили за исключением лишь некоторых военных полков, как например гусары.
Во второй половине века вошла в моду низкая
прическа из собственных волос, при которой волосы зачесывали назад, приподнимая
над ушами в два или три узких валика, а на затылке связывали в косу, которую
вкладывали в мешок; боковые локоны или валики завивали сначала слабо, а
затем крепче и спиралью (tirbouchon - штопор) и при этом иногда широко
расчесывали.
XVIII в. Франция 1755 г.
В дальнейшем заплетенные в косу волосы на затылке
стали загибать наперед и пришпиливали на темени. Эта прическа, en catogan,
была возвращением как бы к прежней косе и вытеснила все остальные. В 1788
г. появилась новая прическа: за исключением косы, волосы стали взбивать
в один конический тупей (
la grecque) иногда значительной вышины.
Все эти прически сооружались при помощи помады
и большого количества пудры, которой никогда не употреблялось так много,
как в это время.
Во времена Директории (1790-1801) парики с
узлом или косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины,
вскоре они совершенно исчезают.
XVIII в. 1800 г.
Медики носили то длинные волосы, то короткие
и завитые ( la Titus), то подстриженные,
слегка припудренные.
В эпоху французской революции щеголи завивали
волосы и отпускали длинные пряди волос на висках вдоль щек, подражая небрежным
прическам третьего сословия. Якобинцы ходили в длинных, гладко причесанных
волосах, без пудры. Формы причесок третьего сословия выступают в эпоху
революции как прическа прогрессивного революционного класса, противопоставляемая
своим простым, скромным видом рафинированным, упадочническим формам причесок
аристократии. И в дальнейшем, с падением абсолютизма простые формы причесок
становятся общепринятыми.
Тип простонародья. XVIII в.
Женские прически. В начале века высокая
прическа (фонтанж) была оставлена, прическа все более и более понижалась,
представляя собой массу локонов, которые или равномерно окружали всю голову
или спускались на затылке несколькими длинными прядями. Волосы непременно
пудрили, иногда убирали их лентами в виде бантов, рожков, мельничных крыльев,
пучков, нитками жемчуга и т. д.
Со второй половины века прическа снова стала
возвышаться и в 1775 г. достигла предельной высоты.
Тупей увеличен до таких размеров, что в три
или четыре раза превосходил величину головы, а весь объем прически нередко
равнялся восьми объемам головы.
Для того, чтобы соорудить такую прическу и
дать ей надлежащую прочность, свои волосы подпирали особыми каркасами из
проволоки или китового уса, густо и сильно помадили.
Волосы зачесывали от лба кверху и назад, образуя
гладкую округлую массу (chignon), на затылке завивали в несколько вертикальных
или косых буколь, из которых спускались на спину мелкие, туго завитые локоны,
такие же локоны падали с висков на грудь. Эта стройка изменялась иногда
так,, что вся масса волос, вместо того, чтобы уходить назад, надвигалась
более наперед. Шиньон расширялся, одна часть волос на затылке заплеталась
в одну или несколько косичек, а другая часть волос на затылке и волосы
на висках завивались на такие же валики, как и остальные.
Это волосяное сооружение служило только основой
для различных украшений. Самым простым убранством было украшение прически
лентами, жемчугом, цветами и перьями. По мере того, как увеличивался размер
прически, усложнялось и ее убранство. Появились куафюры в виде корзинки,
наполненной цветами или плодами, .прическа с театром в миниатюре, прическа,
представлявшая горы и долины из цветной эмали, с ручьем из серебряного
глазета, воды и рощи.
Английская карикатурв на французские моды XVIII в.
В 1780 г. появилась прическа, изображавшая
корабль со всеми принадлежностями, пушками и т. д.
В 1785 г. Мария Антуанетта ввела в моду простую
прическу с длинными локонами, с шиньоном, опущенным на спину.
С падением абсолютизма огромные парики сошли
со сцены.
С 1789 г. после моды на белокурую пудру стали появляться прически натурального
цвета волос, без пудры. Вышли из моды мушки, а с 1798 г. постепенно румяна
с пудрой.
Прически и головные уборы XVIII века
С появлением античных туник вошла в моду прическа
с короткими завитыми волосами
la Titus и всевозможные разновидности греческого узла и повязок. Одновременно
с прической la Titus продолжают
носить парики с более или менее спущенными или распущенными шиньонами,
с чепчиками, с боковыми локонами.
Так как для прически
la Titus необходимо стричь волосы, то многие женщины, не желавшие стричься,
носили коротко остриженные парики.