Актер, выполняющий грим в условиях конкретного спектакля, должен учитывать величину сцены, размеры зрительного зала, яркость и цветность освещения сценической площадки. 
     При малых размерах сцены и зрительного зала, когда зритель видит актера на близком расстоянии, резкий, грубо сделанный грим будет раздражать зрителя, мешать восприятию спектакля. То же произойдет, если расстояние от сцены до зрителя несколько больше, но освещена сцена очень сильно. 
     При больших размерах зрительного зала и сцены, когда зритель рассматривает актера с далекого расстояния, или при близком расстоянии, но при слабой освещенности сцены, когда зритель плохо видит, - грим, сделанный мягко, с мелкими деталями, не будет производить должного впечатления, так как просто не будет видим. 
     Как пример, можно привести опыт, поставленный в театральной лаборатории Государственной академии искусство-знания. 
     На лице актера был сделан грим различной резкости на правой и левой стороне лица. 
     Более мягко сделанная сторона грима вполне нормально выглядела при освещении опытной площадки, равном 480 люксам, на расстоянии от 8,5 метра до 12,5 метра (1- 6 ряд зрительного зала лаборатории). 
     Грим с другой стороны лица, сделанный более сильно, в данных условиях выглядел слишком резким, и только при рассматривании его на расстоянии свыше 17 метров становился приемлемым. 
     Чтобы эта сторона грима выглядела нормально с первых рядов, пришлось освещенность сцены уменьшить до 60 люкс, 
во тогда другая (слабая) сторона уже начинала теряться, и на расстоянии 10 метров грим был неразличим. 
     Этот опыт показывает, что, если бы в каком-нибудь случае мы уменьшили освещенность сцены в 4 раза или увеличили расстояние до зрителя в 2 раза больше, чем обычно, то грим пришлось бы также сделать резче, примерно, в 2 раза. 
     Помимо силы резкости теневых пятен в гриме имеют большое значение и цвета красок. 
     При слабом освещении невозможно использовать тусклые оттенки цвета и полутоны красок, в таких случаях краски должны быть яркие и чистые. 
     Обобщающую рабочую формулу можно вывести следующую: при большой освещенности сцены, а также при близком расположении зрителя грим нужно делать мягче, переходы от тона к тону более плавные, цвета красок могут быть тусклые; 
при слабой освещенности на сцене, а также при большой отдаленности зрителя грим должен быть сделан резче, переходы от тона к тону контрастны, цвета красок более яркие и чистые. При больших размерах зрительного зала грим рассчитывается на его середину. 
     Необходимо указать еще на различный характер впечатления, которое создается при освещении грима концентрированным пучком света и рассеянным светом. 
     В первом случае грим выглядит более объемным, так как. естественное расположение теней, образующихся на лице актера, выявляет его объемную форму. 
     При этом необходимо, чтобы грим соответствовал анатомической структуре лица актера. Если же грим построен с целью резко изменить формы лица актера, то иллюзия, искусственно созданная красками, нарушается. Отсюда видно, что резкое изменение форм лица актера только живописными приемами грима при концентрированном луче света почти невозможно, и такой грим следует выполнять, применяя скульптурно-объемные приемы 
грима. 
     Наоборот, когда грим связан со строением лица актера и подчеркивает его формы, не требуется особенно сильное, резкое накладывание красок и выявление объема светотенью, так как объем уже подчеркивается направленным светом. 
     Освещение концентрированным лучом света типично для современной сцены. Ровное освещение сцены, «без теней» - типично для старой сцены, в условиях которой возникла и развивалась так называемая «светотеневая» - живописная техника грима. 
     Рассеянный свет делает лицо актера «как бы лишенным объема - плоским, и для подчеркивания его объемности необходима хорошая тушевка, с четко наложенными тенями, моделирующими формы лица. Так как естественные тени, подчеркивающие формы лица актера, при рассеянном свете выявлены слабо, то в данных условиях освещения возможно более широкое применение живописных приемов грима. 


Сильная сторона грима   . Слабая сторона грима

 Грим и цвет

     В различные периоды истории театра техника грима, не меняясь принципиально, все же корректировалась с изменением характера источника света. 
     Переходы освещения от масла и свечей к газу (в двадцатых и тридцатых годах XIX века) и от газа к электрическому свету (в восьмидесятых годах) потребовали не только менее резкой техники гримирования (благодаря большей освещенности сцены), но и изменения палитры и характера гримировальных красок. 

     Так, Кофтырев указывает, что «в прежние времена, когда на сцене употреблялось масляное освещение, жидкое притиранье имело свое значение, потому что пламя от масляного освещения, имеющее красноватый отблеск, сообщает белилам неясный колорит, который очень хорошо гармонирует с сухими румянами. При газовом же освещении белила делают лицо чрезвычайно бледным и безжизненным; поэтому при газовом освещении следует непременно употреблять жирное притиранье для того, чтобы лицо актера стало красивее и получило свежесть и жизнь. Такое действие оказывает светлый охряный цвет жирного притиранья вместе с нежной алой краской, которую гримирующийся может изменить до самого нежно-розового цвета» (1

     «Жирное охряного цвета притиранье с алой краской», о которых пишет Кофтырев, являются теми красками для общего тона, которые сменили прежние белила в связи с переходом от масляного освещения к газу. Эти цвета общего тона существуют и сейчас в наборе гримировальных красок, хотя с переменой освещения сцены от газа на электрическое характер света снова изменился по своему спектральному составу и имеет другую цветность. Только в последнее время фирма Лейхнера выпустила три краски общего тона под рекламными названиями «Девушка-звезда», «Звезда-леди» и «Звезда-мадам», рассчитанные на электрическое освещение. 
     При сравнении цветовых характеристик различных источников света - дневной свет, керосиновая лампа, электрическая лампочка накаливания, дуговой прожектор (см. таблицу спектров), естественно возникает вопрос - каковы же особенности техники грима в данных условиях освещения и какова должна быть при этом палитра гримировальных красок? 

Сравнительная таблица спектров различных
источников света (L. Bloch)

     Вопросы эти интересны не только теоретически, но имеют и большое практическое значение. 
     В наших условиях очень часты выезды театра не только в помещение другого театра с оборудованной сценой, где имеется 
возможность создать те же условия освещения, что и на стационаре, но и в деревню, в колхоз. А там не всегда имеется возможность осветить сцену электричеством, чаще всего приходится играть на солнце, или при керосиновых лампах, или при свете газокалильных ламп. 
     Но особенно сильные изменения грима происходят при современном освещении сцены в случае использования различных цветных светофильтров. 
     К сожалению, пока мы не имеем достаточно точных теоретически разработанных ответов на поставленные вопросы. 
     На основе имеющихся наблюдений в театре и ряда экспериментально-опытных работ, проведенных в театральной лаборатории (ГАИС), мы можем пока дать только общие ориентировочные указания, которые помогут избежать первых грубых ошибок в практической работе. 



1. С. Кофтырев, Первое знакомство со сценой, М., 1873 г. 
_______________________________________________________________________________________
п