/
ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА ОСВЕЩЕНИЯ НА ГРИМ

     Мы воспринимаем цвет окружающих предметов только при наличии освещения, причем наше восприятие цвета в значительной степени зависит от цвета освещения. 
     Если мы закрасим кусочки бумаги различными гримировальными красками, поместим их на черный фон и будем освещать их светом, различно окрашенным при помощи светофильтров, то цвета красок будут все время изменяться в зависимости от цвета освещения (см. табл.). 

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ГРМИРОВАЛЬНЫХ КРАСОК 
ПРИ ЦВЕТНЫХ СВЕТОФИЛЬТРАХ

Таблица составлена по данным инж. А. А. Волькенштейна
Работа со сценическими светофильтрами, 
театральная лаборатория ГАИС


 
Светофильтр
Гримировальная
краска
Цвета краски, возни-
кающие под влиянием
цвета освещения
 Целлон фирмы Швабе

 Красно-фиолетовый
 

 Цветность 497
 

 Чистота цвета 56
 Коэффициент пропу- 
 скания 0,13

 Общий тон №3

 Светлая красная (кино-
 варная

 Синяя (ультрамари-
 новая)
 
 

 

 Розовый насыщенный

 Розовый малонасы-
 щенный

 Ультрамариновый
 насыщенный
 
 

 

 Целлон фирмы Швабе

 
 Зеленый
 

 Плотность 545

 Чистота цвета 88
 Коэффициент пропу-
 скания 0,14

 Общий тон №3

 
 Светлая красная
 

 Синяя 
 
 

 

 Желтоватый очень 
 мало насыщенный

 Темно-красный насы-
 щенный

 Зеленоватый, почти 
 черный
 

 

 Целлон фирмы Швабе

 Красный
 

 Цветность 613
 Чистота цвета 97
 Коэффициент пропу-
 скания 0,10

 Общий тон №3

 Светлая красная
 

 Синяя
 

 

 Розовый насыщенный

 Розовый мало насы-  
 щенный

 Черный
 

 

      Эти изменения цвета красок происходят потому, что дневной свет, свет электрической лампы, дуги, свет,  прошедший через светофильтр, и т. п. являются сложным светом. Это означает, что он состоит из отдельных световых истоков, являющихся простейшими, так называемыми однородными (т. е. одного цвета). Таких однородных световых потоков фактически бесчисленное множество. На глаз же можно различить лишь несколько (примерно, сто пятьдесят). 
     Так называемый белый свет (электрической лампы, дуги, дневной) образуется при смешивании большого числа однородных световых потоков. Свет, прошедший через цветной светофильтр, не содержит некоторых однородных потоков, другие содержит в незначительном количества. 
     Например, после прохождения через красный светофильтр свет содержит лишь однородные световые потоки различных красных оттенков. 
     Свет, падая на любое непрозрачное тело, частью отражается от него, частью поглощается им. Белая поверхность отражает в равной мере все падающие на нее лучи. Поэтому, если осветить белую поверхность белым светом, она будет казаться белой. Если же белую поверхность осветить красным светом, она будет казаться красной, так как никакого другого света, кроме падающего на него красного, она не отражает. 
     Цветная поверхность отражает падающий на нее луч не в одинаковой мере. Например, зеленая поверхность при освещении белым светом отразит лишь однородные световые потоки различных зеленых оттенков и поглотит все остальные. Если же зеленую поверхность осветить красным светом, то от поверхности вообще ничего не отразится, так как зеленая поверхность красный свет поглощает. Зеленая поверхность, освещаемая красным светом, будет казаться черной. 
     Подобные же изменения происходят и с гримом на сцене. 
     Для примера рассмотрим грим «молодого лица» в условиях различного цветного освещения. 
     При красном светофильтре свет, прошедший через него, не будет содержать в себе почти никаких других лучей кроме красных. 
     Поэтому краски грима, отражающие красные лучи (общий тон, окраска губ, румяна), будут красными. Но так как общий тон и румяна отражают красный в одинаковой степени, то исчезнет разница между румянами и общим тоном, а губы потеряют ясность очертаний своей формы, причем в общей цветовой среде все лицо в общем будет казаться как бы побледневшим (1). 
     Синий цвет подводки глаз, который поглощает красный, будет выглядеть, черным. 
     При зеленом светофильтре, пропускающем всю зеленую часть спектра, частично сине-зеленую и желтую, и в очень слабой степени красную, красные краски (румяна, губы) слабо выявят свой цвет благодаря незначительному количеству красных лучей при зеленом свете, и поэтому будут казаться бурыми, почти черными. 
     Общий тон. отражающий желтые и зеленые лучи, станет желтовато-зеленым и в общем бледным (благодаря явлению трансформации). 
     Синий (подводка глаз), поглощающий желтый, превратится в грязно-синий и будет выглядеть серым на фоне общей зеленоватости общего тона. 
     Синий светофильтр пропускает сине-зеленую часть спектра и небольшую часть красных. Общий тон становится белесым грязно-синеватого цвета. Красные краски темнеют, принимая несколько лиловатый оттенок. Синяя подводка становится иногда совершенно невидимой. 
     Сине-фиолетовый светофильтр почти в одинаковой степени пропускает синие и красные лучи, которые? отражаются красивши и синими красками грима, причем по контрасту с белесоватой сине-фиолетовой окраской общего тона они выделяются очень ярко. 
     Желтый светофильтр не пропускает синих лучей. поэтому синяя подводка глаз становится черной. Желтоватый тона общего тона становятся белесоватыми. 
     Необходимо отметить, что чем большей чистотой и насыщенностью обладает цвет света, прошедший через фильтр, тем ближе он к спектральному, тем резче изменение цвета красок в гриме. Если бы фильтры обладали идеальными свойствами пропускать только однородные лучи, без всяких примесей, а краски обладали бы теми же идеальными свойствами отражения, то в театре почти невозможно было бы избежать резких трансформаций грима. Но на практике цвета светофильтров и красок получаются из сочетания различных лучей, поэтому гамма видимых цветов расширяется. В результате посредством подбора соответствующих фильтров, с одной стороны, а с друой - посредством некоторого изменения палитры гримировальных красок, возможно до некоторой степени корректирование грима при цветном освещении. 
    

Зная эти законы, мы можем построить и трансформирующийся грим. Так например, подобрав соответствующий красный светофильтр и такой цвет красновато-оранжевой краски, которая совершенно не будет видима на лице при красном освещении, но которая будет превращаться в коричневый цвет при соответствующем зеленом фильтре, мы добьемся соответствующих результатов трансформирующего грима. 
     Используя эту краску как теневую, сделаем, например, грим «старого лица». При освещении этого грима красным лицо будет выглядеть как бы без грима (молодым), а переключая красный свет на зеленый, мы превратим молодое лицо в старое и г. п. 
     Корректирование грима подбором светофильтров и цвета гримировальных красок в театре производится опытным путем. Дать в этом отношении совершенно тачные указания невозможно, так как результаты зависят от малейших изменений взаимно влияющих компонентов. А мы не имеем ни нормированных стандартов цвета гримировальных красок (напротив, каждая новая партия выпускаемых красок отличается от предыдущей), ни твердо установленных характеристик свето-фильтров. Кроме того грим должен выполняться с учетом того цветного фона, на котором актер будет действовать, а также с учетом его костюма. Имеют значение отражение яркого цветного костюма, контраст цвета костюма с гримом, цвет парика, его контраст с гримом, осложнения, возникающие с изменением цвета при цветном освещении и т. д. 
     Всех компонентов, которые могут возникнуть в конкретных условиях спектакля и имеют иногда решающее значение для грима, невозможно предугадать. Поэтому ниже приводимые выводы, сделанные на основе наблюдений и ряда опытных работ, следует рассматривать только как ориентировочные, требующие дальнейшего уточнения и видоизменения в зависимости от условий практической работы. 

     выводы: 

     Белесоватые, слабо насыщенные светофильтры (светло-желтый, розовый, светло-голубой, светло-зеленый, светло-фиолетовый 
и т. п.) изменяют цвета грима настолько незначительно, что практически это особого значения не имеет, 
     При сильно насыщенных светофильтрах (красный, зеленый, синий, сине-фиолетовый и т. д.) грим изменяется резко и нуждается в коррективах, причем «характерные» гримы, не имеющие ярко выраженного живописного цветного разрешения, а выполняемые в обычных оттенках коричневых тонов, изменяются мало. Чаще всего такие гримы сильно светлеют и несколько теряются при красном свете, тогда в этих случаях необходимо более резко подчеркнуть теневые места. Гримы, выполненные яркими, чистыми цветами красок, резко меняют свой характер, вплоть до полной трансформации, и следовательно, используемые цвета красок должны находиться в определенный: соотношениях с цветом освещения. То же относится и к гримам так называемого «молодого лица», возможности корректирования которого мы разберем более подробно. 
     Красный свет. Общий тон почти безразличен, так как при красном свете оттенков его цвета не видно. Чтобы лицо выглядело возможно светлее, можно накладывать чистые белила. Румяна, - не видны, и передать характер румяного лица невозможно, здесь следует только подчеркнуть форму щек подтушевкой их малиново-коричневыми красками. Также необходимо передать и форму носа. 
     Подводку глаз следует делать или коричневой или светло-синей. 
     Губы подводить нужно темно-красной с подтушевкой или окантовкой их рельефа. 
     Весь грим выглядит при нормальном свете коричневато-красным на белом фоне. Тушевку нужно делать очень четко и чисто. 
     Зеленый свет. Следует обращать особое внимание на цвет общего тона, так как светлые краски общего тона выглядят мертвенно-зелеными, а темные тона (№ 3 и так называемые «загарные») очень сильно темнеют. Красками, приближающимися к нормальным: цветам кожи, являются желтоватые оттенки общего тона. Румяна накладывать сильно нельзя, так как они выглядят черными. Наиболее близко характер румян передается в данном случае желто-оранжевой краской. 
     Подводку губ следует давать слабо. 
     Подводка глаз лучше коричневая. 
     Синий свет. Общий тон, менее резко изменяющийся - светлый, желтовато-розовый, соответствует примерно № 2 по Лейхнеру. Румяна лучше карминного оттенка, слабо наложенные. 
     Губы (подводятся слабо. Глаза нельзя подводить синим, так как синяя подводка не будет видна. 
     Сине-фиолетовый. При этом свете следует избегать темных и красноватых по цвету общих тонов, так как лицо станет от этого ярко-красное. Лучше тон № 2 по Лейхнеру. Румяна можно накладывать нормально, но не яркие по цвету, лучше карминного оттенка. 
     Губы подводить не очень ярко, но четко. 
     Подводка  глаз может быть и синяя. Следует учитывать, что красные и синие цвета очень сильно выявляются при этом освещении. 
     В тех случаях, когда на сцене освещение меняется по цвету, прокорректировать грим так, чтобы он был одинаков во всех случаях, невозможно. 
     В данном случае наиболее цветоустойчивым будет следующий грим «молодого лица»: общий тон № 2 Лейхнера, не ярко наложенный румянец карминного оттенка, не сильная подводка губ слабо окрашивающей красной краской с окантовкой ее рельефа темным, подводка глаз коричневая. 
     Следует указать, что в тех случаях, когда лицо актера непосредственно не освещается цветным лучом света, а используется подсветка, которая выделяет лицо актера, грим не нужно корректировать. В качестве подсветки при этом вовсе не обязателен нормальный источник света, подсветка может быть и цветная. 
     Прекрасно, например, корректирует грим подсветка, сделанная не сильным источником света, закрытая цветным матовым светофильтром (слабой насыщенности), по цвету дополнительным к основному цвету освещения сцены. Такая подсветка, не мешая общему эффекту цветного освещения сцены, создает нормальную видимость грима. 
     Учитывая влияние цветного освещения на изменение грима, мы получаем возможность предвидеть также изменение грима при различных источниках освещения сцены: (керосиновая лампа, электричество, солнечный свет и т. п. 
     В этих случаях приходится учитывать цветовую характеристику того или иного источника света, принимая во внимание и общую освещенность сценической площадки. 
     Так, спектр электрического света, по сравнению с солнечным, менее богат синими и фиолетовыми спектрами, поэтому при электрическом свете обедняется гамма синих и фиолетовых тонов, а благодаря общей желтоватости света, желтые цвета становятся белесоватыми. Еще в большей степени это  относится к свету керосиновой лампы. Поэтому принципы гримирования при керосиновой лампе будут приближаться к тем, которые характерны для желтого светофильтра, с учетом общей освещенности на сцене. 
     В заключение следует указать, что современные театральные уборные должны быть так оборудованы, чтобы возможно было изменять цвет освещения, ибо, только гримируясь в условиях, тождественных с условиями освещения на сцене, можно практически добиться правильного разрешения грима при цветном освещении сцены. 



1. Данное явление возникает в результате сложного психофизиологического процесса, называемого трансформацией, см. С. В. Кравков «Глаз и его работа», Госмедиздат, М. 1932.       
________________________________________________________________________________________
п