I. ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ

     Композиция есть такая организация художественного произведения, которая располагает все входящие в данное произведение компоненты в определенном соподчинении друг к другу и приводит их к известному единству так, чтобы это способствовало выявлению основного замысла произведения. 
     В театре таким общим организующим началом, приводящим к определенному единству все компоненты спектакля, является возникающий на основе драматургического материала творческий замысел и план постановки. Соответственно этому творческому плану создается определенная трактовка роли и образное ее воплощение актером. 
     Грим является одним из компонентов построения образа, на нем лежит задача оформить лицо актера и, в зависимости от трактовки роли, придать ему такую выразительность, которая способствовала бы максимальному и всестороннему раскрытию образа. Следовательно, композиция грима есть такая организация выразительных средств грима, применительно к пластическим данным лица актера, которая способствует наибольшей конкретизации и наглядности образа в определенной его трактовке, возникающей на основе общего творческого замысла и плана постановки. 
     Грим не может быть найден в готовом виде оторвано от образа, вне его. Актер, используя грим как один из элементов художественной выразительности при построении образа, должен включить работу над гримом в свой творческий путь по созданию образа. 
     Этого не принимает во внимание большинство существующих руководств по гриму, где обычно предлагаются учащемуся готовые штампы грима, соответствующие тому или иному действующему лицу. Так, Ренэ (J. Renez, L'art de se grimer), исходя из разделения на амплуа, предлагает соответствующие этим амплуа гримы и описывает технические приемы выполнения. 

ГРИМЫ ПО J. RENEZ


 
 

Герой-любовник
 

 

Первая роль
 

     «Серьезные амплуа. Герои-любовники, первые роли. Блондины. Тон № 2, румяна № 12, рисовая пудра (розовая).
     Брюнеты. Тон № 2, румяна № 12, рисовая пудра (Рашель). Рис. № 1. Герой любовник.
     Румяна должны быть наложены под бровями и под глазами до соединения с волосами, легко и равномерно подтушевав на кончик подбородка. Черное, темно-коричневое или синее только на ресницы.
     Рис. № 2. Первая роль.
     Те же указания, что и для рис. 1, парик Людовика ХШ, усы и борода на газе. В целом накладывание красок более сильное, глаза более подчеркнуто» и т. п.

     Бук (Buck, die Schminkkunst) просто дает таблицы в красках для гримов различных ролей и в небольших примечаниях к таблицам - указания о процессе технического выполнения этих гримов. Бук и Ренэ чрезвычайно (просты) и откровенны, другие авторы несколько усложняют и варьируют их методы, приспособляя к новым условиям театра. 

ГРИМЫ ПО BUCK'у


 
 

Мефистофель
 

 

Банкир


 

     Коренная ошибка этих авторов состоит в том, что они грим рассматривают совершенно оторвано от целого спектакля и строят его не на анализе изображаемого персонажа во всей сложности его характеристики, а на основе какой-нибудь одной чрезвычайно расплывчатой и обще характеризующей частности. Амплуа по Ренэ, теперь уже вовсе утратившее свое первоначальное значение, никак не определяет ни индивидуального лица и характерных особенностей конкретной роли, ни, тем более, ее трактовки в общей композиции спектакля. Точно также могут выпасть из общего плана спектакля и гримы скомбинированные на основе общих, расплывчатых и абстрактных определений характера и его внешних проявлений у человека, будь то «еврейский банкир» по Буку, или «герой-красноармеец» по Новлянскому. 

 ГРИМЫ ПО НОВЛЯНСКОМУ

1. Герой-красноармеец. 2. Матрос-«братишка».
3. Белогвардеец-офицер, золотопогонник.
4. Советский интеллигент («спец»).

  
Неверно изучение гримировальных приемов и у Бельского (1), когда он прием связывает с определенным содержанием: «толстые щеки - щеки кулака», «толстый нос - вульгарность» и т. п. Прием сам по себе, хотя бы и толстого носа, ничего «вульгарного» в себе не содержит, Этот прием, может быть, и будет передавать вульгарность в каком-нибудь определенном взаимодействии частей, но точно так же, при других соотношениях частей и в других условиях спектакля, он будет передавать характер носа и совершенно не вульгарного человека. 
     Иногда штамп грима протаскивается более завуалировано. Лебединский исходит как будто из правильной основы - из анализа драматургического материала и на основе этого анализа дает описание грима и приемов выполнения (2). Но ведь этот «анализ» драматургического материала или другой частности, вне учета всех других элементов конкретного спектакля, также не будет пригоден. Единственный правильный путь в композиции грима - от анализа выполняемого актером образа, причем в построении грима актер проходит те основные этапы, что и в работе над ролью. 
     Первый период - подготовительный, который включает анализ драматургического материала, анализ роли, накопление конкретного материала (изучение типичных явлений жизни, подбор иконографических материалов, ознакомление с литературно-описательными материалами и т. д.). 
     Второй период - создание проекта грима (эскиз грима). На этом периоде работы происходит отбор и организация накопленного материала, на основе анализа сценического образа, создаваемого актером, и тех требований, которые предъявляет режиссерский замысел подготовляемого спектакля. 
     Третий период - выполнение грима, доработка его, то есть проверка грима на. репетициях, внесение поправок, изменений и окончательное фиксирование грима в соответствии с окончательной общей композицией образа. 
     Четвертый период - грим в спектакле; изменение его, в связи с ростом и углублением образа в самом спектакле. 



1. Бельский, Элементарное руководство по гриму. 
2. Лебединский, Грим. 
______________________________________________________________________________________
п