ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ А.И. КОБЗЕВА К ТРУДАМ ВИТАЛИЯ РУБИНА
.
 

     В последние годы своей жизни Виталий Аронович Рубин (1923-1981) был самым известным советским, а точнее антисоветским, синологом. Его жизнь и научная деятельность продолжили великую отечественную традицию превращения фактов личной биографии в мотивы творчества и, наоборот, своих интеллектуальных достижений в знамения собственной судьбы. Через изучение древнего Китая В. А. Рубин осуществил то, что на Западе называется самоидентификацией, а на Востоке - 
самопреодолением, и это, в свою очередь, позволило ему открыть единое экзистенциальное измерение, связующее Китай I тыс. до н.э. с Россией XX в. 
   Важнейшие вехи на этом пути таковы. 1940 г. - поступление на исторический факультет МГУ, 1941 г. - запись добровольцем в ополчение, но в скором времени окружение и кратковременный плен. Затем побег и вновь участие в боях. В 1942 г. факт трехдневного пребывания в плену стал основанием для исключения из артиллерийского училища и помещения в спецлагерь, где В. А. Рубин заболел туберкулезом позвоночника. В 1948-1951 гг. он - опять студент исторического факультета МГУ. В 1960 г. - защита кандидатской диссертации «"Цзо-чжуань" как источник по социальной истории периода Чунь-цю», основные положения которой отражены в помещенных ниже статьях II и III разделов, в 1970 г. - выход в свет монографии «Идеология и культура древнего Ки-тая (четыре силуэта)», позднее опубликованной в США (V.A.Rubin. Individual and State in Ancient China. Essays on Four 
Chinese Philosophers. N.Y., 1976) и полностью входящей в состав настоящей книги. 
   С 1972 по 1976 г., подав документы на выезд в Израиль и получив со скандалом отказ, вызвавший международный резонанс, В.А.Рубин всеми силами, как в 40-е годы - с фашизмом, лагерным инобытием и туберкулезом, боролся с социально-нравственной заразой, превратившей Святую Русь в Империю зла. В 1976 
г. заклятие компетентных органов пало, и знаток государственных тайн, почерпнутых из древнекитайской литературы, был отпущен на волю в землю обетованную, где и стал профессором Иерусалимского университета. Этот последний и наиболее счастливый по внешним обстоятельствам период жизни В. А. Рубина был прерван в 
1981 г. трагической гибелью в автомобильной катастрофе. 
     Воистину пути Господни неисповедимы, и «путь (дао), который может быть взят в качестве пути, не есть постоянный путь» («Дао-дэ-цзин», параграф 1). Эта всечеловеческая, если не надчеловеческая мудрость таинственно и грозно просвечивает как сквозь судьбу, так и сквозь миросозерцание В.А.Рубина. В наших 
палестинах с ним произошло нечто подобное превращению Савла в Павла: патриот-доброволец стал диссидентом-сионистом; в немецком плену он, чистокровный еврей, остался жив, а в земле обетованной, на исторической родине, трагически погиб. Поразительно совпадение судьбоносных узлов жизненной линии В. А. Рубина с такими же вехами жизни совершенно иного человека, придерживающегося иных взглядов и ценностей, но общезначимо 
воплотившего в своих словах и делах христианский принцип: истина есть свобода (Иоан. VIII, 32). Этот человек, ставший в нашей культуре своеобразным символом и, в качестве такового обретший надличностные характеристики, - А.И.Солженицын. Как и он, В.А.Рубин видел смерть на войне и жизнь на каторге, находился между жизнью и смертью в безнадежной болезни, но чудесно исцелился, пытался постичь законы истории и отстоять права личности, в результате чего получил международную известность и оказался вне родины. Замечательна общность идейного движения в обоих случаях: от политической истории (России - у одного, 
Китая - у другого) к дыханию почвы и судьбы (русского народа - у одного, еврейского - у другого)* 
     По собственному признанию, в синологию В.А.Рубина привело «эдипово» стремление превзойти своего отца, А.И.Рубина, философа и полиглота, великого эрудита, знавшего все на свете, кроме китайского языка. Но изначальный импульс отталкивания от иудейско-христианской культуры в конце концов бумерангом привел В. А. Рубина в Иерусалим. Физически этот духовный процесс проявился прямо противоположным образом: на китайскую землю (точнее, в преддверие к ней - на Тайвань) наш синолог смог впервые попасть лишь как гражданин Израиля. 
     Хотя пространственно движение В.А.Рубина в Китай напоминало путешествие из Москвы в Петушки, в идеальном плане Срединное государство ему было также доступно и хорошо знакомо, как Петушки - Венедикту Ерофееву. Два взаимно противоположных качества В.А.Рубина сделали особенно продуктивным его 
погружение в синологические глубины, подобно делосскому водолазу. Эти качества, унаследованные от отца или в целом от еврейской духовной традиции, - интерес к философскому умозрению и внимание к жизненной практике. 
   

Интерес к философскому умозрению позволил В. А. Рубину, формально не являвшемуся профессиональным философом, стать в 1960-е годы наиболее сведущим в СССР специалистом по истории китайской философии. В свою очередь, такая квалификация давала ему ключ к пониманию китайской истории вообще, поскольку 
он осознал, что философия в ней играет центральную роль. Будучи до предела социально ангажированной, выполняя и религиозные и научные функции, эта философия должна была быть очень земной и практичной. Указанные свойства В.А.Рубин с успехом обнаружил в конфуцианстве. На фоне широко разливавшихся дифирамбов в адрес исторически прогрессивного легизма, народолюбивого моизма и 
атеистически-материалистического революционного даосизма он сумел показать антиличностные и антикультурные тенденции этих учений, противопоставив им последовательную демонстрацию гуманистического и культурно-созидательного пафоса конфуцианства, в те годы весьма не жалуемого ни в СССР, ни в КНР. Вместе с крупнейшими китайскими мыслителями XX в. В.А.Рубин верил в грядущее восстановление конфуцианской культуры в Китае, что с течением временистановится все более вероятным. 
     Обостренное внимание В.А.Рубина к окружающей социальной действительности, с одной стороны, соответствовало характеру изучавшегося им предмета (в практицизме он видел большую близость китайской философии с еврейской мыслью), с другой 
стороны, давало возможность выявлять в этом предмете новые аспекты. Так, размышления о сталинском тоталитаризме привели ученого к фундаментальному выводу о том, что родоначальником тоталитаристского учения об обществе и государстве был не итальянец Ник-коло Макиавелли (1469-1527), а живший почти за 
две тысячи лет до него китаец Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). 
     В целом сочетание философской абстрактности с жизненной конкретностью в предмете и методе стимулировало у В.А.Рубина интерес к экзистенциалистским трактовкам ряда феноменов китайской классической философии. В частности, он пришел к очень глубокой и позднее развернуто подтвержденной другими 
исследователями мысли об особой природе основных конфуцианских категорий - своего рода экзистенциалов, соединяющих описание с предписанием, истинностность с ценностностью. 
     Научный подход В.А.Рубина всегда отличался строгим рационализмом, с помощью которого он проводил плодотворную критику как догматических рассуждений о формациях и классовой борьбе в древнем Китае, так и малообоснованных гипотез 
вроде теории особого этапа ораторского искусства в истории китайской литературы. При этом В.А.Рубин сам не чурался смелых исторических реконструкций, обнаружив, в частности, в древнекитайском обществе элементы демократии в виде народного 
собрания. В целом научное творчество В.А.Рубина было ориентировано на проблемы классической синологии. Со времени опубликования его работ по основным затрагивавшимся им темам появилось значительное количество публикаций и у нас, и на Западе, не говоря уж о Китае. Однако предлагаемые... ... избранные труды ученого, несомненно, будут интересны современному читателю. Этот плод более чем двадцатипятилетних (от конца 50-х до начала 80-х годов) исканий напряженной и честной научной мысли, питаемой гражданской страстью, покоряет сочетанием 
откровенности и строгости, теоретичности и злободневности. 

                                                                                А.И.Кобзев
___________ 
*  Произошедшее уже после написания этих строк многообещавшее прибытие А.И.Солженицына в Россию обернулось возвращением пророка в отечество свое, т.е. публичной десакрализацией кумира, а значит, его символической смертью. Дай Бог ему, конечно, долгих лет несимволической жизни.

______________________________________________________________________________________
п