.
Заключение (5-I)
Конфуций умер за 350 лет до того,
как конфуцианство стало государственной идеологией. В конце III в. до н.э.,
когда Китай впервые был объединен императором Цинь Ши-хуаном, последователи
Конфуция подверглись жесточайшим
преследованиям. Следуя заветам Шан Яна (о нем будет рассказано ниже),
считавшего культуру и ее носителей - образованных и интеллигентных людей
- подрывным элементом, Цинь Ши-хуан запретил изучение древней литературы
и философии и
распорядился о сожжении всех находившихся у частных лиц книг (за исключением
«технической» литературы по сельскому хозяйству, медицине и гаданию). Эти
меры по ликвидации гуманитарной культуры сопровождались казнью сотен виднейших
представителей тогдашней интеллигенции. Но попытка создать империю
на монолитном фундаменте всеобщего оболванивания кончилась провалом: всего
лишь через несколько лет после смерти Цинь Ши-хуана его «тысячелетнее царство»
пало под ударами охватившего всю страну восстания.
Императоры следующей династии - Хань (206
г. до н.э. - 220 г. н.э.), учтя неудачу своего предшественника, решили
не бороться с конфуцианцами, а пойти на соглашение с ними. Император У-ди
(140-87 гг. до н.э.) провозгласил конфуцианство государственной идеологией,
и в таком качестве оно продержалось вплоть до 1911 г. Но конфуцианство,
ставшее господствующей догмой китайской
империи, существенно отличалось от действительной проповеди Конфуция.
К этическим положениям раннего конфуцианства были добавлены космологические
спекуляции, восходившие к даосизму и некоторым другим натуралистическим
учениям, и всей этой смеси были приданы черты религии. Если в раннеконфуцианской
мысли религия не играла существенной роли, то впоследствии возникла концепция,
в которой небо фигурировало как божество, обладающее моральным сознанием
и внимательно следящее за всем, что происходит на земле. Религиозным ореолом
была окружена и особа императора - «сына неба», который, находясь в центре
космологической троицы - Неба, Земли и Человека, соединяет их между собой
и, будучи исполнителем воли неба, обеспечивает своим справедливым управлением
неукоснительную последовательность явлений природы. В то время как и Конфуций
и Мэн-цзы первенствующее значение в государстве придавали народу, в императорском
конфуцианстве (такое название получила эта идеология в литературе) основой
государства признавался правитель. Трансформировался и идеал цзюнь-цзы:
господствующее значение приобрела тенденция, превращавшая его из странствующего
рыцаря человечности в образцового чиновника, главное качество которого
- готовность к слепому и беспрекословному повиновению указаниям начальства.
Таким образом, события, получившие в китайской
литературе название «триумфа конфуцианства», могут быть в известном смысле
названы его пирровой победой. Но ограничиться такой оценкой - значило бы
игнорировать ту особенность
конфуцианства, которая сыграла огромную роль для обеспечения устойчивости
китайской империи. Речь идет о конфуцианском тезисе, согласно которому
те, кто принимает участие в управлении, должны быть образованными людьми.
Провозглашение конфуцианства государственной идеологией сопровождалось,
как
сообщают источники, широким развитием образования и разработкой системы
экзаменов, которые должны были выдержать те, кто претендовал на занятие
сколько-нибудь
значительной чиновничьей должности. Конечно, нельзя забывать ни о
привилегиях, которые (особенно поначалу) облегчали доступ в ряды бюрократии
отпрыскам знатных фамилий, ни о том, что многолетнее изучение конфуцианских
классиков требовало немалых денег, которые, как правило, не под силу собрать
простому человеку. И все же остается непреложным фактом, что уже со II
в. до н.э. китайское чиновничество вербовалось на основе не столько происхождения,
сколько определенных способностей. Это обеспечивало высокий для древности
и средневековья уровень правящей элиты. Если еще недавно можно было отстаивать
мнение, согласно которому экзамены были фикцией, предназначенной для прикрытия
действительного господства наследственной верхушки феодалов, то проведенные
в последние годы исследования американских ученых Р. Марша и Хэ Бин-ди82
доказали, что экзамены создавали вполне реальную возможность продвижения
для способных выходцев из низов. Об этом свидетельствует и китайская художественная
литература, одним из излюбленных сюжетов которой является быстрое возвышение
после выдержанных экзаменов бедного, но талантливого молодого человека.
Разработка системы экзаменов, предназначенных
для вербовки в ряды чиновничества способных людей, имела важнейшие последствия
для судьбы китайской государственности и культуры. Она способствовала культурному
объединению и сплочению страны, ибо все, кто стремился принять участие
в управлении, обязаны были пройти один и тот же курс обучения. Это же единообразие
стало одной из причин интеллектуального застоя. Но важно и другое. Поскольку
для способных людей эта система открывала путь к продвижению, они делались
ревностными поборниками существующего порядка. В этом состояло глубокое
отличие ситуации, сложившейся в Китае, где среди образованных слоев социальный
протест был явлением совершенно исключительным, от ситуации в Европе, где
важ-ным моментом, толкавшим лучшие умы на критику существующего строя,
было сохранение вплоть до XVIII-XIX вв. аристократических привилегий. Мало
того, система выдвижения способных людей в Китае способствовала обеспечению
поддержки существующему строю даже известной частью эксплуатируемых низов,
считавшей этот строй в основном справедливым и относившей его несовершенство
за счет злоупотреблений отдельных чиновников.
История конфуцианства крайне сложна и до сих пор
слабо разработана. Мы коснулись здесь лишь той ее линии, которая ведет
к государственной идеологии китайской империи; при этом не следует забывать,
что императорское конфуцианство, связанное определенной преемственностью
с некоторыми положениями раннего конфуцианства, резко противостоит другим
его положениям. Новейшие исследования {83}
показали, что значительную роль в формировании официальной идеологии сыграл
и легизм - учение, враждебное раннему конфуцианству.
Но к истории конфуцианства возможен и другой
подход; в идеях раннего конфуцианства исследователи обнаруживают истоки
китайской гуманистической традиции, продолжением которой явились труды
ряда мыслителей средневековья и нового времени. Это, однако, особая тема.
<...............................................>
______________________________________________________________________________________
|