.
Личность мыслителя, его эпоха и трактат
(1-II)
О Мо-цзы известно немногое.
Если Конфуцию Сыма Цянь посвятил в «Исторических записках» обширное жизнеописание,
то о Мо-цзы в этом сочинении говорят лишь двадцать четыре иероглифа: «Мо
Ди как будто был сановником в царстве Сун. Он занимался оборонительной
стратегией и выступал за экономию в расходах. Некоторые говорят, что он
был современником Конфуция, некоторые - что он жил позже» {84}.
Китайские ученые в дальнейшем установили, что современником Конфуция он
не был (приблизительные даты его жизни - 479- 381 гг. до н.э.). В одном
из трактатов II в. до н.э. говорится, что своим образо-ванием Мо-цзы обязан
тому, что посещал школу учеников Конфуция. Подобно Конфуцию, он, по-видимому,
странствовал по Китаю, пытаясь убедить кого-нибудь из правителей тогдашних
царств отказаться от агрессивной политики и обратиться к «всеобщей любви».
Так, в трактате рассказывается, что, узнав о намерении правителя Чу напасть
на царство Сун, он после десятидневного изнурительного пути прибыл в Чу
и уговорил правителя отказаться от этого плана. Источники рассказывают,
что Мо-цзы возглавлял спаянную железной дисциплиной секту своих единомышленников,
одной из задач которой была помощь государствам, подвергавшимся нападению.
Чтобы быть на высоте этой задачи, его приверженцы занимались боевой тренировкой
и изучали военное дело. После смерти Мо-цзы секта раскололась на три группы.
Каждое слово вождей, стоящих во главе этих групп, было законом; перед смертью
они назначали себе преемников.
Десятилетия, отделяющие Мо-цзы от Конфуция, были
началом одной из самых бурных и богатых событиями эпох истории Китая, получившей
название эпохи Чжань-го (Воюющих царств). Китай в это время пережил революционные
преобразования и в экономике, и в политической структуре, и в идеологии.
Успехи в развитии ирригации, распространение железных орудий в земледелии,
в ремесле, в горном деле - все это привело к экономическому расцвету и
дало толчок развитию торговли. Невиданные ранее большие города превратились
в центры культурной жизни, и место архаического города-государства, в котором
продолжали еще сохраняться традиции примитивной демократии и большую роль
играли личные связи, заняло централизованное государство, управляющееся
безличной чиновничьей машиной. Все это способствовало тому, что традиция,
как таковая, начала утрачивать свой авторитет. Идеи Мо-цзы, нашедшие выражение
в его трактате, - яркое тому свидетельство.
Трактат «Мо-цзы» резко отличается и по структуре,
и по стилю от «Лунь-юй». Если «Лунь-юй» - книга диалогичная, то «Мо-цзы»
(за исключением нескольких глав) - произведение монологичное. Оно
представляет собой по сути дела сборник проповедей. Каждая глава начинается
словами «Учитель Мо-цзы сказал», вслед за чем следует рассуждение на какую-либо
тему. Важнейшие из глав: «Превознесение умелых», «Превознесение унификации»,
«Всеобщая любовь», «Экономия в расходах», «Экономия на похоронах», «Против
музыки», «Против фатализма», «Против конфуцианцев».
Язык «Мо-цзы» в отличие от афористического языка
«Лунь-юй» водянист, нуден и тавтологичен. Мо-цзы как будто рассчитывает
на неумного слушателя, которому нужно до конца разжевать каждое положение,
чтобы он что-то понял. Вот, например, как доказывается «вред музыки»: «Ныне
цари, князья и сановники видят в своих башнях и широких павильонах колокола,
висящие как большие сосуды. Но если не бить в них, какое удовольствие можно
от них получить? Ясно, что кто-то должен бить в колокола. Они не могут
поручить это старикам и подросткам, потому что старики и подростки не так
хорошо видят и слышат и руки их не так сильны; у них не получится гармоничного
звука, и они не сумеют бить в колокола и спереди, и сзади. Они обязательно
должны поручить это взрослым людям, которые хорошо видят и слышат и у которых
руки достаточно сильны, чтобы получился гармоничный звук и чтобы можно
было бить в колокола и впереди, и сзади, пели они возьмут молодых людей,
они оторвут их от пахоты, посева и ухода за растениями; если возьмут молодых
женщин, их оторвут от пряжи и тканья. И все же ныне цари, князья и сановники
хотят слушать музыку, хотя она отнимает у народа так много времени, необходимого
для [добывания] еды и одежды. Поэтому учитель Мо-цзы говорит: "Музыку надо
упразднить!"».
Ссылки на слова учителя, постоянно повторяющиеся
в трактате, говорят о том, что основные его главы возникли на основе записей
учеников. В нескольких главах, посвященных вопросам логики и военного дела,
речь ведется от лица последователей Мо-цзы. По мнению большинства ученых,
они написаны много позднее тех, где излагаются политические, этические
и религиозные взгляды мыслителя.
>
_____________________________________________________________________________________
|