.
Борьба против культуры (4-III)
Шан Ян доказывает, что тупой и невежественный
народ - великая сила, ибо если люди невежественны и не имеют никакого представления
о том, что лежит за пределами их деревни, других путей, кроме обработки
земли, у них нет. «Если народ не пренебрегает земледелием, государство
спокойно и вне опасности» {200}, - говорит
Шан Ян. С величайшей яростью набрасывается он на тех, кто отвлекает народ
образованием, - на конфуцианцев, изучающих древнюю историю и поэзию и следующих
не одобренным сверху рецептам поведения. Бешеная злоба, прорывающаяся в
«Шан-цзюнь-шу», как только заходит речь о культуре и образовании, сама
по себе является свидетельством широкого распространения образования в
IV в. до н.э. и его привлекательности для широких слоев народа. Даже, если
сделать скидку на гиперболизацию, свойственную стилю трактата, вряд ли
можно считать совершенно беспочвенным имеющееся здесь утверждение, что
«народ меняется, любит красноречие и с удовольствием занимается учебой»
{201},
как и жалобу на то, что, «хотя в каждом селе есть связка {202}
"Книги песен" и "Книги истории" и в каждой семье - по книге, это не приносит
пользы управлению»
{203}.
Борьба с образованием (которую легисты вели
одновременно с борьбой против нравственности) здесь смыкается с борьбой
против народа. В «Шан-цзюнь-шу» говорится: «Красноречие и ум - помощники
мятежа; правила благопристойности и музыка - свидетельства разврата и праздности;
доброта и человечность - пособницы нарушений; назначение и продвижение
добродетельных - лазейка для хищений и казнокрадства. Если еще прибавляется
смута, то все это широко распространяется; если есть свидетельства разврата
и праздности, значит, они вошли в употребление; если есть пособницы у нарушений,
значит, они появились; если есть лазейка для хищении и казнокрадства, значит,
их нельзя уже остановить. Эти восемь пороков, скопившись, приводят к тому,
что народ побеждает свое правительство. Если же этих восьми пороков нет,
то правительство побеждает народ. Когда народ побеждает свое правительство,
государство слабеет; когда правительство побеждает свой народ, армия усиливается»
{204}.
Доказывая, что правителю пристало заниматься
укреплением боевой мощи страны и нет для него более серьезной опасности,
чем стремление к знанию и общение с образованными людьми, Шан Ян говорит:
«Если правитель любит споры и не стремится выяснить пользы спорщиков, то
они могут поступать по своему разумению и переносить свои извращенные споры
на улицы, где вокруг них собираются толпы. Народ, видя, что они привлекли
на свою сторону царя, его приближенных и сановников, начинает подражать
им. Так образуются целые партии, а в спорах, заполняющих страну, уже трудно
становится разобраться. Этому радуется простой народ, это доставляет удовольствие
большим людям, и в результате таких, которые занимаются земледелием, остается
мало, а таких, которые ленятся и живут за чужой счет, становится много...
Земля из-за этого остается необработанной. Когда образование входит в привычку,
народ отказывается от земледелия и начинает заниматься разговорами, высокопарными
словами и фальшивыми спорами... и люди стараются превзойти друг друга высокими
словами. Так народ отдаляется от правителя, образуется масса непокорных
подданных. Образование ведет, следовательно, к тому, что страна беднеет
и армия ослабевает» {205}.
Здесь упор делается на то, что образование
отвлекает народ от земледелия - занятия, необходимого для укрепления мощи
страны. В других местах «Шан-цзюнь-шу» подчеркивается, что образование
подрывает основы государства, поскольку учит людей самостоятельно мыслить
и произносить независимые суждения о правительственных мероприятиях. Называя
фактическую ликвидацию образования его унификацией, Шан Ян говорит: «Под
унификацией образования я подразумеваю то, что поклонники обширной учености,
споров, ума, искренности, бескорыстия, правил благопристойности, музыки
и морального поведения, независимо от того, чисты они или грязны, не должны
награждаться богатствами и рангами знатности; они не должны критиковать
наказания, вырабатывать свои частные взгляды и, исходя из них, подавать
советы вышестоящим» {206}.
Конфуций был первым в Китае, кто, основав
частную школу, фактически ввел независимое от политической власти образование.
Цзюнъ-цзы,
как считал Конфуций, не только не обязан выполнять любой приказ правителя,
но должен сопротивляться правителю в тех случаях, когда тот поступает несправедливо.
Мо-цзы, выдвинувший утопию всеобщего конформизма, именно в этом пункте
вопреки себе оказался продолжателем Конфуция, поскольку настаивал на том,
чтобы подданные наставляли вышестоящих, если те совершают ошибки. Шан Ян,
провозгласив преступным всякое мнение, не согласующееся с установками сверху,
снова попытался вернуть китайское общество к состоянию, в котором оно было
до появления конфуцианства.
С характерной для тоталитарного мышления железной
последовательностью Шан Ян требует полностью покончить с образованием.
Сравнивая ученых, «не трудящихся и живущих за чужой счет», с гусеницами,
которые, появившись лишь раз, лишают народ пропитания на много лет вперед
{207},
он говорит: «Если тысяча человек занята земледелием и войной и лишь один
- поэзией, историей, спорами и умствованием, то вся тысяча будет нерадива
в земледелии и войне» {208}. Для борьбы
с этим злом он советует умному государю, установив унификацию, устранить
тех, кто не приносит пользы, и превратить весь «ученый и распутный народ»
в земледельцев {209}.
Легистский подход к культуре был, по существу,
продолжением подхода Мо-цзы с той разницей, что Мо-цзы отвергал культуру
как нечто бесполезное для народа, легисты же считали, что она не только
бесполезна, но и вредна для государства. Интересно, что, нападая на конкретные
проявления культуры, Мо-цзы все же не решался открыто выступать против
самого принципа культуры: в трактате «Мо-цзы» есть глава «Против музыки»,
но нет главы «Против культуры». Этот дальнейший шаг делают легисты. Трактат
«Хань Фэй-цзы» показывает, что легисты сами видели эту преемственность
и, критикуя некоторые положения Мо-цзы, горячо приветствовали его подход
к культуре. В гл. XXXII трактата «Хань Фэй-цзы» рассказывается, что чуский
царь спросил у некоего Тянь Цзю, почему Мо-цзы некрасноречив. На это Тянь
Цзю ответил: если его слова будут красноречивы, то людям понравится их
прекрасная форма (вэнъ) и они забудут об их правильности (чжи).
Таким образом, «прекрасная форма нанесет ущерб пользе» {210}.
Для разъяснения этой же мысли вводятся еще
два эпизода. Один из них рассказывает о купце, продававшем жемчуг. Этот
жемчуг он помещал в прекрасные, декорированные геммами коробочки. Тогда
покупатели стали брать коробочки, но возвращать жемчуг. Начало вэнь сравнивается
здесь, таким образом, с обрамлением, не имеющим к жемчугу (пользе) никакого
отношения. Соблазн красоты провозглашается серьезной опасностью, с которой
постоянно надо быть начеку.
В другом эпизоде эта же мысль иллюстрируется
на примере воздушного змея из дерева, над конструкцией которого Мо-цзы
трудился три года и который сломался в первом полете. В ответ на утешения
учеников, превозносящих его мастерство, Мо-цзы говорит: «Мне далеко до
мастерства того, кто делает деревянную упряжь для волов... он не тратит
на нее даже одного утра, а она так прочна, что при ее помощи можно перевезти
на далекое расстояние груз в 30 даней, и она не ломается много лет» {211}.
Этот пример еще точнее выражает моистско-легистский
подход к культуре. В обоих случаях культура сравнивается с ненужным обрамлением
и с предметом роскоши, но во втором эпизоде польза выступает в образе простого
и грубого приспособления, а не жемчужины.
Но между отношением к культуре Мо-цзы и легистов
есть и различие: если, по Мо-цзы, все усилия должны быть сосредоточены
на удовлетворении насущных потребностей народа, то целью Шан Яна было установление
абсолютной власти правителя и военизация государства для захвата Поднебесной.
Поэтому при общей обоим учениям враждебности к культуре основные объекты
критики у них не совпадают. Мо-цзы, выступающий за бережливость, ведет
атаку главным образом на музыку как на форму культурной деятельности, требующую
наибольших «непроизводительных» расходов, Шан Ян же обрушивается прежде
всего на то, что связано в культуре со словом. Аполитичная музыка его мало
беспокоит, слово же он считает злейшим врагом военизации и деспотизма,
опирающегося на тупость и невежество народа. Многократно подчеркивая опасность,
грозящую деспотическому режиму от слова, Шан Ян говорит: «Умный правитель
знает, что любовь к слову не приведет к усилению армии и подъему целины»
{212}.
Панический страх идеолога деспотизма перед словом подтверждает наблюдение
Д.Гранина, заметившего, что членораздельно высказывающаяся личность опасна
для самодержавного режима {213}.
<...............................................>
_____________________________________________________________________________________
|