.
Милитаризм (5-III)
Сказанное достаточно характеризует
роль войны в легистской доктрине. Само противопоставление начал вэнь
и у, возникшее с первой половины I тысячелетия до н.э., подсказывало
мысль, что воинственность и любовь к культуре - вещи, по сути дела, противоположные.
Эта противоположность доводится в «Шан-цзюнь-шу» до крайнего антагонизма,
причем отрицательное отношение к началу вэнь находит выражение в
том, что входящие в это понятие элементы получают название «вшей». Под
«вшами» Шан Ян подразумевает древнюю поэзию, историю, правила благопристойности
и музыку, а также гуманность, справедливость, доброту, самоусовершенствование,
искренность, доверие, красноречие, ум {214}.
В «Шан-цзюнь-шу» неоднократно повторяется: если в государстве будут эти
«вши», то правителю некого будет использовать в земледелии и войне, и это
приведет в конечном счете к разгрому и к расчленению страны.
Выше приводились включенные в «Мо-цзы» слова
конфуцианца о том, что, если в государстве царит спокойствие и оно живет
в мирной обстановке, в нем занимаются музыкой. Музыка в данном случае олицетворяет
культуру вообще, которая расцветает в условиях мира. Тесную связь между
культурой и миром признает и Шан Ян, но он делает из этого свой вывод:
поскольку культура наряду с нравственностью составляют наибольшую опасность,
война должна вестись не только ради того, чтобы добиться гегемонии, но
и ради предотвращения развития культуры. «Если государство сильно, но не
ведет войны, то яд распространится внутри него; появятся правила благопристойности,
музыка, "вши"; раздел государства станет неизбежным. Если же оно ведет
войну, то яд распространится на врагов. Не страдая от правил благопристойности,
музыки и "вшей", оно обязательно усилится» {215}.
Мысль, что война сама по себе служит укреплению государства тем, что препятствует
развитию культуры, еще ярче выражена в другом месте, где говорится: «Если
бедное государство займется войной, то яд распространится среди его врагов,
в нем не будет шести "вшей", и оно непременно усилится. Если богатое государство
не будет вести войну, то яд распространится внутри него, в нем появятся
шесть "вшей", и оно непременно ослабеет» {216}.
Легизм предстает здесь как классическая идеология
войны. Именно в армии как в древнейшем типе организации, построенной на
беспрекословном подчинении приказам, выработались те принципы управления
с помощью наград и наказаний, которые впоследствии были провозглашены легистами
единственными методами управления обществом в целом. Восприятие и переработка
легистами идей Мо-цзы облегчалась тем, что утопия последнего также во многом
напоминает армию. Связь легизма с войной, т.е. с началом у, почувствовал
и Сыма Цянь, вложивший в уста У-вана слова о том, что он сохранит славу
своих предков при помощи наград и наказаний {217}.
Одним из предшественников Шан Яна был полководец У Ци, добившийся строгого
исполнения законов, централизации власти и унификации взглядов народа {218},
да и сам Шан Ян в некоторых древнекитайских трактатах фигурирует как полководец
{219}.
<...............................................>
______________________________________________________________________________________
|