.
ПРИМЕЧАНИЯ
к работе: «О народном собрании в древних государствах
Восточной Азии»
1. Воспроизводится по изданию: О народном собрании
в древних государствах Восточной Азии. Доклад на VII международный конгресс
антропологических и этнографических наук. - М-, 1964. - А.К.
2. Интересные приметы такого рода отбора дает сравнение
текстов гл. XLII «Исторических записок», говорящих о политическом деятеле
VI в. до н.э. Цзы-чане, с соответствующими текстами «Цзо-чжуань». В «Цзо-чжуань»
рассказывается, в частно-сти, что в 553 г. до н.э. выступление вооруженного
народа, действовавшего под руководством двух представителей знати, положило
конец тирании регента Цзы-куна (см.: La chronique de la principaute de
Lou/tr. S.Couvrer. - P., 1951, vol. 2, p. 340). Сыма Цянь же говорит,
что Цзы-куна казнил царь Цзянь-гун (см.: Сыма Цянь. Ши-цзи [Исторические
записки], т. 2. - Пекин, 1955, с. 985), вообще никакой роли в то время
не игравший, о чем свидетельствует множество текстов «Цзо-чжуань». Эта
же тенденция наблюдается в изображении событий 562 г. до н.э. В «Цзо-чжуань»
имеется подробный рассказ о произошедшем в этом году мятеже нескольких
аристократических родов (Couvreur, vol. 2, р. 260), из которого
явствует, что решающую роль в подавлении мятежа сыграл народ. У Сыма Цяня
этот эпизод изображается как банальная борьба за власть между несколькими
придворными и о народе не упоминается вообще (см.: Ши-цзи).
3. И.М.Дьяконов. Общественный
и государственный строй древнего Двуречья. - М., 1959, с. 120-150; он
же. Община на древнем Востоке в работах советских исследовате-лей//Вестник
древней истории, 1963, № 1, с. 16-34; Д.Г.Редер. Военная демократия
в странах древнего Востока // Ученые записки Московского областного педагогического
института, т. 14, 1950, с. 117-127; Th.Jakobsen. Early Political
Development in Mesopotamia // Zeitschrift ftir Assyriologia und Vorderasiatische
Archaologie, Bd 8 (52). - В., 1957, S. 119; И.А.Амусин. Народ земли//Вестник
древней истории, 1955, №2, с. 14-36; С.U.Wolf. Traces of Primitive
Democracy in Ancient Israel//Journal of Near-Eastern Studies, vol. 6, 1947,
№ 2; В.В.Иванов. Происхождение и история хеттского термина «panku»
— «собрание»//Вестник древней истории, 1957, № 4; 1958, № 1; I.Katznelson.
Certains traits de 1'organisation d'6tat en Nubie du VI au IV siecles av.
notre ere//Труды XXV международного конгресса востоковедов. - М., 1962,
т. 1, с. 153-160.
4. В.А.Рубин. Народное собрание в древнем Китае//Вестник
древней истории, 1960, № 4, с. 22-40 (опубликовано выше. - А.К.).
5. Ян Куань. Да-соу-ли синь-тань (Новая интерпретация
обряда да-соу-ли) // Сюэ-шу юэ-кань (Научный ежемесячник). - Шанхай, 1963,
№ 3, с. 48-56.
6. Th.Jacobsen. Op. cit., p. 119.
7. Couvreur, vol. 1, р. 382.
8. Ibid., p. 422.
9. Ibid., p. 468-469.
10. Ibid., p. 284.
11. Чунь-цю цзин-чжуань цзи-цзе («Чунь-цю».
Классический текст с комментариями и разъяснениями), т. 1. - Пекин, 1955,
с. 444.
12. Couvreur, vol. 1, р. 476.
13. Ян Куань. Указ. соч., с. 55.
14. Ян Куань ссылается в своей работе и на тексты, говорящие
о народных собраниях в городах-государствах (с. 55). Эта часть его работы
не вызывает возражений. Неясно только, почему Ян Куань считает, что эти
собрания носили характер
да-соу-ли, в то время как в текстах, о них повествующих, церемония да-соу-ли
ни разу не упоминается.
15. Л. С. Переломов. Империя Цинь - первое централизованное
государство в Китае. - М., 1962, с. 66-84.
16. Шан-цзюнь-шу // Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание сочинении древнекитайских
мыслителей), т. 5. - Пекин, 1957, ч. 2, с. 1.
17. The Book of Documents / tr. by B.Karlgren //Bulletin of
the Museum of Far Eastern Antiquities, № 22. - Stokholm, 1950, p. 19-20.
18. Ibid., p. 20-26.
19. Ibid., p. 79-80.
20. H.H.Dubs. The Archaic Royal Jou Religion//T'oung
Pao, vol.46, 1958, livres 3-5, p. 223-231.
21. The Book of Documents, p. 53.
22. Ibid., p. 62.
23. Ibid., p. 45.
24. Ibid., p. 9.
25. D.H. Smith. Religious Developments in Ancient China
Prior to Confucius // Bulletin of the J.Rylands Library, vol. 44, 1962,
№ 2, р. 228-229.
26. The Book of Documents, p. 55.
27. Ibid., p. 33.
____________________________________________________________________________________
|