.
ПРИМЕЧАНИЯ
к работе: «Идеология и культура древнего Китая (четыре силуэта)»
  1. Воспроизводится по московскому изданию 1970 г. с дополнением некоторых примечании по английскому переводу 1976 г. По широте подхода к освещению древнекитайской философии в ее культурном контексте из опубликованного на русском языке после кончины В. А. Рубина с его трудом сопоставимы следующие: Л. С. Васильев. Проблемы генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. - СПб., 1998. См. также: Китайская философия. Энциклопедический словарь. - М., 1994. 
     Что касается более специальной проблематики, то Конфуцию и раннему конфуцианству посвящены книги: И.И.Семененко. Афоризмы Конфуция. - М., 1987; В.В.Малявин. Конфуций. - М., 1992; Конфуций. «Я верю в древность» / Сост. И.И.Семененко. - М., 1995; Л. С. Переломов. Конфуций. «Лунь юй». - М., 1998; 
     Мо-цзы и моизму: М.Л.Титаренко. Древнекитайский философ Мо Ди. Его школа и учение. - М., 1985; 
     Шан Яну и легизму: Л. С. Переломов. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М., 1981; 
     полемике конфуцианцев и легистов: Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1 / Пер. Ю.Л. Кроль. - СПб., 1997; 
    Чжуан-цзы и даосизму: Дао и даосизм в Китае. - М., 1982; Лао-цзы. Книга пути и благодати (Дао дэ цзин) / Пер. И.С.Лисевич. - М., 1994; Антология даосской философии / Сост., пер. В.В.Малявин, Б.Б.Виногродский. - М., 1994; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявин. - М., 1995; Мистерия Дао / Сост., пер. А.А.Маслов. - М., 1996; Е.А.Торчинов. Даосизм. - СПб.,1998. - А.К. 
  2Конфуций - перешедшая в русский язык латинизированная форма китайского имени Кун-цзы, или Кун-фу-цзы, в переводе означающего «Учитель Кун». 
  3. Эти города-государства мы большей частью будем называть царствами. 
  4. The Book of Documents / tr. by B.Karlgren // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, № 22. - Stockholm, 1950, p. 10. 
   5. J.Legge. The Chinese Classics, with a translation, critical and exegetical notes, vol. 5. - Hong Kong, 1872, p. 47. 
   6. Ibid., p. 462. 
   7. Лунь-юн // Чжу-цзы цзи-чэн (Собрание сочинений древнекитайских мыслителей) т. 1. - Пекин, 1957, ч. 1, глава XII, параграф 7. 
   8. М.В.Крюков. Формы социальной организации древних китайцев. - М   1967 с. 85-96. 
   9. Мэн-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 1,ч. 2, глава V В, параграф 7. 
 10. В.А.Рубин. Как Сыма Цянь изображал период Чунь-цю // Народы Азии  и Африки 
1966. № 2, с. 85. 
 11. Лунь-юй, X, 2. 
 12. Лунь-юй, XII, 14. 
 13. H.G. Creel. Confucius. The Man and the Myth. - L., 1951, p. 60. 
 14. Лунь-юй, IV, 14. 
 15. Лунь-юй, VII, 13. 
 16. Лунь-юй, VIII, 37. 
 17. A.L.Kroeber, C.Kluckhohn. The Concept of Culture, a Critical Review of Definitions. - N.Y., 1950. 
 18Я.Щепанъский. Элементарные понятия социологии. - М., 1969, с. 39. 
 19. Там же, с. 42. 
 20. Ю.М.Лотман. К проблеме типологии культуры // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1967, т. 3, с. 30. 
 21. Д.С.Лихачев. Поэтика древнерусской литературы. - Л., 1967, 
с. 97, 100. 
 22. Ю.М.Лотман. Об оппозиции «честь» - «слава» в светских текстах киевского периода // Там же, с. 102. 
 23. У-ван - чжоуский правитель XI в. до н.э., сын основателя династии Чжоу Вэнь-вана, разгромивший иньское государство. 
 24. Записки о музыке / пер. В.А.Рубин  // Музыкальная эстетика стран Востока - М 
1967. с. 201. 
 25. Там же. 
 26. B.Karlgren. Grammata Serica Recensa // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities, № 29 - Stockholm, 1957, p. 130. 
 27. Лунь-юй, IX, 5. 
 28. W.Bauer. China: Verwirklichunger einer Utopie // Propylaen Weltgeschichte. - В., 1965, Bd. 
11, S. 143. 
 29. Н.И.Конрад. Запад и Восток. - М., 1966, с. 60. 
 30. Сыма Цянь. Ши-цзи (Исторические записки). - Пекин, 1955, 
с. 53. 
 31Так, в относящейся к началу VIII в. до н.э. части «Шу-цзин» - «Вэнь-хоу-чжи-мин» в уста чжоускому Пин-вану вкладываются слова: «Славные Вэнь и У своими усилиями добились того, что сияющая Добродетель поднялась наверх и широко распростерлась внизу» (J.Legge. The Chinese Classics, with a translation, critical and exegetical notes, vol. 3. - Oxf., 1893, p. 613). 
 32. Legge, vol. 5, p. 453. 
 33. Лунь-юй, I, 6. 
 34. В европейских языках можно найти известную аналогию противопоставления войны и культуры. Слово «civil» означает и во французском, и в английском языке наряду с гражданским началом (в противоположность военному) также и вежливость, воспитанность. 
 35. Лунь-юй, II, 7. 
 36. Лунь-юй, II, 5. 
 37. The Analects of Confucius / tr., annot. by A.Waley. - L., 1938, p. 54. 
 38. S. Couvreur. Li ki ou memoires sur les bienseances et les ceremonies. - Ho-kien-fu, 1899, p. 54. 
 39. Hsie Yu-wei. Filial Piety and Chinese Society // The Chinese Mind / comp. by Ch. Moore. - Honolulu, 1967, p. 174. 
 40. Лунь-юй, XIII, 20. 
 41. Лунь-юй, V, 15. 
 42. Лунь-юй, I, 2. 
 43. E. Balazs. Chinese Civilization and Bureaucracy. - L., 1966, p. 18. 
 44Лунь-юй, II, 3. 
 45. Legge, vol. 5, р. 730. 
 46. H.G. Creel. Op. cit., p. 175. 
 47. В.А.Рубин. О датировке и аутентичности «Цзо-чжуань» // Проблемы востоковедения, 1959, № 1, с. 85. 
 48. F.A.Sinclair. A History of Greek Political Thought. - L., 1961, p. 35. 
 49. Платон. Полное собрание творений. - Пг., 1923, т. 13. Законы, с. 116. 
 50. Лунь-юй, XVI, 23. 
 51. Лунь-юй, XII, 5. 
 52. Лунь-юй, IV, 5. 
 53. Лунь-юй, XV, 8. 
 54. Лунь-юй, I, 14. 
 55. Лунь-юй, IV, 9. 
 56. Лунь-юй, IV, 16. 
 57. Лунь-юй, XII, 22. 
 58. Лунь-юй, XII, 2. 
 59. Лунь-юй, I, 7. 
 60. Лунь-юй, I, 6. 
 61. Лунь-юй, XIV, 3.
 62. Лунь-юй, VI, 27. 
 63. Лунь-юй, XIII, 21.
 64. Лунь-юй, IX, 15. 
 65Лунь-юй, VII, 2. 
 66. Лунь-юй, XVII, 8. 
 67. Лунь-юй, IX, 10. 
 б8. Aristoteles Hauptwerke. - Leipzig, 1934, S. 74. 
 69. Ibid., S. 255. 
 70. Н.И.Конрад. Указ. соч., с. 293. 
 71. Лунь-юй, II, 12. 
 72. Сюнь-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 2. - Пекин, 1957, с. 246. 
 73. Ф.С.Быков. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. - М., 1966, с. 98. 
 74. Лунь-юй, IX, 
 75. Лунь-юй, XI, 11. 
 76. Лунь-юй, XV, 6. 
 77. Лунь-юй, IV, 5. 
 78. Лунь-юй, XIV, 1 
 79. Лунь-юй, XIII, 15. 
 80. Чжуан-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 3. - Пекин, 1957, ч. 4, с. 62 
 81. P.Demieville. Apercu historique des etudes sinologiques en France//Acta Asiatica. - Tokyo, 1966, № 11, p. 63. 
 82. См.: P.M.Marsh. The Mandarins. - Glencoe, 1961; Но Ping-ti. The Ladder of Success in Imperial China. - N.Y., 1963. 
 83. См.: Л.С. Переломов. О роли идеологии в становлении деспотического государства в древнем Китае // Народы Азии и Африки, 1967, № 3; В.А.Рубин. Два истока китайской политической мысли // Вопросы истории, 1967, № 3. 
 84Ши-цзи, с. 1352. 
 85. Мэн-Цзы, III В, 9. 
 86. E.Faber. Die Grundgedanken des alten chinesischen Sozialismus, oder die Lehren des Philosophen Micius zum ersten Male vollstandig aus den Quellen dargelergt. - Elberfeldt, 1887, S. 5. 
 87. A.David. Socialisme chinois. Le philosophe Meh-Ti et 1'idee de solidarity - P., 1907, p. VIII. 
 88. L. Wieger. Histoire des croyances religieuses et des opinions philosophiques en Chine. - Hien-hien, 1917, p. 209. 
 89. A. Forke. Geschichte der alten chinesischen Philosophie. - Hamburg, 
p. 394. 
 90. Мо-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 4. - Пекин, 1957, ч. 2, с. 71. 
 91. Мо-цзы, с. 71. 
 92. Мо-цзы, с. 267. 
 93. Чжуан-цзы, с. 465. 
 94. Мо-цзы, с. 78. 
 95. Мо-цзы, с. 80. 
 96. L. Vandermeersch. La formation du legisme. - P., 1965, p. 211. 
 97. E.Balazs. Op. cit., p. 243. 
 98. Мо-цзы, с. 44. 
 99. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy / tr. by D.Bodde. - Princeton, 1958, vol. 1, p. 100-101. 
100Т.Гоббс. Левиафан. - M., 1936, с. 144. m Мо-цзы, с. 44-45. 
102. Лунь-юй, XIII, 23. 
103. М. Грана считает, что этот конформизм страшнее легистского, ибо «легистам достаточно того, что правитель диктует закон. У Мо-цзы он должен диктовать мнение» (M.Granet. La pensee chinoise. - P., 1934, р. 494). 
104. См.: гл. VI «Хань Фэй-цзы», где говорится: «Я не называю верными тех, кто, не подчиняясь государю, обращается к нему с настойчивыми наставлениями» (Хань Фэй-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 5. - Пекин, 1957, ч. 4, с. 24). 
105. Лунь-юй, XIII, 18. 
106. Правда, в гл.XIII «Мо-цзы» имеется упоминание о семье, но никакого качественно иного оттенка указание не вносит, ибо семья, как подчеркивается здесь, ничем не отличается от Поднебесной и царства, и управлять ею нужно теми же методами. 
107. Мо-цзы, с. 45. 
108. Мо-цзы, с. 45. 
109. S. Couvreur. Op. cit., p. 498.
110. Мо-цзы, с. 267.
111. Мо-цзы, с. 25. 
112. Мо-цзы, с. 26. 
113. Мо-цзы, с. 29. 
114. Исходя из представления о Мо-цзы как о моралисте, некоторые синологи придают этому термину моральный смысл, интерпретируя его как «благородный», «мудрый» и т.д. Наше понимание основано на значении этого термина в контекстах «Мо-цзы». Это значение термина встречается и в «Лунь-юй», где имеется отрывок (Лунь-юй, XIV, 37), в котором 
сянь определяется как человек, который, не зная, что его собираются обмануть, все же чувствует это раньше других. 
115Мо-цзы, с. 29. 
116. Мо-цзы, с. 30. 
117. Мо-цзы, с. 30. 
118. Мо-цзы, с. 31. 
119. Лунь-юй, XIII, 16. 
120. Мо-цзы, с. 33. 
121. Мо-цзы, с. 179. 
122. H.G. Creel. Chinese Thought from Confucius to Мао Tse-tung. - N.Y., 1960, p. 50. 
123. Лунь-юй, XIV, 41. 
124. Мо-цзы, с. 38-39. 
125. Это почти точное воспроизведение автохарактеристики Конфуция (Лунь-юй, VII, 1). 
126. Мо-цзы, с. 181. 
127. Сходный взгляд отстаивается и некоторыми современными мыслителями. Станислав Лем пишет: «Среди гуманитариев распространяется мнение, что наличие не разрешенных экспериментально проблем уподобляет их игрокам, которые, то так то сяк распределяя карты, играют испокон веков в одну и ту же игру. Карты меняются, но партия длится, и конца ей нет... Иначе говоря, у гуманитариев век за веком все только тасуется, между тем как у эмпириков что-то развивается, у них есть реальный прибытое тнформации» (С. Лем. Модуль культуры // Вопросы философии, 1969, № 8, с. 50). 
128. Мо-цзы, с. 93-100. 
129Мо-цзы, с. 155. 
130. В другом месте Мо-цзы говорит: если люди будут помогать друг другу, то 1) голодные будут накормлены, 2) мерзнущие одеты и 3) те, кто страдает от смуты, получат управление (см.: Мо-цзы, 
с. 44). 
131. Мо-цзы, с. 159. 
132. Мо-цзы, с. 159. 
133. Fung Yu-lan. Op. cit., p. 90. 
134. Мо-цзы, с. 23. 
135. Мо-цзы, с. 24. 
136. Мо-цзы, с. 275. 
137. Мо-цзы, с. 276. 
138. Мо-цзы, с. 277. 
139. H.Maspero. La Chine antique. - P., 1965, p. 448. 
140. A.Forke. Op. cit., S. 368. 
141. E.Reischauer, J.Fairbank. East Asia. The Great Tradition. - L., 1960, p. 79. 
142. B.Watson. Introduction in «Mo Tzu. Basic Writings». - N.Y., 1963, 
p. 13. 
143. См., например: Л. С. Переломов. О роли идеологии...; В.А.Рубин. Два истока... 
144. L.Vandermeersch. Op. cit., p. 277. 
145. В 1968 г. эта книга была издана в русском переводе. См.: Книга правителя области Шан / Пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л. С. Переломова. - M., 1968 (2-е, дополненное изд.: M., 1993. - А.К.). Мы ссылаемся на оригинал, ибо наши переводы были сделаны до опубликования «Книги правителя области Шан» и несколько отличаются от переводов Л.С.Переломова. 
146Ши-цзи, с. 1268-1269. 
147. Ши-цзи, с. 1269. 
148. Ши-цзи, с. 1270. 
149. Ши-цзи, с. 1274. 
150. The Book of Lord Shang/tr. by J.J.L.Duyvendak. - Chicago, 1963, 
p. 145. 
151. Книга правителя области Шан/Пер. с кит., вступ. ст. и коммент. Л.С.Переломова. - M.,1968, с. 32. 
152. Шан-цзюнь-шу // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 5, ч. 2, с. 3. 
153. Шан-цзюнь-шу, с. 13. 
154. G.H.Sabine. A History of. Political Theory. - L., 1949, p. 298. 
155. Шан-цзюнь-шу, с. 35.
156. Шан-цзюнь-шу, с. 12-13. 
157. Шан-цзюнь-шу, с. 31. 
158. Шан-цзюнь-шу, с. 25. 
159. Хань Фэй-цзы, с. 152. 
160. Мэн-цзы, I B, 8. 
161. Шан-цзюнь-шу, с. 15. 
162. Шан-цзюнь-шу, с. 14. 
163. Хань Фэй-цзы, с. 319. 
164. Шан-цзюнь-шу, с. 38. 
165. Шан-цзюнь-шу, с. 32. 
166Яо - легендарный мудрый правитель далекой древности. 
167. Цзе - знаменитый тиран. 
168. Хань Фэй-цзы, с. 297. 
169. Шан-цзюнь-шу, с. 15. 
170. Лунь-юй, II, 3. 
171. The Book of Lord Shang, p. 89. 
172. Ibid., p. 81. 
173. Law in Imperial China / with hist., social and juridical comment, by D.Bodde and C.Morris. - Cambridge (Mass.), 1967, p. 9. 
174. Хань Фэй-цзы, с. 26-29. 
175. Шан-цзюнь-шу, с.17. 
176. Шан-цзюнь-шу, с. 9. 
177. Хань Фэй-цзы, с.365. 
178. Шан-цзюнь-шу, с.11. 
179. Шан-цзюнь-шу, с.16. 
180. Шан-цзюнь-шу, с.17. 
181. Хань Фэй-цзы, с.17. 
182. Шан-цзюнь-шу, с.29. 
183. Шан-цзюнь-шу, с.17. 
184. Шан-цзюнь-шу, с.17. 
185. Хань Фэй-цзы, с. 344. 
186. Law in Imperial China, p. 90. 
187Шан-цзюнь-шу, с.30. 
188. Шан-цзюнь-шу, с.30 
189. Хань Фэй-цзы, с. 306. 
190. The Book of Lord Shang, p. 90. 
191. См., например: гл. «Изменение закона» (Шан-цзюнь-шу, с. 1-2), где говорится, что древние цари устанавливали законы в зависимости от требований времени. 
192. L. Vandermeersch. Op. cit., p. 180. 
193. Мо-цзы, с. 45. 
194. Шан-цзюнь-шу, с.7. 
195. Шан-цзюнь-шу, с.7. 
196. Шан-цзюнь-шу, с.3. 
197. Шан-цзюнь-шу, с.3. 
198. Шан-цзюнь-шу, с.3. 
199. Шан-цзюнь-шу, с.4. 
200. Шан-цзюнь-шу, с, 2-3. 
201. Шан-цзюнь-шу, с. 6. 
202. Книги писались в древнем Китае на бамбуковых дощечках, соединявшихся в связку. 
203. Шан-цзюнь-шу, с. 7. 
204. Шан-цзюнь-шу, с. 10. 
205. Шан-цзюнь-шу, с. 8. 
206. Шан-цзюнь-шу, с. 30. 
207Шан-цзюнь-шу, с. 7. 
208. Шан-цзюнь-шу, с. 6. 
209. Шан-цзюнь-шу, с. 7. 
210. Хань Фэй-цзы, с. 198-199. 
211. Хань Фэй-цзы, с. 199. 
212. Шан-цзюнь-шу, с. 8. 
213. Д.Гранин. Два лика // Новый мир, 1968, № 3, с. 224. 
214. Шан-цзюнь-шу, с. 6. 
215. Шан-цзюнь-шу, с. 8. 
216. Шан-цзюнь-шу, с. 23. 
217. Ши-цзи, с. 54. 
218. Го Мо-жо. Бронзовый век. - М., 1959, с. 289. 
219. Сюнь-цзы, с. 183. 
220. B.Watson. Early Chinese Literature. - N.Y., 1962, p. 177. 
221. Мэн-цзы, IV А, 10. 
222. Мэн-цзы, VII А, 20. 
223. Мэн-цзы, II В, 12. 
224. Мэн-цзы, I A, 7. 
225. Эта идея Мэн-цзы впоследствии оказала значительное влияние на развитие утопической мысли в Китае. Вопрос о реальных и идейных корнях «системы  цзин-тянъ» послужил предметом оживленной дискуссии среди китаеведов. 
226. Мэн-цзы, I В, 4. 
227Мэн-цзы, IV В, 29. 
228. Мэн-цзы, IV A, 14.
229. Мэн-цзы следующим образом характеризовал управление идеального царя - чжоуского Вэнь-вана: «Земледельцы отдавали лишь девятую часть урожая, у служилых людей было наследственное жалованье, на заставах и на рынках товары осматривали, но не обкладывали пошлинами, не было никаких запретов использовать богатства болот и запруд, родственники преступников не порабощались. Вдовы, вдовцы, сироты и бездетные - об этих бедных людях в Поднебесной никто не докладывает. А Вэнь-ван в своем гуманном управлении ставил их на первое место» (I В, 5). 
230. Мэн-цзы, I A, 5. 
231. Мэн-цзы, VII В, 31. 
232. Мэн-цзы, I A, 6. 
233. Мэн-цзы, VII А, 13. 
234. Сюнь-цзы, с. 192. 
235. Сюнь-цзы, с. 217-218. 
236. Хань Фэй-цзы, с. 353. 
237. Хань Фэй-цзы, с. 356. 
238. G.H.Sabine. Op.cit., p. 59. 
239. Aristoteles Politik. - Leipzig, 1879, S. 319. 
240. Хань Фэй-цзы, с. 238. 
241. Хань Фэй-цзы, с. 238. 
242. Н.И.Конрад. Сунь-цзы. - М., 1950, с. 34. 
243Мэн-цзы, II В, 9. 
244. Сюнь-цзы, с. 214. 
245. Сюнь-цзы, с. 215. 
246. Хань Фэй-цзы, с. 67. 
247. Хань Фэй-цзы, с. 347. 
248. Лунь-юй, XVIII, 7. 
249. Лунь-юй, XVIII, 7. 
250. Лао-цзы // Чжу-цзы цзи-чэн, т. 3, ч. 1, гл. 25. 
251. Cf.: Fung Yu-lan. Op. cit, p. 221. 
252. Чжуан-цзы, с. 454. 
253. Чжуан-цзы, с. 301. 
254. Чжуан-цзы, с. 474. 
255. Чжуан-цзы, с. 120-122. 
256. Чжуан-цзы, с. 104. 
257. Чжуан-цзы, с. 212-213. 
258. Чжуан-цзы, с. 213-214. 
259. Чжуан-цзы, с. 231. 
260. Чжуан-цзы, с. 123. 
261. Чжуан-цзы, с. 68. 
262. Чжуан-цзы, с. 128. 
263. И.С.Кон. Социология личности. — М., 1967, с. 7. 
264. Там же, с. 29. 
265Чжуан-цзы, с. 79. 
266. Чжуан-цзы, с. 85. 
267. H.Maspero. Melanges posthumes sur les religions et 1'histoire de la Chine, vol. 2. - P., 1950, p. 72-222. 
268. W.Bauer. Icherleben und Autobiographic in alteren China//Heidelberger Jahr-bucher. - Heidelberg, 1964, № 8, S. 15-17. 
269. Чжуан-цзы, с. 141. 
270. Мэн-цзы, VI А, 1. 
271. Чжуан-цзы, с. 105. 
272. Чжуан-цзы, с. 168. 
273. Чжуан-цзы, с. 132. 
274. Чжуан-цзы, с. 146-147. 
275. Чжуан-цзы, с. 157. 
276. Чжуан-цзы, с. 141-142. 
277. Чжуан-цзы, с. 31. 
278. Чжуан-цзы, с. 218. 
279. Чжуан-цзы, с. 194-195. 
280. Чжуан-цзы, с. 169-172. 
281. Чжуан-цзы, с. 150. 
282. Чжуан-цзы, с. 151-152. 
283. Чжуан-цзы, с. 162. 
284. Ю.М.Лотман. К проблеме..., с. 36. 
285Там же, с. 37. 
286. А. Лосев. Диоген // Философская энциклопедия, т. 2. - М., 1962, с. 18. 
287. Ж.Ж.Руссо. Трактаты. - М., 1969, с. 78. 
288. Чжуан-цзы, с. 99-100. 
289. Ж.Ж.Руссо. Указ. соч., с. 72. 
290. Чжуан-цзы, с. 164. 
291. Чжуан-цзы, с. 160-161. 
292. Wang Wei. Introduction to Painting // Sources of Chinese Tradition / comp. by W.T.de Bary et al. - N.Y., 1964, vol. 1, p. 255. 
_____________________________________________________________________________________
п