.
сергей петрунис
бывший москвич
.
.
СЕРГЕЙ ПЕТРУНИС (родился в 1944 году). В СССР не
печатался. С 1978 года живет в США. В издательстве
«Руссика» в 1982 году вышла книга его стихов «Иероглифы». Публиковался
на страницах журналов «Континент», «Эхо», «Третья волна», «Стрелец», в
литературном сборнике «Руссика-81», в газетах русского Зарубежья.
.
.
* * *
Марии Слоним
Я приглашаю: приходи
На чайную беседу,
Пусть в комнате свеча горит
И каждому – по пледу.
В тепле коснемся тем простых
И тихо помолчим.
Смотри: из чашек голубых
Идет прозрачный дым.
Не так ли и моя душа
Вернется в небеса,
И вскоре в образе дождя
Прольется на тебя,
Не так ли создан этот мир –
Размен, замен, измен, –
И торжествующий сатир
Поднимется с колен,
И вот уже – копыто в грудь,
А если мал – в лицо,
Но слава Богу, ангел мой
Восходит на крыльцо.
1971
* * *
На грани запаха
Твое прикосновенье,
В полете бабочки
Избыток вдохновенья,
Дорога через лес
Как будто беспредельна,
Природа, как душа,
И вместе, и отдельно.
1975
БОЛЕЗНЬ
сердцебиенье невесомо,
взгляд прикован к струенью песка,
боль хлопочет с ловкостью гнома –
душу выносит подальше от дома;
стоит на столе бутылочка рома,
лежит на тарелке рыба-треска;
озабоченный входит доктор
с букетом вульгарной латыни,
сует цветочки в бутылочку,
складывая пальцы в дырочку;
глаза его сказочно сини,
словно пасхальные яйца в корзине;
сестра равнодушно вонзает шприц,
кубики окрашивая кровью,
в турнирах со смертью
все партии – блиц,
тело когда расстается с болью;
сон переходит из черно-белого
в цветной,
пестрые занавески раздвигает
волосатая рука Одиссея,
в палату примчался
вспотевший нежностью конь
(по-моему, гнедой)
названный в честь Василия или Евсея;
ласковую морду на плечо положив,
зашептал он на гумилевский мотив
про огненных бабочек в снегах Килиманджаро,
конквистадора в серебряных латах,
зажавшего под мышкой чашу Сократа,
перескочив с экзотики
на предметы быта,
лошадь сказала,
что болезнью вся жизнь шита-крыта,
что после дождя прут грибы, особенно,
маслята,
что девочки созревают раньше, позднее –
ребята...
на сегодня, пожалуй, хватит...
конь воспарился, оставив меня в кровати;
врач удивленно констатировал
летальный исход,
как будто там, где кончается запад –
не начинается восток.
1976
* * *
Александру Сумеркину
в моей теплой пустынной комнате
живет кактус, на зверька похожий;
розовеет к вечеру,
пасмурным утром – бледнеет...
он о двух крохотных головах,
но таких молчаливых
1979
* * *
Е. Т.
хочу проснуться твоей комнатой,
чтоб ты внутри меня бродила
и вечерами распевала песни –
тогда, быть может,
вновь воскресну?
и, становясь твоей постелью,
книжной полкой,
столом для взлета твоих рук
и, наконец, глубоким креслом –
тогда, быть может,
вновь воскресну?
и, становясь твоей прогулкой,
сердцебиеньем,
платьем легким,
глотком воды и хлебом пресным —
тогда, быть может,
вновь воскресну?
но,
бросив беглый взгляд на стены,
ты комнату привычно запираешь...
и ключ под ковриком у двери
возьмут чужие руки
1979
* * *
Памяти Александра Галича
Голубее смерти – нет голубизны,
Голуби летают – в свете кривизны.
Задираешь голову – забирает дух:
По-над облаком – голубой пастух.
Он записку дает сизарю,
Направление там есть, адресат,
А потом меняет ночь на зарю
Или муссон вдруг ковырнет в пассат.
И летит записка при голубе
На Неглинку, Ордынку, Арбат
И находят сестер наших в проруби,
А под потолками висит наш собрат.
Боги, заклинаю! Уберите пастуха:
От него великий выйдет вред,
Но боги дают такого петуха:
– Ложись, мол, Вася, уляжется твой бред.
Но не брежу я и не грежу,
Пастуха найду, все же врежу,
А кто выживет – тот и прав,
Вот каков у эпохи нрав!
1982
* * *
Поэт любвеобилен и пристрастен,
А без страсти поэт – вроде мыло,
Он невооруженными зенками виден,
Отчего многим людям обиден,
Оттого достают на поэта бритву, ружье да шило
Чтоб сердце б... «избранника» не шалило.
Поэт безнадежно жалок:
Его, видите ли, заводит речь,
Бормочет что-то про тухлых русалок,
Огонь ланит, да мерцание свеч.
Все норовит написать без помарок,
Когда надо бы хлеб печь.
Поэт бесстыдно наивен –
Жжет себе глаголом сердца дворне,
Человек, мол, если не выругаться, –
Звучит гордо.
Но смысл истории гасят на живодерне
(Морды, доложу вам, ка-кие морды!)
А пожары сердца остужают за дверью морга.
Поэты нужны, как зоопарки:
По вольерам – скачут поэты,
По аллеям – глазеет народ:
Слесаря, слобожане, товарки
Да начальники местных красот.
ТРИ СТИХОТВОРЕНИЯ
1.
БЕЛОЕ
Белый ветер ликует в парусах
Белой гвардии спасение дано
Белый голубь шепчет: «Отче наш»
Белым звездам прибавляя молоко.
Белый мастер ждет на небесах
Белой книги торжество
(на Земле он был седым,
с белым снегом – не сравним)
Белый вернулся домой –
На Новодевичьем тихо лежит.
1984
2.
ЧЕРНОЕ
Черный парус поднимали моряки
Черной мачте в масть.
Черным компасом владея хорошо
Черным морем утоляли страсть.
Черный человек Есенина пугал
Черным вороном оборотясь.
Черный* из Парижа сбегал на «Пожар!»
В Провансе на кладбище Лаванду застрял.
1984
________________________________________
* В 1932 году Саша Черный переселился из Парижа на юг
Франции.
5 августа, возвращаясь из гостей домой, он услышал крик
«Пожар!»
и бросился на помощь. Придя домой, поэт почувствовал
себя плохо
и от сильнейшего сердечного приступа в ту же ночь скончался.
3.
КРАСНОЕ
Красное по скатерти вино,
Красные на небе облака,
Красное бывает домино,
Красных шум-шумок телец
(если ты – не голубая кровь)
Красная бесовщина когда-то
Красной кровью вымыла Россию –
Красный кол до основанья вбит,
Красный новый мир давно построен:
(каждый пятый – расстрелян,
каждый четвертый – сидит)
Красный смех Андреева пророчен,
Красной стала в лагерях параша,
Красная слюна у заключенных,
Красная слеза у привлеченных,
Красный век словами позолочен,
Красными досками заколочен...
Ты, Владимир Красно Солнышко, прости, –
Неизбывны Красные грехи.
1984
.
.
Стр. 241–249
.
<...........................>