.

Исаак Савранский

 Антиутопия или рай в Зазеркалье

      Один из основоположников русского и мирового  анархизма Нового времени Михаил 
Бакунин пророчески писал: «В ХХ веке
  к власти придет новой класс – техническая 
интеллигенция. Это будет самый
  аристократичный, деспотичный, высокомерный и 
элитный из всех режимов….Мир разделится на меньшинство, управляющее посредством
 
знаний, и
  невежественное большинство». К числу будущих интеллектуальных господ – 
хитрых и знающих» – Бакунин относил и «социалистическую элиту – красных бюрократов».
      И все же ни Бакунин, ни кто-либо из выдающихся мыслителей  и революционеров 
Х1Х века, не могли представить себе, какой необъятной властью будет обладать грядущая правящая элита, благодаря средствам массовой коммуникации, поставленных под ее
 
тотальный
  контроль. Она получила в ХХ веке такое мощное «средство производства», как пропаганда, которую крупнейший ее исследователь Г.Лассуэл определил как «выработку 
реакции на наиболее мобилизующие социальные стимулы».
      В одной из наших статей  в «Знаке времени» уже говорилось о том, что в трагифарсной 
истории ХХ века попытки практического претворения утопии в конкретной
 
действительности нередко приводили к триумфу Зла, то есть к победе антиутопии в
 
сознании, мышлении, действии отдельной личности и целых обществ. Последняя
 
получила художественное воплощение в «романах-антиутопиях» Евгения Замятина
 
(«Мы»). Олдоса Хаксли («О дивный новый мир»), Джорджа Оруэлла («1984»).
      Здесь пальма первенства, безусловно, принадлежит русскому писателю-авангардисту 
Евгению Замятину, создавшему свою антиутопию еще в 1920 году. Книга по понятным
 
причинам не могла быть опубликована в Советской России. Благодаря друзьям и
 
сохранившимся связям (Замятин несколько лет проработал на Британских островах
  в 
качестве инженера-кораблестроителя) книгу удалось напечатать в Англии, где ее очень
  внимательно проштудировал  Олдас  Хаксли, будущий автор следующей великой 
антиутопии, вышедшей уже в 1932 году.
      Коммунистическая элита поначалу  не обратила   внимание на антиутопию Замятина. 
Не до нее было.
  В эпоху военного коммунизма… Лишь в нэповский период с  «брегов 
туманных Альбиона» пришли смутные вести
  о таинственном романе. Критика 
пролетарского журнала
  «На посту» откликнулась мгновенно: роман был объявлен 
«изощренной клеветой на государство рабочих и крестьян». То, что ни один
  из  
«напостовцев» не читал творение Замятин, не имело значения, важно было откликнуться.
      Евгений Замятин ходил по улицам оживающей после гражданской войны Москвы – 
высокий, поджарый, по-английски элегантный и никому не нужный. Ангел смерти Азраил
 
(из ВЧК) уже простирал над ним свои незримые крыла… Как-то на Арбате Михаила
 
Булгакова встретил.
 
       – А ты бы сходил к Горькому, Женя, – сказал Булгаков.   Он ведь тебя любит. Авось 
поможет выбраться из Совдепии.
 
       – Горький на Капри, – грустно отвечал Замятин. – Приглашает к себе. Да, видно, не 
суждено…
       Так прошло еще десять  долгих лет. Горький к тому времени уже вернулся на родину 
и жил на даче, соседствовавшей с дачей Сталина.
       Замятина не печатали, На всякий случай. И на инженерную работу не брали. Тоже – 
на всякий случай.
 
       Однажды Горький обедал у Сталина. На даче. Вождь был в хорошем настроении. 
Потчевал гостей. Шутил, Пил легкое грузинское вино. Горький решился:
 
       – Иосиф Виссарионович, желательно  Замятина заграницу выпустить. У нас он все 
равно без пользы…
 
       – А что у нас клетка? – спросил вождь и ухмыльнулся.  – Мы никого не держим. Пускай 
летит птичка!
  Насильно мил не будешь. Так, Алексей Максимович? 
        Так, товарищ Сталин, – как эхо, отвечал Горький.
      И Замятин уехал. В Париж . Тамошние литераторы его тепло встретили. Были деньги. 
Работа в кино. Женщины. Не было родины. Он прекрасно мог прожить без советской
 
власти. Не мог – без родины. И он – умер…
      Художественная интуиция Евгения Замятина  была безмерной. В своем 
романе-антиутопии он предсказал в се, что свершилось потом, через десятилетия после его кончины. И то, что
  еще должно свершиться. После нас.
      Он знал вождей революции –Ленина, Троцкого. И он  великолепно знал и 
прочувствовал
  товарища Сталина.
      Но его Благодетель – это не Ленин. Не Троцкий. И, конечно же, не товарищ Сталин. 
Это – воплощение интеллектуальной мощи и изощренности. Он где-то даже по-своему
 
добр, этот Благодетель. Но он хочет, чтобы все были счастливы. И поэтому он – враг.
 
Враг свободного человека. Человека, рожденного мыслить и страдать. И общество,
 
созданное Благодетелем и его подручные, должно погибнуть. Общество, члены которого
 
лишены имен. Взамен последних им присвоены
  номера. Любовь, как и все в том 
обществе, отпускается по номерам. Дни и часы любви также дозируются. Все спонтанное
 
изъято из обращения. Все естественное – под строжайшим запретом. Нарушившие –
 
жестоко караются.
      Эта художественная модель «общества будущего», созданная Замятиным, затем – в модифицированном виде – трансформировалась в романы-предупреждения (как их иногда 
называли некоторые западные критики) Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла.
      Казалось бы, о чем предупреждать-то? Уже был построен  марксистский социализм в 
«одной, отдельно взятой стране» (во всяком случае, ко времени написания романа Оруэлла
 
«1984»),
  а гитлеровское национал-социалистическое государство было разгромлено (хотя 
сама идея его оказалась живучей). Но авторы антиутопий – начиная с Замятина – видели
 
дальше и глубже. Они понимали, что тоталитаризм, смешанный с технократизмом в одном
 
котле, даст «социальное варево», о ко тором ведущие футурологи ХХ века не могли
  и 
помыслить. Конечно, многое уже осуществилось в нашей действительности. В особенности, второй половины ХХ века. Тоталитаризм ( в его коммунистической либо постфашистской разновидности) шел «по миру» рука об руку с брутальным техницизмом. И обыватель равно молился
  «Марксу и Форду (почти как в  «дивном новом мире» Хаксли)_. И все же, все же…  Одним словом, не хватало той «упорядоченности», единомыслия и единодействия, с 
которыми мы встречаемся, скажем , в антиутопии Оруэлла. Вот,
  к примеру, как здесь описывается так называемая «двухминутка  ненависти»:
      «Из большого телеэкрана в стене вырвался отвратительный вой и скрежет – словно 
запустили какую-то чудовищную несмазанную машину. От этого звука вставали дыбом
 
волосы и ломило зубы. Ненависть началась. Как всегда, на экране появился враг народа
 
Эммануэль Голдстейн. Маленькая женщина с рыжеватыми волосами взвизгнула от страха
 
и омерзения. Голдстейн, отступник и ренегат, когда-то, давным-давно, был одним из
 
руководителей
  партии…  а потом встал на путь контрреволюции, был приговорен к 
смертной казни и таинственным образом сбежал, исчез. Программа двухминутки
  каждый 
день менялась, но главным действующим лицом в ней всегда был Голдстейн, – первый
 
изменник, главный осквернитель партийной чистоты… Ненависть
  началась 
каких-нибудь тридцать секунд назад, а половина зрителей уже не могла сдержать яростных восклицаний…»
      Так описывает манипулирование «массовым сознанием» в «обществе светлого 
будущего» Джордж Оруэлл.
  Чем оно отличается от манипулирования этим  сознанием с  помощью средств массовой коммуникации в наше время? От так называемой 
«пропаганды и агитации» в нынешнем тоталитарном обществе? Пожалуй, более
 
утонченным комплексом
  технических средств, используемых в целях манипулирования…
       Один из самых близких друзей Оруэлла, Ричард Рис, взял своеобразное интервью у 
автора «1984»:
 
       – Почему ты подписываешь свои вещи псевдонимом? Ведь твое настоящее имя- Эрик 
Блэр?
 
        Потому что аристократа Эрика Блэра больше не существует… Оруэлл – название 
английской речушки, не обозначенной на карте.
  Жизнь так называемого «простого 
человека», творящего историю, не
  фиксируется на ее страницах… Я прожил именно 
такую жизнь: был безработным и бродягой, судомоем и солдатом. Будучи пацифистом в
 
глубине души, я вступил в антифашистское ополчение
  ПОУМ и сражался на стороне 
народа, на стороне Испанской Республики против Франко, Гитлера и Муссолини. Ты
 
знаешь, что лидеры ПОУМ были в открытой оппозиции к Испанской компартии и резко осуждали сталинский террор. Как только я ыступил в ПОУМ, объявленной сталинистами «троцкистской бандой» и «пятой колонной» Франко, меня обвинили в предательстве.
       – Сталинисты ненавидели тебя? 
       – Да. Кроме всего прочего, потому что я обучал молодых испанских парней и интеллигентов-интернационалистов военному делу, меткой стрельбе по франкистам, а не 
занимался демагогической болтовней и постоянно осуждал стремление сталинистов
 
расколоть левые силы. Впрочем, обо всем этом я подробно написал в своей книге «В
 
Каталонии».
 
       – Ты написал  антисталинскую сатиру – «Скотный двор». 
       – Да. Эти книги – «Скотный двор» и «1984» – дополняют друг друга. Но, думаю, их 
правильно поймут лишь в далеком грядущем.
       Их поняли значительно раньше. Уже в «Библиографии утопической литературы», 
изданной в Бостоне в 1979 году, на страницах , отведенных 1948-1949 годам (время
 
написания антиутопии – И-С-) означено: « Блэр Э., «1984» (псевдоним: Дж.
  Оруэлл) – классическая «тоталитарная дистопия (вид негатив ной утопии)». В 1948–1949 годах 
выходило много утопий. И каждая третья из них была негативной. Но эпитетом (или
 
оценкой)
  «классическая» выделена только одна – негативная утопия (антиутопия) 
Оруэлла. И совсем
  уж не случайным в этом контексте представляется мнение видного 
историка Арнольда Тойнби: «Если мы не дожили до описанного Замятиным, Хаксли
 
и Оруэллом будущего, то этим мы в какой-то мере обязаны им. А если мы все-таки
 
придем к нему, мы должны будем признать, что знали, куда идем».
      В прелестной и мудрой сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» (во второй ее 
части – «В Зазеркалье»),
  столь любимой детьми, а также вполне взрослыми физиками, 
поэтами и не лишенными ум а и воображения политиками, повествуется, в частности, о
 
том, как Черная Королева в Зазеркалье «знакомила» Алису с пирогом.
       – Пирог – это Алиса. Алиса – это пирог. Познакомьтесь, – торжественно сказала 
Черная Королева.
 
       – Нет, что вы, милочка, его нельзя есть! – воскликнула  Черная Королева, заметив недвусмысленное движение Алисы… – Вы ведь только что  познакомились … Унесите 
пирог!...
       Человечество устало пребывать в зазеркальном раю с пирогами, которых нельзя есть. 
Один из ярких его представителей как-то сказал: «Человечество, смеясь, расстается со
 
своим прошлым, со своими заблуждениями и предрассудками».
       Увы, не всегда. Порой весьма мучительно и болезненно. Но это – не беда. Главное – 
все-таки расстаться…

_____________________________________________________________________________________________

 

п