НАД СРЕДИЗЕМНЫМ МОРЕМ

                                                                                 Кто над морем не философствовал? 
                                                                                 Вода. 
                                                                                                                   Маяковский.

1.    Время, как утверждает пословица, лучший врач. Во всяком случае, долгая жизнь излечивает от уважения к человечеству.

2.     Холостяком бывает не тот, кто часто меняет женщин, а тот, кто любит, чтобы в доме было тихо.

3.     Просто - не значит упрощенно.

4.    Спор бесконечен, конечно понимание. Но проблема, которую понял, рождает бесконечность новых.

5.     Титул «отец нации» принадлежит все-таки Аврааму. Даже Моше всего лишь рабейну - учитель. А Бен-Гуриону досталась роль Старшего брата...

6.     Икс, к сожалению, набитый дурак, но это ничуть не мешает его незаурядному интеллекту.

7.     Каждый еврей поневоле философ, но умные евреи это скрывают.

8.     В юности все «вообще»: Земля - шар, небо - купол, член - кость. Зрелость это подробности и некоторые из них, увы! - огорчительны...

9.     Если покупая сникерс и тампекс, вы путаете названия, это еще склероз. Маразм - когда забыли, что куда употреблять.

10.    И лысого можно погладить против шерсти.

11.     Утверждая, что человек произошел от обезьяны (или от общих с ней предков), сэр Чарльз Дарвин безусловно ошибался: далеко не каждый человек уже вполне произошел. Некоторые задержались. Умеют говорить - в сортире или даже по радио. Писать - на заборе или -о!-в газете. Пopa. бы учиться думать, но этот процесс затянулся...

12.    Чужое мнение, как чужие штаны: должно еше прийтись в пору.

13.     Евреи метят в проводники человечества. Правильно! В галут его! Куда еще могут вести евреи? Русские тоже хотят указать миру дорогу - видимо, на паперть, за подаянием от МВФ. И мусульмане тянут в свою сторону. Никто не хочет признать, что не путь ему важен, а именно поиски... Не цель, а средства. Ради них воюют - цели же никто никогда не достигал вне царствия небесного.

14.     К человеку, любящему свою тещу, следует относиться подозрительно.

15.   В воинской части отдельная офицерская курилка называлась «капитанская бочка».

16.   Платон, Кампанелла, Томас Мор и так до Солженицына включительно - все попытки теоретически выстроить «государство разума» никогда не были и не могли быть воплощены в жизнь. Государство не конструкция, а организм: он рождается, растет, живет, болеет и умирает. Предсказать жизнь государства можно не в большей степени, чем жизнь человека. Построенные государства могут быть только тюрьмами с заданным распорядком жизни. К счастью, они тоже умирают. Кажется, известен единственный интеллектуал - глава государства; Кай Юлий Цезарь. Известно также, чем он кончил.

17.   Русские патриоты (Солженицын, Говорухин etc.) доказывают, будто социализм в Россию занесен нехорошими инородцами (кто еще не знает этого псевдонима? Спешите! Объявлен конкурс на тупость!!). А русский народ, он-де все про Боженьку и с меценатами… Но после 73-х лет большевистского кошмара, в результате демократических выборов, самой крупной фракцией в Думе были коммунисты. И это, безусловно, выбор русского народа: большинство голосов принесла коммунистам глубинка, где указанных «инородцев» раз-два и обчелся. Не потому ли, что именно большевизм  (социализм, коммунизм, самодержавие - назовите как угодно) есть метод государственного устройства, естественный для русских?

18.   Свое одиночество ты несешь в себе и это не обстоятельство жизни, а свойство души..

19.   Дикарю поведали миф о быке и утонувшей девушке. Дрожащей спьяну рукой очертив место на карте, он коряво написал: «Европа». Упал та нее толовой и уснул. Проснулся, глянул - «там, в зеркале, что за мудак? А тут, на карте что написано? А-а… Европа... Оглянулся. Это я - европеец. Так и объявим». И объявили. Между тем как история, повторяясь, вновь и вновь доказывает, что мир - азиатчина и человечество - азиатские дикари.

20.  Уважаю традицию, но ритуал мне смешон. Ритуал смешон - а пародия на него, почему-то, нет…

21.   а) Самое страшное в споре - приблизительное знакомство с его предметом. Полезнее трезво оценить свою эрудицию и… промолчать.
        б) Маленькая рюмка водки лучше, чем большая кружка пива. Средняя рюмка водки гораздо лучше, чем большая кружка пива. А две рюмки – несравненно лучше…
        в) Если женщина говорит «нет» - отпусти ее. Она или дура, или в самом деле не хочет.

22. Умный автор может оказаться крупнее своих произведений. Наоборот бывает у талантливого.

23.   4-го июля 1995го года в 3 часа дня на раскаленном шоссе возле Хайфы, я наконец понял, что самым счастливым днем в моей жизни было З0-го декабря 1968-го, когда я вышел из «АН-24» в Иркутском аэропорту на мороз в 46 градусов.

24.   Идеология, опирающаяся на завод, пашню или базар, всегда предпочтет материализм: просто, наглядно, понятнее массам.

25.  Посылая войны, всемирный потоп, СПИД или социализм, Г-сподь, может быть, просто заботится о том, чтобы не переполнилась нами Земля.

26.    Мирное сосуществование это равновесие сил, осознанное взаимно.

27.   Сходства подчеркивает ищущий застоя - желающий двигаться ищет различий.

28.    Я б с тобой в разведку не пошел! - сказал мой сосед. Подумав, честно добавил: И без тебя тоже... 

29.    Женщины хотят пропорциональной квоты в парламенте. Почему нет? А мужчинам дать квоту в родильном доме. Что? Мужчины не могут рожать? А женщины управлять могут? Некоторые могли. Так тем, ведь, квота не понадобилась…

30...

31.    Феминистка это женщина, ради которой мужики переворачивать мир не станут. Приходится самой.

32.    Еврей это человек, который, по дороге в газовую камеру обвинял в политических ошибках другого еврея, ведомого туда же. Израильтянин это еврей, который, на своей «королле» под красным светофором, рискуя дорожной аварией, обгонит ваш «Фиат 127» и долго будет маячить перед носом, потому что, собственно говоря, спешить ему совершенно некуда.

33.    Если Господь посылает еврею мысль в субботу, можно ли ее записывать?

34.    Игорь Валентинович Бычко, в ту пору аспирант-заочник, а ныне профессор на пенсии, не вступил в длинный и, ни к чему не ведущий, спор. Подмигнув мне, пересадил на другое колено маленького Святослава Игоревича. Затянулся.
- Ты когда-нибудь слышал такое имя - Платон? - спросил и погладил сына по голове. - Так вот. Платон был философ. А я - профессиональный философ. Понял? - и он хитро улыбнулся.

35.    Удивительно глупый человек.

36.    Дёшева мудрость нищих духом.

37. .. 

38.    Не изрыгайте…  Даже вечных истин.

39.    Читаю Фрейда «Этот человек Моисей». Удивительный всe же народ - евреи, Единственный, всегда готовый доказывать своe ничтожество, отсутствие прав на место в мире, на собственную страну и Б-га. Видимо заслужили мы свою историю, постоянно обосновывая чьe-то право уничтожать нас. 

40.    «Надо раз и навсегда покончить с поповско-квакерской болтовнeй о ценности человеческой жизни». Троцкий (цит. по: Радзинский. «Николай II Жизнь и смерть» М. Вагриус 1993, стр.346.) Сказал бы он это, предвидя Меркадера*?

41.    Вечный спор о вечной жизни, похоже, заканчивается. Ведь, что есть жизнь в пределах одной жизни? «Я», сидевший на гауптвахте Усть-Каменогорского радиотехнического полка в 1952-м году, существую только памятью, наравне с тогдашними реалиями, вкусами, событиями. Даже кровь моя за это время, как утверждают, семь раз поменялась. «Я», живший в 1552-м году - а я жил в каком-то предке, иначе бы откуда взялся? - существую своим генетическим кодам. От кого-то полученным и кому-то переданным. Этот «Я» тоже существует в памяти, но - генетической. Стоит овладеть ею и- А ведь биологи уже похлопывают ген по плечу! Такого И спорить будет не о чeм. А?

42.   «В споре рождается истина». Может быть, «в разговоре»?. Истина может родиться от желания понять друг друга. В споре рождается драка.

43.   Как-то мне показалось, что никакой противоположности между материей и идеей на самом деле не существует. Знакомый физик предостерeг: «Тс-с- Любой хороший физик это знает, но молчите философы разорвут. Покушение на кормушку!»

44.   «Шедеврльный» или «шедеврвый»? Шедеврнный и шедеврческий…

45.  Современный человек днем смотрит телевизор А ночью ему снится, что он смотрит телевизор. Это хуже, чем хронический алкоголизм. Или нет?

46.     РОМАНОВЫ. 
         1613 - 1913. С 14-го война, положившая конец династии, существовавшей
ровно 300 лет:
От Михаила, до Михаила.
От Гермогена, до Гермогена.
От казни мальчика, до казни мальчика.
От Ипатьевского монастыря, до Ипатьевского дома.
Конечно, в Б-га и судьбу можно не верить. А в такие совпадения? .

47.    Первые европейцы заселяли Северную Америку в начале 17-го века. США образовались в конце 18-го. Крупные писатели, художники, музыканты появились к концу 19-го столетия. У любого народа собственной культуре предшествует национальная история и еe надо создать. Для этого нужно время. (На самом деле это я говорю об Украине, еe будущем и языковой политике).

48.   Если ученик считает слово учителя истиной в последней инстанции, значит учитель был плохой.

49.    Умные люди говорят разумные вещи. Умные вещи твердят скучные люди.

50.    Учение рава Кука потрясло основы, но ввело иудаизм в современность Так называемый «прогрессивный» и потом «консервативный» иудаизм интересны, однако, увы! - ни тот, ни другой религией быть не могут. Религия не живет вне мистики, без непознаваемого, ибо несовершенен человек, ничего не ценит в истинную цену - к познанному до конца он скоро потеряет интерес и презрительно его растопчет. И окажется в пустоте. И погибнет.

51.    Старение, это когда перестаешь быть сначала сожителем, потом собутыльником и наконец собеседником.

52.    В науке настоящее достижение - то, что можно повторить. В искусстве наоборот.

53.    Не люблю телевизионной передачи «Дог-шоу». Умные и честные собачьи морды порождают у меня комплекс неполноценности.

54.    Атеист почти всегда религиозен. Его религией может быть коммунизм, капитализм, научный прогресс и даже сам атеизм. Нерелигиозным бывает лишь человек верующий, ибо знает, что сам Г-сподь, как мир - бесконечно разнобразен и конечно непознаваем, а кумиров творить нельзя.

55.    Религия обращена к массе и требует усредненности. Для избранных возможна только мысль. Ортодоксия неминуемо отнесет ее к ереси.

56.    В России форма народовластия - пистолетная демократия.

57.    Блохи уверены, что собака это их транспортное средство.

58.    Жаль, что золотой возраст нельзя разменять на два медных… 

59.    К сожалению, в жизни всегда есть место подвигу. 

60.    Блуд - кто может, тот хочет. Пьянство - кто хочет, тот может: за ним очевидное преимущество.

61...

62.   Увы! Для некоторых марксизм - не догма, а руководство к действию.

63...

64.   Женщина может дать только то, что способен взять ее мужчина.

65.    Цитата из Борхеса: «Жестокость происходит от недостатка воображеения». Ой ли? Может быть именно воображение подталкивает к жестокости? Пожалуй, Борхес переоценивает (или недооценивает?) человека… (См. «выписки»).

66.   Железные устои хороши в бетонных конструкциях.


67.    В семье муж играл первую скрипку, а жена - большой барабан.

68.    Девушка переходного возраста это, когда, глядя на попку, сомневаешься еще отшлепать или уже погладить?

69.    Степень дозволенности еврейства при Советской власти была от «тухес» (идиш. Разрешалось), до «тахат» (иврит. Запрещалось).

70.    Если все идет гладко, может быть это лысина.
 
 

(О литературе)

1.     Денис Давыдов, сохраняя гусарские усы - столько раз им воспетые! - отказался от генеральского чина в «безусом» полку. Солженицын - уж как не спешил в Poccию!… Но тоже не рискнул разрушить свой, книгами созданный, образ. И все твердят, будто литература вторична, поскольку от жизни (первичной) происходит. Но писание после бутылки пива тоже вторично, однако, необходимо перед новой бутылкой. Бывает зависимость двусторонняя.

2.     Пушкину 200 лет. Парфенов снимает юбилейный фильм. В нем слегка смещены акценты: не Пушкин притворяется обезьяной, а обезьяна Пушкиным. Сними такую картину еврей - с г-ом бы съели.

3.     Поэт-сатирик Абрам Костовецкий, автор огромного количества куплетов, подписей к карикатурам etc. рассказывает писателю Генриху Шахновичу: «Был в опере. Слушал «Фауста». Музыка Гуно, подтекстовки Гете» Это и есть профессионализм. 

4.     «Война и мир» тоже байка, но фантастического размера. Литература - байки и ошибайки, И нечто межеумочное: литература философская. Не литература (уже? Еще?) и не философия (Еще? Уже?).

5.   У Сарнова Б. М. (Сборник «Опрокинутая купель») статья о мовизме. О писателях, пишущих исключительно для читателя (А.Н.Толстой) и наоборот, в полном к читателю пренебрежении (В.В.Розанов). Любопытно себя осмыслить в этом ключе. Во всяком случае сам я в писательстве интересен себе не менее, чем читатель (которого, кстати, и нет). Закончив повесть (роман, рассказ, стихи etc, я знаю о мире несравнимо больше, чем в начале работы - как за счет узнавания, так и в результате осмысления. Знание выстраивается в систему, что имеет недостаток; в систему никогда не входит все, но и достоинство тоже имеет, ибо система больше, чем сумма ее частей (Аристотель). Да и - полноте! Так ли уж не думал Розанов о читателе? Больно уж он на то напирает. 
Там же: «Свифт, принятый за Аверченко» - статья про Зощенко. Интересно бы продолжить линию: Зощенко – Алешковский.

6.    А вдруг мир - просто повесть, сочиненная Господом Богом? Потому и непознаваемая, что, как в хорошей прозе, под каждым слоем всегда следующий…

7.   Душа, конечно, обязана трудиться (Пастернак) но, с другой стороны, всякий труд должен быть оплачен!

8.    Израиль. Радиопередача. Два писателя и художник. Рассказывают, какие они фрайера. иллюстрируя рассказы примерами из автобиографий. На самом деле кеждый из них деловой, как крокодил на охоте. Но почему-то в России фрайерством принято хвастать, а «долевой» - определение не в чести. Сказать же, что, дескать, «умеет свои дела устроить» - и человек всерьез обидится. От российской ментальности никто из нас пока не свободен. Европеец, если он и фрайер, никогда этим не похвастается. Ему стыдно.

9.     Платоническая любовь редактора. Советский вариант: любит, но не печатает. В Израиле - печатает, но не платит.

10.    В литературной компании разговор на тему «поэт - не поэт». Старый критик долго спорит о своем ровеснике - венчанном и богатом. Говорит о метрике,
тропах, системе образов. Заканчивает формулой «Вы не правы, ребята. Он, конечно, поэт. Но о-очень х-вый».

11.    Плагиат - обходной путь и длинный. Проще воровать гонорар.

12.    С логикой надо быть острожным - на самом деле ноги воняют не потому что растут из задницы, а потому что немыты… Вопреки ходячему мнению, мат пришел в русские тексты не потому что вся Россия матерится: она всегда это делала, а потому что заматерилась литература англо- и испано-язычная. 

13.   Текст без знаков препинания похож на мужчину в спадающих штанах.

14.   Это было в те незапамятные времена, когда в русской поэзии рифма к слову «Европа» еще имела варианты…
 
 

(О театре)

1.     - Театр умирает! - сказал Еврипид, почесал бороду и сплюнул.

2.     Искусство театра триедино: террариум единомышленников - сверхзадача! И подтекст… 

3.    В конце концов любой модернизм, это обнажение приема. И только.

4.     Радзинский иронизирует: в Ленинграде на «расширенном художественном совете» токари-карусельщики поучали Товстоногова: что и как ставить. Я думаю, что физики-теоретики выступали бы не умнее. Фокус в молчании, но кто тут молчал бы? Разве что, режиссеры.

5.     Все режиссеры - диктаторы, но некоторые имеют на это права. 

6.     Возможно, гениальный актер и посредственность, это просто разные профессия. 

7.     Даже великий Булгаков ошибся, как минимум, дважды; недооценил значение режиссуры в современном театре (Театральный роман) и прелесть холодных, острых закусок (Собачье сердце).

8.    Система Станиславского имеет, пожалуй, слабое места талант обойдется без нее, а бездарности не поможет.
 
 

(О терминах)

Устоявшийся взгляд - вещь опасная: он может оказаться застоявшимся. Что-то, кажется, давно известное, вдруг вызывает возражения. Или, в понятиях давно знакомых, вдруг обнаруживаешь новое для себя. А может быть и для других? Тогда уже интересно. Именно это заставило меня начать не книгу, не очерк, не- не- не- в общем, нечто, имеющее начало, но заранее обреченное на незаконченность - во всяком случае, при жизни автора. Ибо нельзя сказать себе в один прекрасный (?) день: все. уже обдумано и написано. А ведь еще Марк Твен (кажется) сказал, что писателем стать очень легко: садитесь и пишите. Пишите все, что приходит в голову. Надо только, чтобы в голову что-нибудь приходило. 

1.     ТЕРМИН - прежде всего, определение. Но любое определение есть отграничение: для того, чтобы существовал, скажем, реализм, должно быть пространство, в котором реализм отграничен от не реализма (также существующего). Иначе оба они распределятся в любом термине: «искусство», «литература», «театр» и т. д. «ТЕРМИН»: лат. «terminus» предел, граница («Современный словарь иностранных слов» изд, «Дуэт», «Кочета» С-Пб 1994 стр.602). - слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве и т. д. 
     Таким образом, словосочетания типа «реализм без берегов» и ему подобные - чепуха собачья и не могут что-либо обозначать.

2.    Происхождение двух терминов от одного корня еще ничего не объясняет. Например «САДОВНИК» и «САДИСТ.

3.    ТОЧНАЯ НАУКА (математика): оказывается, не потому «точная», что всегда точно считает, а потому что точно знает величину своей ошибки.

3.    ДЕМОКРАТИЯ это построение мира «снизу вверх» от простой системы, через многократные повторы, к сложному целому. АВТОКРАТИЯ - порядок обратный.

4. ДЕМОКРАТИЯ - политическая система, которая любой вопрос решает в пользу двух сапожников, против одного Сократа. Притом, в конечном счете проигрывают все трое, а побеждает демагог, за которого проголосовали обманутые им сапожники. 

5. АВТОКРАТИЯ была бы антиподом ДЕМОКРАТИИ, если можно было бы представить политическую систему с Сократом во главе.

6. Видимо, членами европейского СООБЩЕСТВА являются европейские СООБЩНИКИ?
Примечание: «СООБЩНИК… ...Соучастник преступного замысла или деяния…» Толковый словарь русского языка гл. ред. проф. Б. М. ВОЛИН и проф. Д. Н. Ушаков, гос. изд-во иностр. и нац. словарей, М.- 1940… стp.382

7.    КЛАССОВЫЙ ГУММАНИЗМ, термин чисто советский, т.е. коммунистический, т.е. большевистский, противопоставлялся АБСТРАКТНОМУ (т.е. общечеловеческому) ГУММАНИЗМУ. Интересен тем, что без ущерба смыслу переводится с советского языка на блатной жаргон определением «КРУГОВАЯ ПОРУКА»…

9.     «ТРАГЕДИЯ»: пьеса, определяемая, прежде всего, наличием у героя т. наз. «трагической вины». ТРАГИЧЕСКАЯ ВИНА это обязательно судьба и, по-видимому, не может быть следствием собственного поступка (преступления) героя. Если вы подняли восстание, власти могут вас рассматривать, как политического преступника (Спартак, Маккавей, Пугачев и т. д.), притом, что с точки зрения противоположной стороны вы - герой. Ограбив банк, вы уголовник, а уж дернув за хвост соседского пуделя - мелкий хулиган. ТРАГИЧЕСКАЯ ВИНА - судьба - Эдипа не зависит от его выбора: не он, а Лай «(Лаий?) его отец похитил мальчика Хрисиппа и тот покончил с собой, за что весь род Лая проклят богами и расплачивается. В т.ч. Эдип. Смерть - цена очищения, установленная ботами, т.е. судьба. Приходится признать, что понятие справедливости на этих высотах не работает, замененное высшей волей. Другой пример « …Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов израилевых из земли своей.    Но Я ожесточу сердце фараоново и явлю множество знамений Моих и чудес Моих в земле Египетской. Фараон не послушает вас и Я наложу Мою руку на Египет… Тогда узнают Египтяне, что Я Господь». (Исход гл. 7, ст. 3.) Отелло - трагедия нового времени, когда выводить на сцену Бога уже нельзя было.  ТРАГИЧЕСКАЯ ВИНА Отелло в том, что черный, непохожий на других, что, также, судьба - в непохожести же и трагическая вина героини белорусской пьесы «Оборотень». Дальнейшая эволюция жанра приводит к «Оптимистической трагедии». Только название или, все-таки, жанр? Интересно, что главный для автора вопрос «с белыми или с красными?» на жанровую принадлежность пьесы не влияет. Другое дело: можно ли считать братоубийственную войну ТРАГИЧЕСКОЙ ВИНОЙ, а, тем более - каждого участника? С одной стороны нельзя: это не судьба, это собственный выбор каждого С другой - поток, вихрь, течение. И каждый слит с другими в этом потоке. Т.е. все наоборот: трагедия похожести! Но где возьмешь народ, состоящий целиком из Ромен Роланов («Над схваткой»).
Надо заметить, что при определенной, нематериалистической точке зрения на жизнь (см, «Все действительное - разумно» - Гегель) - трагедия оптимистична. Но это снова точка зрения Бога.

10.    КРИТИК подобен лекарю. Лекарь, бывает полезен, бесполезен и вреден. Больным, однако, чаще всего полезен, а писателям, как утверждают «пациенты»… по разному. ЛИТЕРАТУРОВЕД же скорее патологоанатом и дело имеет с трупом произведения. Произведение в труп литературовед превращает на месте, изьяв понятия «хорошо» и «плохо», «талантливо» и «бездарно», как не имеющие отношения к научному анализу. Но, увы! - без этих понятий тексты не бывают живой литературой.

11.    ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ: Искусственное соединение ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ с ИСТОРИЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Первая исследует литературную ткань произведения, вторая, чаще всего - соотношение между реальностями текста и мира.

12.    Постепенно догадываюсь, что на свете есть одна, по-настоящему великая, всеобъемлющая книга: Экклезиаст. Остальное - эпизоды, варианты, перифразы. Поняв это, спокойно отношусь к литературным спорам, течениям и даже «открытиям». МОДЕРН? В государстве Израиль выходит журнал «Птюч». Надо полагать - авторы его птючники и птючницы, а коллегия заседает на птюцеферме…

13.    Мы говорим «ВЕЛИКАЯ русская литература», не заботясь о значении определения, точнее - об отсутствии значения. Ибо, что значит ВЕЛИКАЯ? Почему русская (французская, английская и т.д.) литература ВЕЛИКАЯ, а финская нет? По количеству написанного? Так это зависит от численности народа (поголовья писателей) и только. Если же считать, что ВЕЛИКОЙ литература является в том случае и в той мере, в какой она влияет на ход мирового литературного процесса, придется признать, что ВЕЛИКАЯ русская литература содержит (в порядке моратория) три имени Достоевский, Чехов, Толстой. Ну, еще Тургенев. После смерти Толстого в 1910г., по многим и далеко не всегда литературным причинам, р. л. перешла в разряд подверженных влиянию. Увы!

14.   Десятилетиями бытовало мнение о «плохом ЛИТЕРАТУРНОМ СТИЛЕ Льва Толстого. И я не сразу понял, что мнение это происходит от неправильного понимания самого термина «СТИЛЬ». Что Толстой - стилист гениальный. Мир, им выстроенный в романах - огромный, несовпадающий частями (вспомнить только рассуждения о бое перед гибелью Пети Ростова (по памяти): «Никто не придет вовремя и туда, куда нужно…» и т.д., этот мир выражен в самой ткани фразы, в ее размерах, ритме, перекате на запятых, кстати, плавном, как перекат через катки танковой гусеницы. Мир Тургенева локален, локален его роман, локальна и фраза. Локальность изящна. Но двадцатому веку понадобился стиль Толстого (Маркес, Фолкнер, etc…), многократно осужденный, в т.ч. самим автором, за «многословие и тяжесть». Но ведь и мир таков! А у Бабеля или Довлатова фраза не просто изящна, она элегантна. И тоже локальный мир. СТИЛЬ это не красоты фразы, а мир писателя, растворенный в его тексте.

15.    ЭПИГРАММИЧЕСКИИ СТИХ, видимо тем, отличается от иных жанров, что близок не процессу осмысления, а его результату. Именно потому в прозе, пожалуй, родствен афоризму.



* Рамон Меркадер - убийца Троцкого
______________________________________________________________________________________
п