ЭНЕРГИЯ ОШИБКИ.
(фрагмент)
Kак известно, прототипом Митрофанушки Простакова
послужил Денису Ивановичу Фонвизину юный Алеша Оленин. Открываем: «Книговедение.
Энциклопедический словарь». Изд. «Советская энциклопедия» М. 1981г, стр.380.
«Оленин Алексей Николаевич. [28.11 (9.12)
1763 Москва - 17.04.1843 Петербург], рус. историк, палеограф. художник,
гос. деятель. Член Российской академии (с 1786), почетный член (с. 1804)
и президент (с 1818) AX (Академии Художеств - А.С.), директор Публичной
библиотеки (с 1811). Способствовал организации научных работ в области
истории и археологии, и превращению Публичной библиотеки в национальное
книгохранилище. Совместно с А.И. Ермолаевым разработал план сбора и хранения
здесь памятников отечеств. письменности, наметил план издания русских летописей
и переводов зарубежных источников по истории России. В 1815м году выдвинул
идею собирания в б-ке коллекции «Россика». Составил «Опыт нового библиографического
порядка для Санктпетербургской библиотеки (1809). Робота О. «Письмо графу
А.И.Мусину-Пушкину о камне тмутараканском...» (1806) положила начало русской
эпиграфике». Пожалуй, в русской библиографии Алексей Николаевич Оленин
значит не меньше, чем Денис Иванович Фонвизин в русской литературе.
Можно ли предположить, что Митрофан Простаков,
«недоросль», т.е., скорее юноша, но отнюдь не младенец, особенно в понятиях
того времени: Рассадин в кн. «Сатиры смелый властелин» сопоставляет его
с. Петрушей Гриневым, как известно, шестнадцатилетним и уже начинающим
воинскую службу, возможно ли, чтобы он к зрелому возрасту превратился в
образованейшего человека, «в каковом качестве» известен потомкам и представлен
цитированным выше «Словарем...»? Вряд ли. Трудно, однако, предположить,
что великий Денис Иванович от начала до конца списывал Митрофана с натуры.
Скорее наткнулся на эпизод или фразу, из которой, как из зерна вырос образ
(хотя Станиславского Фонвизин и не читал). Было это знаменитое «Не
хочу учиться, хочу жениться»? Сомнительно: чересчур непохоже на всю дальнейшую
биографию Оленина. Зато короткий диалог о двери, как нельзя более подходящ
логически (цитирую по памяти, но близко к тексту):
«Стародум: Дверь - это существительное или прилагательное?
Митрофан: Котора дверь?
Стародум: (указывает): Да хоть бы вот эта.
Митрофан: Эта прилагательна, потому как приложена
к месту. А вот в чулане у нас шеста неделя дверь стоит, еще не навешена,
та пока существительна».
Согласитесь: такой диалог трудно придумать
(что не значит - невозможно: я ведь только догадываюсь), а угадать за кажущейся
тупостью оригинальное мышление дано не всем. Денис Иванович не угадал.
И, может быть, из этой ошибки вырастил «Недоросля»? У гениев - гениальные
ошибки...
|