./
..
.
.

.
.
.
.
Эдуард Фельберг

          Адвокат-нотариус. Член Израильской 
   коллегии адвокатов.

        Прием и консультации в г. Бат-Ям, 
    ул. Пинкас 15. 
        тел. 03-5082294, 051-708546,
        e-mail: felberg_ed@inbox.ru
 

.

Защита авторских прав 
в Израиле

     Положение с защитой авторских прав в Израиле упорядоченным назвать нельзя при всем желании, Это вызвано тем, что из всего комплекса правовых актов, унаследованных государством Израиль от британской империи, только законодательство об авторских правах практически не подверглось изменению и действует в своем первозданном виде. Это законодательство состоит в основном из двух нормативных актов: Законе о правах авторов 1911 года и Декрете о правах авторов. В эти нормативные акты внесены изменения и дополнения Кнессетом Израиля в 1953,1958,1988 и 1996 годах. Несмотря на позднейшие изменения, эти документы представляют собой переводы устаревших англоязычных текстов, имеющих отсылки на еще более ранее британское законодательство. Все это основано на прецедентной практике британской империи. В качестве такого курьеза можно привести статью 22 Закона о правах авторов, которая называется «Указания по поводу символов изобретения, требующих регистрации в соответствии с законом седьмого года царствования Эдуарда Седьмого».
     Поскольку, несмотря на недостатки этих нормативных актов, у нас нет другой юридической основы для защиты авторских прав в Израиле, нам приходится руководствоваться только ими. Естественно, что отсутствие законодательства прямого действия в необходимых случаях восполняется прецедентной судебной практикой, которая достаточно часто использует принципы и нормы как зарубежного, например, американского права, так и прецедентные решения зарубежных судов. Как это делается? Суд, рассматривающий спор о правах авторов, в своем решении, случается, указывает: «...В соответствии с практикой штата Кентукки, по делу Плони против Альмони были применены такие-то принципы, а доктор права, профессор Плонини, полагает так-то. Суд считает возможным согласиться с этим толкованием. .. ». Это, следует признать, бывает только в тех случаях, когда вышеуказанное законодательство применить невозможно,
     Закон о правах авторов закрепляет авторское право в качестве исключительного права на использование созданного произведения. Это означает, что лишь автору принадлежат права владения, пользования и распоряжения его детищем. Вместе с тем, кроме авторского права, 
закон предусматривает возможность существования права собственности как на само произведение, так и на авторские права в отношении лиц, не являющихся авторами. Такая ситуация возможна, например, в случае, если творческое произведение создано по чьему-либо заказу. В таком случае собственник имеет права как на сам предмет, так и на его 
использование - издание, обработку, исполнение и прочее, и эти права могут также быть и предметом наследственного права.
     Согласно статье 3 Закона об авторских правах, авторские права защищаются в течение всей жизни автора и в течение 50 лет после его смерти. Естественно, что наследники обладают 
правом исковых требований в течение этого срока. Возможны также споры об исковой 
давности, поскольку истечение сроков определяется не только самим фактом наступления 
срока, но и осведомленностью лица об этом. Так наследник, узнавший о смерти наследователя через несколько десятков лет, вправе требовать продления пропущенного срока для защиты 
своих прав.
     Закон подчеркивает возможность защиты авторского права всеми средствами, предоставляемыми гражданским законодательством. Это может быть сделано путем 
вынесения судебных приказов о совершении действия или воздержания от действия («приказываю изъять из продажи книгу или компакт-диск»), запрете действия, вынесения судебных решений о признании права или признания отсутствия права, взыскании убытков 
как материальных, так и в виде возмещения морального вреда. Так, может быть потребован 
и получен приказ о немедленном прекращении печатания книги или уничтожении клише компакт-диска с определенным материалом, может быть вынесено судебное решение о том, что истец является автором определенного произведения или наследником автора, а также, что определенное лицо, объявившее себя автором произведения, не является его автором («суд признал, что господин А. не является автором рассказа «Му-му»). Иски материального порядка могут содержать подробный расчет понесенных убытков и требование их возместить, но может быть заявлен и иск с указанием об отсутствии подробного расчета к моменту его предъявления, 
и
вопрос о размере возмещения может быть решен в дальнейшем.
     Упомянутый Закон предусмотрел возможность того, что на конкретный спор могут быть распространены и другие законы, в частности, законы других государств. Это было обусловлено множественностью территорий британской империи и характером защищаемых прав - использование авторских произведений возможно по всему миру. Эта ситуация особенно актуальна в отношении авторских прав русскоязычных еврейских авторов.
     Статья. 31 Закона предоставляет возможность защиты авторских прав на основании другого, более позднего или зарубежного законодательства, которое может быть применено для их защиты лишь тогда, когда не ухудшает положение автора по сравнению с его положением по комментируемому закону.
     Архаичная отсылочная норма защищает права университетов. Закон подчеркивает, что 
права университетов, установленные законом «Копирайт» 1875 года не могут быть ухудшены. 
Эта норма, однако, может быть применена по аналогии и к другим учебным заведениям и связанными с работой учебных заведений авторским правам.
     Закон дает подробный перечень авторских произведений, относящихся к тому или иному 
виду искусства. Так, к произведениям изобразительного искусства относятся произведения живописи, чертежи, скульптура, архитектурные произведения, фотография и др. Вместе с тем, поскольку эти перечни не определены законодателем как исчерпывающие, возможно очень широкое их толкование. Так вопросы права собственности на материалы, созданные 
адвокатами, время от времени возникают в судебной практике.
     В качестве важных изменений и дополнений этого законодательства следует отметить поправку к Декрету 1988 года, внесенную Кнессетом. Согласно этой поправке, компьютерная программа приравнена к литературному произведению, кроме того установлена уголовная ответственность за нарушение авторских прав: лишение свободы сроком на три года и семикратный денежный штраф, предусмотренный статьей 61 алеф-4 Закона о 
наказаниях 1977. 
     Под действие этого правила подпадают следующие нарушения: 
.................  копирование в коммерческих целях,
.................  продажа или аренда произведения, защищенного авторским правом,
.................  продажа или сдача в аренду,
.................  коммерческое предложение совершить эти действия,
.................  раздача копий для целей бизнеса или в существенном размере,
.................  демонстрация для торговых целей незаконных копий,
.................  ввоз в Израиль незаконных копий,
.................  создание клише или его содержание.
     Важной также является поправка к Декрету, внесенная в 1990 году, согласно которой суд вправе взыскать с нарушителя авторских прав до 20 тысяч шекелей без доказательства размера причиненного ущерба,
     В 1996 году Кнессет принял поправку к Декрету, гласящую, что не является нарушением авторских прав копирование для бытовых целей без цели коммерческого использования и об обязанности правительства компенсировать авторам убытки, причиняемые им копированием и использованием их произведений для бытовых целей.
     Регулирование возникающих в связи с созданием авторских произведений прав и обязанностей не может, разумеется, быть ограничено только вышеназванными законодательными актами, однако они являются фундаментом этого правового регулирования, и в этом один из секретов их долговечности. Мы надеемся, что краткое знакомство с этими нормами, будет для наших читателей полезной информацией к размышлению. 
.
_____________________________________________________________________________________________
п