. .

Сергей Андреев

ЛЮБИТЬ ЛЮБОВЬ

     Кто-то из мудрецов однажды удачно пошутил: «Хочешь быть впереди гения, напиши предисловие к его книге!» Собираясь писать, правда, не предисловие к книге, а о хорошо мне знакомом творчестве известной украинской поэтессы, прозаика, публициста, переводчика, 
члена Национального Союза писателей Украины Лесе СТЕПОВИЧКЕ (в литературном девичестве - Александре Нестеровне Булах), которую считаю необыкновенно одаренным мастером слова, невольно ловил себя уже на другой, где-то услышанной и с чем-то ассоциирующейся фразе:
«Талант - это лишь право войти в комнату, где находятся гении».
 
И вдруг вспомнил: подобное было у самой Степовички. Перелистал ее изящную «Галатею»
 
И вот оно: «… Справа в тому, що геній теж не завжди впевнений в тому, що він геній…»
Все сразу стало на свои места.
     Леся пишет стихи, сколько себя помнит, но на суд людской вынесла их лишь в середине 
90-ых годов прошлого столетия. Как теория стихосложения явилась следствием 
возникновения поэзии, а не наоборот (никому ведь не придет в голову втискивать нежное дыхание стиха в часто не подходящие под него ритмические формы: недолго вызвать и 
аритмию), так, наверное, и под влиянием романтичных и одновременно 
разудало-искрометных поэтических образов автора появилось литературное имя - 
Степовичка, явно держа про запас историческую для Украины символику в виде 
отчества - Нестеровна
. Возникла гармония. Об этом сама Леся Степовичка:

 

«В мелодії моїй - дідів козацька сила,
напоєна гарячим літнім степом,
і величчю Дніпра, й блакитним небом,
й шабель веселим смертоносним дзвоном,
дідів, що не ходили із поклоном
і милостей в цариці,
лукавої німкені не просили…»


     Об этом и мой, посвященный ей стих:
 

Душа порыва, а не равновесья,
Ты - гуляй-поле, перекати-стих,
Ты бесподобна, Степовичка Леся:
И ласков взгляд, и по-махновски - лих!..

И видит Бог, когда ты пронизаешь
Кого-то взглядом с нежностью ножа,
То и сама, наверное, не знаешь,
Как в этом поединке хороша!..

И ты непобедима в поединке,
Где твой талант и творческий экстаз,
Где имя Леся - символ украинки,
Как украинца - в имени Тарас!!!


     Я думаю, поэзия имеет две формы ее восприятия: диалога с читателем и 
монолога-исповеди. Поэзия Леси Степовички - это исповедь перед Творцом. Исповедь,
 
но не покаяние! Ибо ей, духовно-нравственному человеку с врожденной гражданской ответственностью не в чем каяться ни перед своим народом, ни тем более - перед Богом. Особенно, если от Бога в одну руку дана Сабля, чтобы с коня, по врагу, наотмашь,
  в другую 
же руку - тонко отточенное Перо, для филиграни - отсвечивающие бессмертным блеском
 
острия, как и стихи из книг «Галатея» и «П’ємонт - недалеко» (Издательство «Січ», 1998 г.). Причем срабатывают не столько отдельно взятые строки, сколько стихи целиком, не говоря
 
уже о том, что ее книги для многих читателей становятся настольными. Хотя Леся
 
Степовичка, скорее всего, еще не придумала свою главную метафору, мне кажется:
 
искренность, цельность поэзии - и есть ее главная метафора.
     Это же качество свойственно и чувственной художественной прозе Степовички, когда повествование держит читателя в напряжении, сохраняя до конца сюжетную интригу и, буквально, в последних абзацах, как у Х.Л. Борхеса, «пронизывает» развязкой. Одна из 
таких повестей была недавно опубликована в «толстом» элитарном журнале «Київ», чем мало
 
кто, если вообще кто-то из литературной Днепропетровщины может похвастать! Я как счастливый свидетель, подтверждаю это!
     Кажется, одного философа, когда он читал, спросили, что он читает. «Слова» - ответил 
он. Если б у Леси Степовички спросили, что она любит, то последовало бы не менее
 
лаконичное: «Любовь!» Любить любовь - это нечто высшее, чем, скажем, испытывать
 
любовь к отдельному человеку, или верить в нее. Это - для избранных, вне возраста, вне
 
времени. Об этом строчки из ее поэзии: «То ніби Ти - мій полонений, то знову я в полоні, любий», «хоч стати книжкою в Твоїй бібліотеці, якої би Ти поглядом торкався»,
 
«Ти наділив мене серцем, яке болить, і вдачею ртуті», «Найщасливіший сліпий -
 
бачить те, що хоче». В них не только защита любви, но и противостояние Личности
 
все более вульгализирующейся жизни. С другой же стороны, Любовь как спасение
 
индивидуума, как панацея от окружающей пошлости, серости, жестокости. Где Личность -
 
не только настоящий Мастер Слова, но и обаятельный человек и просто красивая Женщина.
 
Не зря сказано, что красота - индивидуальный подвиг личности. На фотографии в книге
 
«Галатея» она представляется мне очень похожей на Мавку из «Лісової пісні» Л. Украинки.
 
И это снова символично. Ибо знаю, еще много будет написано «Лесіних пісень»,
 
призывающих любить любовь.



 

п

_____________________________________________________________________________________________