. .
Сергей Андреев
ЛЮБИТЬ ЛЮБОВЬ
Кто-то из мудрецов однажды удачно
пошутил: «Хочешь быть впереди гения, напиши предисловие к его
книге!» Собираясь писать,
правда, не предисловие к книге, а о хорошо мне знакомом творчестве известной
украинской поэтессы, прозаика, публициста, переводчика,
члена Национального Союза писателей Украины Лесе СТЕПОВИЧКЕ (в
литературном девичестве - Александре Нестеровне Булах), которую считаю необыкновенно одаренным мастером
слова, невольно ловил себя уже на другой, где-то услышанной и с чем-то
ассоциирующейся фразе: «Талант - это
лишь право войти в комнату, где находятся гении».
И вдруг вспомнил: подобное было у самой Степовички.
Перелистал ее изящную «Галатею»…
И вот оно: «…
Справа в тому, що геній теж
не завжди впевнений в тому, що він геній…»
Все сразу стало на свои места.
Леся пишет стихи, сколько
себя помнит, но на суд людской вынесла их лишь в середине
90-ых годов прошлого столетия. Как
теория стихосложения явилась следствием
возникновения поэзии, а не наоборот (никому ведь не придет в голову
втискивать нежное дыхание стиха в часто не подходящие под него ритмические
формы: недолго вызвать и
аритмию), так, наверное, и под влиянием романтичных и одновременно
разудало-искрометных поэтических образов автора появилось литературное
имя -
Степовичка, явно держа про запас историческую для Украины символику в
виде
отчества - Нестеровна. Возникла гармония. Об этом сама Леся
Степовичка:
«В мелодії моїй - дідів козацька
сила,
напоєна гарячим літнім степом,
і величчю Дніпра, й блакитним небом,
й шабель веселим смертоносним дзвоном,
дідів, що не ходили із поклоном
і милостей в цариці,
лукавої німкені не просили…»
Об этом и мой,
посвященный ей стих:
Душа
порыва, а не равновесья,
Ты - гуляй-поле,
перекати-стих,
Ты бесподобна, Степовичка Леся:
И ласков взгляд, и по-махновски - лих!..
И видит Бог, когда
ты пронизаешь
Кого-то взглядом с нежностью ножа,
То и сама, наверное, не знаешь,
Как в этом поединке хороша!..
И ты непобедима в
поединке,
Где твой талант и творческий экстаз,
Где имя Леся - символ украинки,
Как украинца - в имени Тарас!!!
Я думаю, поэзия имеет
две формы ее восприятия: диалога с читателем и
монолога-исповеди. Поэзия Леси Степовички - это
исповедь перед Творцом. Исповедь,
но не покаяние! Ибо ей, духовно-нравственному
человеку с врожденной гражданской ответственностью не в чем каяться ни перед
своим народом, ни тем более - перед Богом. Особенно, если от Бога в одну руку
дана Сабля, чтобы с коня, по врагу, наотмашь, в другую
же руку - тонко отточенное Перо, для филиграни -
отсвечивающие бессмертным блеском
острия, как и стихи из книг «Галатея» и «П’ємонт
- недалеко» (Издательство «Січ», 1998 г.). Причем
срабатывают не столько отдельно взятые строки, сколько стихи целиком, не
говоря
уже о том, что ее книги для многих читателей
становятся настольными. Хотя Леся
Степовичка, скорее всего, еще не придумала свою
главную метафору, мне кажется:
искренность, цельность поэзии - и есть ее главная
метафора.
Это же качество
свойственно и чувственной художественной прозе Степовички, когда
повествование держит читателя в напряжении, сохраняя до конца сюжетную
интригу и, буквально, в последних абзацах, как у Х.Л. Борхеса, «пронизывает» развязкой. Одна из
таких повестей была недавно опубликована в
«толстом» элитарном журнале «Київ», чем мало
кто, если вообще кто-то из литературной
Днепропетровщины может похвастать! Я как счастливый свидетель, подтверждаю
это!
Кажется, одного философа,
когда он читал, спросили, что он читает. «Слова» - ответил
он. Если б у Леси Степовички спросили, что она
любит, то последовало бы не менее
лаконичное: «Любовь!» Любить любовь - это нечто высшее, чем, скажем,
испытывать
любовь к отдельному человеку, или верить в нее. Это
- для избранных, вне возраста, вне
времени. Об этом строчки из ее поэзии: «То ніби Ти - мій полонений, то знову я в полоні, любий», «хоч стати книжкою в
Твоїй бібліотеці, якої би Ти поглядом торкався»,
«Ти наділив мене серцем, яке болить, і вдачею
ртуті», «Найщасливіший
сліпий -
бачить те, що хоче». В них не только защита любви, но и противостояние
Личности
все более вульгализирующейся жизни. С другой же
стороны, Любовь как спасение
индивидуума, как панацея от окружающей пошлости,
серости, жестокости. Где Личность -
не только настоящий Мастер Слова, но и обаятельный человек и просто красивая Женщина.
Не зря сказано, что красота - индивидуальный подвиг
личности. На фотографии в книге
«Галатея» она
представляется мне очень похожей на Мавку из «Лісової
пісні» Л. Украинки.
И это снова символично. Ибо знаю, еще много будет
написано «Лесіних пісень»,
призывающих любить любовь.
_____________________________________________________________________________________________
|