.
.
I I I.

     Некто Пфефферкорн, уже чересчур жалкое создание, в царствование императора Максимилиана, стал хлопотать о новом декрете, которым предписывалось бы уничтожение Талмуда, император находился со своим войском пред Павией, когда к нему в лагерь прибыл злоязычный посланный, снабженный дружественными письмами Кунигунды, прекрасной 
сестры Максимилиана. Максимилиан, усталый и ничего не подозревая, охотно возобновил освященный древностью приказ о конфискации, за которой, естественно, должно было последовать сожжение. Конфискация произведена была с величайшею добросовестностью, 
так как Пфефферкорн отлично знал, где спрятаны книги прежних его единоверцев. Однако аутодафе совершенно другого рода должно было совершиться. Твердыми и быстрыми шагами приближалась реформация. Рейхлин, первый эллинист и знаток еврейского языка и 
литературы своего времени, был назначен членом комитета, который должен был 
поддерживать распоряжение императора своим ученым авторитетом. Однако, ата задача была 
не по вкусу Рейхлину. «Мне физиономия Пфефферкорна не нравится», сказал он. К тому, он действительно был ученый и честный человек. Этот творец немецкого эллинизма не хотел участвовать в гнусном убийстве книги, «написанной ближайшими родственниками Христа». Может быть он и прозрел хитро расставленные ему сети. Он уже давно был бельмом на глазу 
у многих своих современников. На его труды в области еврейской литературы уже давно смотрели со страшною завистью, если не со страхом. В то время имели в виду не более не 
менее - и богословский факультет в Майнце даже открыто требовал этого - как «просмотр и исправление» еврейской Библии, «на сколько она отступает от Vulgata (латинского перевода) - 
в наивном неведении, что ученый труд Иеронима (Hieronimus) именно более всякого другого изобилует, так называемыми «раввинскими внушениями и толкованиями». Рейхлин, со своей стороны, никогда не упускал случая выставлять великую важность «еврейской правды», как он выражался. Его враги полагали, что должно последовать одно из двух. Если он благоприятно отзовется о Талмуде, то он сильно скомпрометирует себя этим, и тогда уже легко будет с ним справиться. В противном случае, он сам, значит, некоторым образом опровергнет свои 
прежние суждения, высказанные им в пользу изучения еврейской науки. Но он решительно отказался от этого предложения, прямо объявив, что ничего не смыслит в этой книге. Он 
вообще не верит, чтобы были многие, которые понимают что-нибудь в этом деле, но меньше 
всех понимают его клеветники, бывшие некогда евреями. «Он не знает ни одного выкреста во всей германской земле, который понимал бы, или умел бы даже читать Талмуд, за 
исключением гохмейстера ульмского, который вскоре уехал в Турцию) и там снова сделался евреем». Но если бы даже в нем действительно заключались нападки на христианство, продолжает он, то не лучше ли было бы опровергать их? «Ударить кулаком там, где нечего возражать, недостойно ученого - это вакхические аргументы».
     Страшный крик поднялся против него - этого «жида, жидовствующего, подкупленного ренегата» и т. п. Но это нисколько не подействовало на Рейхлина, который, своим тихим и спокойным манером, принялся за изучение Талмуда, результатом чего была блестящая - для Рейхлииа - защита этой книги. На запросы императора он ответил предложением папы Клементия - учредить талмудические кафедры. При каждом германском университете должны быть определены два профессора с исключительной целью предоставить слушателям возможность познакомиться с этой книгой, этим «гордым оленем со многими рогами». Что 
же

касается сожжения, продолжает он в своей знаменитой записке к императору, то Талмуд 
вовсе не так создан, «чтобы всякой встречный мог ходить по нему с неумытыми ногами и 
сказать, что он тоже его знает. Если б теперь пришел неразумный человек и сказал бы: ваше величество, всемогущественнейший император и всемилостивейший государь, прикажите 
книгу алхимию (argumentum ad hominem!) конфисковать и сжечь за те позорные и гнусные, а 
также нелепые и опасные вещи, которые находятся в этой книге против нашей христианской веры... то такому буйволу или ослу ваше величество могли бы ответить только одно: ты 
дурной человек, которого должно осмеивать, а не исполнить его просьбу... Потому что такой маленький ум не может понять и постичь тайну известного искусства, не достоин его и не понимает вещи в их сущности. И неужели же вы бы советовали сжечь эти книги, потому 
только что невежественный человек их ложно понимает? Я полагаю, что нет»...
     Все яростнее и яростнее делались крики, и Рейхлин, этот мирный исследователь, из 
свидетеля превратился в обвиняемого. Что он выстрадал чрез Талмуд и за Талмуд, мы здесь рассказывать не будем. По всей Европе распространился этот спор. Целый поток брошюр, памфлетов, карикатур, появился по этому поводу. Парижской богословский факультет имел 
по этому случаю не менее 42 заседаний. Кончилось тем, что Рейхлин был осужден самым формальным образом. Однако он оставался уже не один в этой борьбе. Около него, один за другим, сгруппировались герцог Ульрих виртембергский, курфист Фридрих саксонский, 
Ульрих фон-Гуттен, Франц фон-Сикинген - тот самый, которому кельнцы должны были 
уплатить издержки за процесс Рейхлина - Эразм Роттердамский и вся та блестящая фаланга, которую в то время называли «рыцарями святого духа», «воинами Паллады Афинской», «талмудофилами» - словом все те, которых мы называем гуманистами. И их палладиумом, их военным лозунгом был - о, неисповедимые пути истории! - был - Талмуд! Защищать 
Рейхлина, значило для них защищать «закон», бороться за Талмуд - значило бороться за 
церковь! «Non te» - пишет Эгидий-де-Витербо Рейхлину - «sed legem, non Talmud, sed ecclesiam»! 
(Не тебя, а закон, не Талмуд, а церковь). Все остальное записано в «Epistolae Obseurorum Virorum» 
и на первых страницах истории реформации.
     Талмуд на этот раз сожжен не был. Напротив, напечатано было первое полное его издание. 
И в том же самом году, в 1520 году от Рождества Христова, в котором это первое издание появилось в Венеции, Мартин Лютер сжег в Виртемберге папскую буллу. 

<...........................................>

_____________________________________________________________________________________________
п