.
.
X I.

     Мишна состоит из шести отделов. Эти отделы разделены один на 11, другой на 12, третий 
на 7 четвертый на 3 (или 10), пятый на 11 и шестой на 12 глав, которые в свою очередь 
разделены на 524 параграфа. Вот краткое содержание их:
     Отдел I. О посевах или аграрном законе. Отдел этот начинается главою о молитве. В нем
заключаются законы о десятинах и дарениях, приходящихся священникам. левитам и бедным, далее закон о седьмом или субботнем годе, о запрещенных смесях растений, животных и 
материй.
     Отдел I I. О временах. Сюда входят постановления, касающаяся субботних, праздничных и постных дней, о работах, запрещенных в эти дни, об обрядах и жертвоприношениях. Особенные главы посвящены празднику пасхи, новому году, дню умилостивления (это одна из наиболее выдающихся частей), празднику кущей и празднику Амана.
     Отдел I I I. О женщинах. В нем содержатся законы о помолвке, браке, разводе и т. д., также
и об обетах.
     0тдел IV. О вознаграждении за убытки. Он обнимает значительную часть гражданского 
и уголовного права. Здесь мы находим постановления о находках, купле и продаже и обыкновенных торговых сношениях. Далее говорится о самом тяжком из известных закону преступлений, об идолопоклонстве. Затем идут главы о свидетелях, о присяге, о наказаниях по закону и о самом Синедрионе. Этот отдел заключается, так называемыми, «изречениями отцов», 
о которых по истине можно сказать, что они принадлежат к самым высоким этическим изречениям в области всей религиозной философии.
     Отдел V. О священных предметах: о жертвоприношениях, о перворожденных, а также о 
мерах, употреблявшихся в храме.
     Отдел VI. Об очищениях. Он заключает в себе различные гигиенические законы, законы о левитах, о нечистых вещах, нечистых лицах и т. д.
     Не подлежит никакому сомнению, что в Мишне гораздо больше симметрии и систематичности, чем в пандектах, хотя мы и не находим в ней той логической последовательности в расположении частей, о которой говорят Маймонид и другие. Впрочем,
Мишна, по нашему мнение, едва ли сохранилась в ее первоначальном виде. В отдельных 
статьях Мишна тоже свободна от ошибок римского свода законов. В ней мы находим гораздо меньше противоречащих  друг другу законов, повторений и вставок, чем в  дигестах, которые, несмотря на все старания Трибониана, изобилуют, так называемыми, «Geminationes» *, «Leges fugitivae» ** errativae» ***, и т. д. Наконец, что касается некоторой свободы в рассуждениях, относящихся к половым отношениям, язык Мишны, по мнению всех авторитетов, гораздо 
чище, чем, например, язык средневековых казуистов.
     Предписания, заключающиеся в этих шести отделах, весьма разнообразны. Рядом с самыми


важными законами, мы находим самые малозначащие, рядом с законами вечными - законы, изданные только для известного времени. Законы эти суть или подробнее разъясненные библейские предписания, или независимые постановления, связанные со Св. Писанием только герменевтическим путем. Эти «постановления», «ограждения»,   «предписания» и
«узаконения», или короче «галаха, данная Моисею на Синае» - почти тоже, что римские законы, известные под именем «Senatus consulta» «Plebiscita», «Edicta», «Responsa Prudentium», и т. д. Исключая спорных вопросов, Мишна не говорит, где и при каких обстоятельствах издан тот или
другой закон. Только как исключение, мы читаем вводные предложения в роде: «NN был свидетелем», «я слышал от NN», и т. д. потому что все вошедшее в кодекс основано на достоверных традициях. Мишна не знает никакой разницы между более или менее важным постановлением, между старой и новой галахой. Каждое постановление, принятое 
большинством или обнародованное им на основании традиции, становилось религиозным, освященным Богом законом, хотя позднейшие авторитеты могли снова подвергнуть его обсуждению и устранить. И действительно, то обстоятельство, что законы в своих 
подробностях не могли оставаться неизменными, было одним из важнейших возражений 
против написания свода даже после окончания редакции его. Что в практике всегда охотнее ссылались на Мишну, чем на закон «Моисея» - это весьма понятно и просто. Ведь и в 
английских судах не ссылаются же постоянно на agna Charta.
     Одинаковая важность, присущая всему разнообразному содержанию Мишны, яснее всего видна из слов самого редактора, служащих эпиграфом для всего сборника: «Будь одинаково тщателен при исполнении более или менее важных законов, потому что ты не знаешь какая 
за них следует награда. Взвешивай всегда потерю, которую ты понесешь на земле при 
исполнении какого-либо закона, с наградою, которая за исполнение предстоит тебе в будущем, 
и земное благо, которое ты получишь, не исполняя какого-либо закона, с наказанием, которое 
тебя ожидает за то в будущем». - «Помни всегда три вещи, и ты никогда не войдешь в грехи: 
Знай, что над тобою - глаз, который все видит, ухо, которое все слышит, и что все твои дела заносятся в книгу».
_____________
    * Двойные законы.
  ** Летучие заметки.
*** Блуждающие законы. 

<...........................................>

_____________________________________________________________________________________________
п