.
.
X X.

     Талмуд не имеет и не знает научной системы этики. Однако его «мораль» отлично можно вычитать из той «маленькой монеты», из тех могучих народных поговорок, гномов и 
сентенций, которые характеризуют время еще лучше народных песен. Этими поговорками и гномами мы заключим наш этюд. Мы считаем за лучшее представить их здесь врассыпную, 
в том виде, как мы нашли их, чем самим построить из них систему «этики» или «обязанностей сердца». Мы считаем лишь своим долгом присовокупить, что предлагаемые пробы, равно как 
и все другие приведенные нами цитаты, переданы из Талмуда по возможности буквально. 
Мы также считаем совершенно лишним заметить, что мы, ни в каком случае, не думали, ни отыскивать, ни избегать параллелей между Талмудом и Новым Заветом - между океаном и прибрежным морем, хотя повод к таким сравнениям можно найти па каждом шагу. Точно так 
же мы не намерены объясняться здесь, почему мы, серьезными рассуждениями о так 
называемом «вопросе первоначальности», - который нередко еще там и сям можно слышать 
в темных сферах, - не выдаем testimonium paupertatis здравому смыслу наших читателей. Но 
мы однако должны заметить здесь, что многие места, часто цитируемые из Нового Завета 
и приписываемые специально христианству, как например, «благословляйте тех, которые проклинают вас, додайте добро тем, которые ненавидят вас», и т. д., вовсе не упоминаются в авторитетных рукописях Нового Завета, ни в Codex Sinaticus ни в Vaticanus, оба IV века, между 
тем как в Талмуде они рассеяны везде в бесчисленных вариациях.
     - «Будь ты проклинаемым, а не проклинающим. Будь ты из тех, которые преследуются, 
а не из тех, которые сами преследуют. Бери пример со Св. Писания. Ни одной птице ловцы 
так не страшны, как голубю, а между тем Господь его избрал, как достойного быть 
принесенным в жертву на алтаре. Вол преследуется львом, овца - волком, коза - тигром. 
А Господь сказал: «Принесите мне в жертву не тех, которые преследуют, а тех, которые преследуются». - «Мы читаем далее в Св. Писании, что пока Моисей, в войне с Амалеком, 
держал руки поднятыми - Израиль побеждал. Разве руки Моисея вели войну или приостанавливали ее? -Это показывает тебе лишь, что пока Израиль возносит свои взоры 
к небу и смиренно преклоняется пред Господом, он побеждает, когда же нет - он падает». 
- «Точно так же ты читаешь: «Моисей сделал медную змею и прикрепил ее к шесту, и если какая-нибудь змея бывало укусить кого, а он посмотрит на змею медную, то остается жив». Неужели же ты думаешь, что эта змея могла убивать и воскрешать? Это значит лишь, что 
пока Израиль будет возносить свои взоры к Отцу на небесах он будет жить; если же нет - он погибнет».
     - «Неужели Господу приятны мясо и кровь жертвоприношений? - спрашивает пророк. Нет, 
Он не установил жертвоприношений, а только допустил их. Это для вас нужны жертвы, а не 
для Меня, говорить Он. Подобно королю, который, видя своего сына, ежедневно пирующего 
с разными негодяями, говорит ему: Ешь и пей впредь у моего стола, как ты сам желаешь, - так 
и Господь. Они жертвовали демонам и дьяволам, потому что они привязаны были к жертвоприношениям и не могли отказаться от них. И Господь сказал: Приносите ваши 
жертвы Мне, вы, по крайней мере, тогда будете жертвовать истинному Богу».
     - «Писание повелевает пробуравить ухо тому еврейскому рабу, который «любить» свое 
рабство - почему? Потому что то же ухо слышало на горе Синае: «Они Мои слуги; они не 
должны быть проданы как крепостные - они Мои слуги, а не слуги слуг». И этот человек добровольно отказывается от предоставленной ему свободы - проткните же его ухо! »
     - Тот, кто приносит жертву всесожжения, награждается за жертву всесожжения, кто 
приносить жертву на огне, тот получает награду за жертву на огне; но тот, кто приносит Богу 
и людям смирение, награждается так, как бы он принес все жертвы в мире.
     - Дитя любит мать больше отца, а отца боится больше матери. Взгляни же как Св. Писание
ставит отца прежде матери в велении: «Люби отца твоего и мать твою», а мать ставит прежде 
в велении: «Чти мать твою и отца твоего».
     - Благословляй Бога как за добро, так и за зло. Если тебя известить о смерти кого либо, 
ты скажи: «Благословен будь судья праведный».
     - Даже когда ворота, чрез которые восходят к небу молитвы уже закрыты, то ворота, чрез
который восходят слезы, остаются открытыми.
     - Молитва - это единственное оружие Израиля, оружие унаследованно от предков и испытанное в долголетней борьбе.
     - Когда праведный умирает, то это земля, которая несет потерю. Потерянный алмаз все остается алмазом, но тот, кто потерял его, пусть пойдет и плачет.
     - Жизнь - это проходящая тень, говорит Св. Писание. Что же это: тень башни или дерева - 
тень, пребывающая долгое время на одном месте? Нет. Это тень птицы во время полета - 
улетела птица, и не осталось ни птицы, ни тени.
     - Покайся за день пред твоею смертью. - Однажды король пригласил всех слуг на великолепный пир, но не назначил часа, в который этот пир начнется. Одни пошли домой, 
одели свои лучшие платья и стали у дверей дворца, другие же говорили: время еще терпит; 
король даст нам заранее знать. Но король внезапно объявил, что пир начинается. 
Благоразумные, которые оделись в лучшие свои платья, были хорошо приняты, 
неблагоразумные же, которые были еще в своей обыкновенной одежде, не были вовсе допускаемы: поэтому, покайся уже сегодня, ибо ты завтра можешь быть призван.
     - Цель и назначение мудрости - раскаяние и добрые дела. Даже праведному из праведных 
не дадут на небе такого почетного места, как искренно раскаявшемуся.
     - Награда за добрые дела - тоже что финики: они поздно созревают, но сладки.
     - Последнее благословение мудреца своим ученикам состояло в следующем: я молюсь 
за вас, чтобы вы Бога столько же боялись, сколько вы боитесь людей, вы избегаете греха 
в присутствии людей, избегайте же его также и в присутствии Всевышнего.
     - «Если Господь Бог ваш не терпит идолопоклонства, почему же он его не уничтожает?» -
спросил язычник. И ему ответили: смотри, они обоготворяют солнце, луну и звёзды; разве ты желал бы, чтобы Господь из-за этих глупцов уничтожил прекрасный мир? «Если Бог ваш 
друг бедных, спросил другой язычник, то почему он им не помогает?» Забота о них, ответил 
мудрец, предоставлена нам, дабы мы за то приобрели себе заслуги и искупали свои грехи. «В 
чем же тут заслуга?» - возразил язычник. Представь себе, что я рассердился на своего раба и оставил его без пищи и питья; а тут придет кто-нибудь и тайком даст ему пить и есть - разве 
это было бы мне приятно?» Ты не так рассуждаешь, ответил мудрец: положим, ты 
рассердился на твоего собственного сына и заключил его без пищи и питья, а тут придет 
добрый человек, пожалеет его и утолит его голод и жажду - неужели ты бы стал на него сердиться? И мы, хотя и называемся рабами Божьими, но мы в тоже время и дети Его.
     — У кого гораздо больше познаний, чем добрых дел, тот подобен дереву со многими 
ветвями, но с немногими корнями, которое пошатывается при первом ударе ветра; тот же, 
у кого добрых дел куда больше чем познаний, подобен дереву со многими корнями и 
немногими ветвями: самые сильные бури ничего ему не сделают..
     — Люби жену твою как самого себя и почитай ее больше самого себя. - Кто живет без 
жены, тот живет без радости, без утешения, без благодати. - Спускайся ступенью ниже, 
когда ты выбираешь себе жену. - Если жена твоя мала ростом, то наклоняйся к ней и говори 
ей на ухо. - Кто оставляет любовь юности, о том плачет алтарь Божий. У кого жена умирает, 
тот как бы присутствует при разрушении храма - мир для него покрывается мраком. - Только 
чрез жену Бог ниспосылает благодать свою на дом. Она обучает детей, поощряет мужа 
посещать молитвенный дом и учебные заведения, приветствует его, когда он возвращается, держит дом чистым и незапятнанным, и благодать Божья лежит на всем этом. - Тот, кто 
женится из-за денег, тому дети его будут проклятием.


     - Дом, который не открывается для бедных, будет открываться для врача. - Даже птицы 
в воздухе презирают скрягу. - Кто тайно раздает милостыню, тот выше Моисея. - Почитай 
детей бедных, ибо от них исходит учение. - Честь твоего соседа должна быть для тебя также дорога, как твоя собственная; лучше броситься в раскаленную печь, чем публично оскорбить кого-либо. - Гостеприимство - одно из важнейших средств истинно служить Богу.
     - Три венца есть: венец закона, венец священства и венец царственный; но венец доброго
имени выше всех их вместе.
     - Железо ломает камень; огонь расплавляет железо; вода тушит огонь; облака несут воды; 
буря рассеивает облака; человек одолевает бурю; страх ослабляет человека; вино уничтожает страх; сон прогоняет вино; смерть же отнимает все, даже сон. Соломон же мудрый говорит: милосердие избавляет от смерти.
     - Каким образом можешь ты избежать греха? Помни три вещи: откуда ты происходишь, куда 
ты уйдешь и кому ты должен будешь отдать отчет во всех твоих действиях: царю царей, всесвятому, да прославлен будет. - Четыре человека не войдут в рай: насмешник, лгун, ханжа 
и клеветник. - Клеветать - тоже что убивать.
     - Петух и сова - оба ожидают дневного света. Свет, говорит петух, приносит мне радость, 
но тебе, сова, зачем он? - Когда вор не имеет случая воровать, то он считает себя честным человеком.
     - Если друзья твои единодушно называют тебя ослом, то ступай и возложи на себя седло.
     - У твоего друга есть друг, и у друга твоего друга тоже есть друг, поэтому, будь воздержен.
     - Собака бегает за тобой из-за хлебных крох, которые ты имеешь в твоем кармане.
     - Не говори: повесь мне эту маленькую рыбку - тому, в семействе которого кто-нибудь был
повешен.
     - Верблюду захотелось иметь рога и ему обрезали уши.
     - Солдаты сражаются, а героями считаются цари.
     - Вор ломает двери и просит Бога о помощи.
     - Шестидесятилетняя женщина также восхищается музыкой, как и шестилетнее дитя.
     - За вором тянется воровство, за нищенствующим - нищета.
     - Если нога твоя обута, ты растаптываешь терны.
     - Когда вол падает, тогда являются много мясников.
     - Спускайся ступенью ниже, когда ты выбираешь жену, и поднимайся ступенью выше, 
когда ты выбираешь друга.
     - Если у тебя есть какой-нибудь недостаток, то сам объяви об этом.
     - Счастье делает богатым, счастье делает умным.
     - Разбивай кумиры, и жрецы дрожать будут.
     - Если б не было страстей, никто не строил бы дома, не взял бы себе жены и не занимался 
бы никакой работой.
     - Солнце уже само сойдет, без твоей помощи.
     - Свет не мог бы обойтись без торговцев пряностями и без кожевников: но горе кожевнику, благо пряноторговцу!
     - Дураков в пример не ставят.
     - Никто не ответственен за слова, произнесенные им в горе.
     - Один произносит молитву за столом, другой ест.
     - Кто стыдлив, тот не легко подпадет греху. Большая разница между тем, который стыдится
самого себя, и тем, который стыдится лишь других. Это хороший признак - если человек умеет
стыдиться.
     - Сокрушенное сердце лучше действует, чем удары плетьми.
     - Если предки наши были подобны ангелам, то мы только люди, если же они были лишь людьми, то мы подобны ослам.
     - Не живи в соседстве с благочестивым дураком.
     - Если хочешь повеситься, то выбирай высокое дерево.
     - Ешь лучше лук и сиди в тени, и откажись от гусей и птиц, если это причиняет тебе
беспокойство.
     - Маленький статер (монета) в большом кувшине производит ужасно много шуму.
     - Если кувшин попадет на камень - горе кувшину; камень попадет в кувшин - горе кувшину:
как бы ни случилось - все горе кувшину.
     - Даже когда бык глубоко всунул голову в корыто, взберись на крышу и притяни с собою лестницу.
     - Стяни лучше шкуру с падали на улице и пропитайся этим; но остерегайся говорить: я священник, я из благородного рода - такая работа меня недостойна.
     - Молодость - венок розовый, старость венец терновый.
     - Пользуйся прекрасной вазой, хоть бы один день, хоть бы она завтра разбилась.
     - Последний вор вешается первым.
     - Приучай язык твой произносить: я не знаю.
     - Сердце первых праотцев наших было широко, как самые широкие двери храма; сердце
позднейших предков, - как вторые по ширине двери храма; наше же сердце тоже, что игольное
ушко.
     - Не пей и не подпадешь греху.
     - Не важно то, что ты сам о себе говоришь, а то, что другие о тебе говорят.
     - Не место украшает человека, а человек место.
     - Кошка и мышь мирятся из-за одной падали.
     - Пес, вдали от своей конуры, семь лет не осмеливается лаять.
     - Кто ежедневно осматривает свои владения, тот всякий раз находит маленькую монету.
     - Кто сам ставить себя ниже, тот поднимается, кто сам ставить себя высоко, тот будет
унижен.
     - Кто гонится за славой, того она избегает, кто избегает славы, зат ем она гонится.
     - Кто одолевает свой гнев, тому прощаются его грехи.
     - Кто не преследует тех, которые его преследуют; кто смиренно принимает обиду; кто 
делает добро из любви; кто утешает себя в горе - все эти друзья Бога и о них говорит 
Писание: «Они будут блистать подобно солнцу в его блеске».
     - Если ты два раза совершишь одно и тоже преступление, то оно тебе покажется 
дозволенным.
     - Когда конец приходить человеку, тогда всякий считает себя призванным быть его господином.
     - Когда любовь наша была горяча, мы находили себе место на острие сабли; теперь, когда 
она остыла, для нас мало и ложа, шириною в двадцать сажень.
     - Галилеянин сказал: «Когда пастух сердится на свое стадо, то он слепого барана ставит
вожатым».
     - День короток, а работы много, но работники ленивы, хоть хозяин и торопит. Не на тебе кончит работу: но ты и не должен отказываться от нее. Если ты много сделал, то тебе награда 
будет большая, ибо хозяин, на которого работаешь, добросовестный в платеже. Но знай, что истинная награда не в мире сем...
 

     Торжественно, как напоминание и как утешение, звучит в ушах наших: «Не на тебе - 
кончит работу». -
 

     Когда учителя закона входили в академию или выходили оттуда, то они произносили 
краткую горячую молитву, в которой благодарили за то, что «им удалось довести свое дело 
до сего», прося, «чтобы никакое зло не происходило от рук их, чтобы они не впадали в заблуждение, чтобы они не объявляли чистым то, что было не чисто; и чтобы слова и дела 
их были благосклонно приняты Богом и людьми...» 

<...........................................>

_____________________________________________________________________________________________