.
"НАШИ КОРНИ" КНИГА I / ЧАСТЬ I
_________________________
Глава 1. ПРОСТЕЙШИЕ КОРНИ – КОРНЕОБРАЗОВАНИЕ
________________________
I. ОДНОСОСТАВНЫЕ КОРНИ («ОДНОСОГЛАСНЫЕ»)
________________________ 
4.  «АФФИКСИРОВАННЫЕ» ОДНОСОСТАВНЫЕ КОРНИ

         Сюда   относятся  корни из одной согласной и добавочной  гласной  или  .  Если эти огласовки помещены после корневой согласной, мы называем их «суффиксированными» – ,  если перед ней – «префиксированными» – 

А) СУФФИКСИРОВАННЫЕ  ОДНОСОСТАВНЫЕ  КОРНИ.

         а) Модель  х: (согласный + суффикс )

         Эти   «10 речений»  –  продолжение  ряда  слов-указателей.

         б) Модель  х: (согласный +  суффикс  )

         Одиночный согласный с добавлением   последующего  – звучащего [и], [ай] – весьма
распространённая модель построения односоставных корней.
         Практически все согласные образуют «суффиксированные корни» по этому образцу:
cогласный + «суффиксоид»  [и, ай]:  – дар.

– этот корень присутствует во множестве слов, все они «расподоблены» огласовками,  позволяющими различать их написание.
         Внутри этого полисемантического гнезда выявляются интересные связи, но это отдельная  тема, рассматриваемая в другой части работы.

«Где Авель, брат твой?» («Берешит» 4:9).

«Умолкните, обитатели  острова!» («Иешаягу» 23:2).

Что общего между:  –  тоска, сильное желание;
                                                     шакал, (тоскующий о чём-то);
                                                     коршун-хищник (в поисках жертвы);
                                                     вопрос «где?» –  (поиск,  нужда  в чём-то);
                                                     «нет» – (отсутствие, жажда чего-либо);
                                                     остров – (место, окружённое водой)? – 
............................................... – (с огласовкой-суффиксом  ) передаёт нечто желанное, 
                                                     удалённое, возвышенное: остров, побережье, высота,
                                                     удобное место.

         Вероятно,  [a] – древнее восклицание высокого тона – означало удовольствие, 
восхищение, страх – сильное чувство. 

Суффиксированные  корни  типа  x:  согласный +  .

«Прошу Вас!» («Берешит» 43:20). 

«Принести овцу» (своей рукой, довольно) («Ваикра» 5:7). 

«И из семени Йегуды» («Иешаягу» 48:1). 

«Кто у тебя ещё здесь?» («Берешит»19:12). 

          Сопоставимо с  – вода, а поток с  – из, изнутри. 

                              1. СИСТЕМНОСТЬ ГРУПП. АНАЛИЗ  ГРУПП  КОРНЕЙ. 

         Если все 22 важнейших понятия-первослова разделить на группы, то обнаруживаются 
некие пространственные расположения, свидетельствующие о системном мышлении  народа-творца. Эти корни находятся в «парных отношениях».

          2. РАССМОТРЕНИЕ МОДЕЛЕЙ НА  и . СОПОСТАВЛЕНИЕ «ПАРНЫХ» ГРУПП.

         Вначале сопоставим корни, произведённые с суффиксом  с абсолютно односоставными 
корнями.

         Односоставные суффиксированные: 

         Далее сопоставим корни на  с корнями на  :

Б)  «ПРЕФИКСИРОВАННЫЕ»  ОДНОСОСТАВНЫЕ  КОРНИ.
ГРУППА  ПРОИЗВОДНЫХ  КОРНЕЙ  X 

         Весь набор этих корней носит характер производных глаголов плакать, огорчаться, благодарить, рыдать, выбрасывать, бросать...
         И  здесь мы видим иерархическую системность, противопоставление: 

                                    Сопоставление                                                         Пары

         У  каждого согласного есть и его «антоним» – «усиленный»  звук.
         Очевидна связь их с абсолютными  корнями: 

СОПОСТАВЛЕНИЕ  ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ  ГРУПП  КОРНЕЙ

                                        Префикс                                                      Суффикс 

         В  Торе  мы  видим  немало  сочетаний  параллельных  корней  во  фразе: 

рядом  .............  – «Хватит ему» («Ваикра» 5:7, 12:8, 25:28);

рядом  ............ – 
                                                   «А собрание вод назвал морями» («Берешит»1:10); 

рядом ...........«Прекрасная телица!» («Иермиягу» 46:20).

         Какая симметрия! Проведена горизонтальная ось. Справа – начало причина; 
слева – конец, следствие.

<................>

_____________________________________________________________________________________________
п