.
Александр Бараш

Наби-Самуэль

Я гляжу на тебя как вода на кувшин 
я лечу над тобой как одно из семян 
Ты лежишь как гранат в муравьях и пыли
как помёт одичавших маслин

Мне с тобой как с собой объясняться нет сил 
наша связь – это цепь и рудник 
Наступи на меня словно тень от горы 
пересохшею кровью земли

Под ключицей скалы дотлевает родник 
и слезами в саду набухает инжир 
и стоит словно арка
                                     как знак в пустоте 
медный изнемогающий мир
 

*   *   * 

Когда все народы соберутся под Синематекой* 
и как пробками – хлопнут надгробьями мертвецы 
и ангелы с восковыми лицами
                                                     рассекая воздух золотыми коваными ботинками 
навесят между Западным и Восточным Иерусалимом 
                                                                                            предначертанные мосты – 
я буду ходить по улицам этого луна-парка 
встречая сослуживцев  забытых приятелей
                                                                          кружа возвращаясь назад 
и в тяжёлом ужасе разыскивать сына чтобы взять его за руку 
сесть на траве  обнять друг друга и закрыть глаза
 

Остров Спиналонга

Хорошее место чтобы глядеть на море – 
бетонное кладбище колонии прокажённых на острове 
где была венецианская крепость а затем османский городок 
оставленный турками во время рокировки с греками 
в начале 20-го века
                                   Голая серая площадка с ячейками как для яиц 
или для кубиков льда  Моя просьба очевидна: чтобы тело 
после прощания с духом (устаревшая любовница – 
с молодым человеком смотрящим в будущее) – 
рассосалось именно здесь 
под шуршание ящериц – 
                                           чуть южнее углового бастиона
с ласточкиным гнездом для часового и засохшим калом юных американцев – 
хорошо поужинавших накануне в рыбном ресторане над озером в Агиос Николаос 
Кроме них (загорелые кривые ноги в грязных кроссовках 
цветной рюкзачок  кепка козырьком назад  сопение 
и чудовищно быстрое мельчание в перспективе) – 
здесь появляется мало кто из туристов: 
экскурсия рассчитана ровно на час 
и обратно – на катер до Элунды
                                                         Это маленький порт за пазухой залива: 
старая добрая геометрия: белые квадраты между голубым и зелёным 
И какое облегчение: спокойная греческая церковь осеняет бухту 
а не скорпионов хвост минарета – на секунду я даже 
ощущаю готовность перекреститься – 
как рыбак возвращающийся домой 
на своей моторке по колено в рыбе 
В конце концов всё своё атеистическое детство в Москве 
я просыпался – как они здесь в греческой провинции – 
под звон колоколов ближайшей церкви 
Впрочем я не знаю точно как надо креститься – 
параболы руки и формулы пальцев 
Но и в иудаизме мне более чем достаточно 
ШМА ИСРАЭЛЬ и самого себя 
(промежуточный финиш)
___________________________

Можно вернуться в Россию – и уберечь себя 
от того от чего уехал – для этого существует Греция
На очередном пустынном мысе над акваторией почти анонимного городка 
всего пару раз упоминавшегося у античных историков – 
сесть на влажном солёном ветру на корточки 
перед разбитой византийской мозаикой 
и пачкая руки светящейся пылью 
до ломоты в коленях 
перебирать камешки 
и черепки –
вернувшись в детство –
на развалины Коломенского и Нового Иерусалима
Почти первертная по страстности любовь моей юности – 
автор Кувшина и Батюшкова – салют тебе 
от блудного племянника
                                          Не лепо ли ны бяшет 
погрузить эллинистическую душу 
русского слова в тот мир 
из которого она 
появилась? 
_____________________

После ухода турок на острове угнездилась
последняя в Европе колония прокажённых – 
                                                                             Пятьдесят лет назад
всё это выглядело почти так же: окаменевшая средиземноморская улочка 
двухэтажные дома с провалившимися перекрытиями 
Деревянные ставни свисающие из оконных проёмов 
как тяжёлые окостеневшие крылья 
морских птиц

Рыночная площадь
величиной в салон в средне-буржуазной
израильской квартире  Переулки по склону горы 
состоящие из поплывших ступеней  и поворотов упирающихся 
в головокружение  на месте прихожей
                                                                   Нет пожалуй 
я

никогда не признаю смиренного молчания 
перед лицом смерти (она же будущее) 
Слушайте почему вы 
ничего не делали 
когда вас 
убивало время?
Я – тот самый который через несколько поколений – 
хочу знать о вас всё: о чём вы говорили друг с другом 
вот на этом пороге в час между работой и сном как вы смотрели 
как двигались ваши губы и руки что и как вы ели как любили – 
средневековые города откровенностью физиологии
наверно ничем не отличались 
от советских коммунальных 
квартир – – – 
________________

У меня нет
снобизма живущего – 
по отношению к мёртвым 
Слишком ясно что мы – одно и то же 
причём в любую минуту
                                            Мой интерес к вам – 
это любопытство одного из вас 
прилетевшего посмотреть на то 
что сталось с телом 
Задавайте вопросы
 

Long distance **

Самолёт прибывает в Шереметьево 
как душа возвращается в тело Если это 
случается по истечении ряда лет – то похоже на 
воскрешение мёртвых
                                       А если душа успела обрасти 
новым телом в другой жизни? А если 
это случилось с тобой? – 
___________________

Шереметьево-2! В тебя въехал Саша-Бараш-2! 
Вот он идёт по твоим полутёмным стеклянным переходам 
                                                                                                      Ни один
из известных мне аэропортов – не встречает таким степным безразличием 
Удивительно – даже такое по функции международное место 
Россия умудряется наполнить тайной своей души А ты – 
переносчик тайны – до тех пор пока 
носитель языка Самому страшно 
____________________________

                                                                  Вот уже за загородкой 
лица родных Стоит жить в одной стране – хотя бы для того 
чтобы не утыкаться при каждой новой встрече 
в увеличительную линзу общего старения
Этот опыт само-
ликвидации невозможно вынести не теряя 
трезвость мысли и чувствительность 
без которых – утрачивается 
последний привкус 
реальности

Из цикла «Европейские фантазии»

2.

Помнишь аспиранта из культурной провинции – с его идиотской смущённой улыбкой? 
Как ни встретишь этого типа – на травке в кампусе на площади ратуши в книжной лавке –
смотрит так что становится неловко – ну хорошо ну привет ну уйди уже ради бога! 
Это был я – я любил тебя с углублённостью избалованного ребёнка

Нас научил весь опыт ушедшего как поезд века 
что любовь – это функция чего-то большего вроде колёса у велосипеда 
что эту деталь легко заменить и тут уж ничто не поможет 
Есть такие явленья природы: рябь на воде сыпь на листьях и мурашки по коже

О'кей Не знаю будет ли тебе приятно услышать что в твоём лице я любил Европу – 
звучит смешно как любая правда И ужасно жалко ещё этот запах кофе 
в угловом кафе в Старом городе где сидя за столиком у прозрачной стены 
видно как в переулке – блестит под дождём чешуя кафедральной спины
 

Сыну

Мне бы хотелось 
чтобы ты когда-нибудь – 
прочитал мои стихи – 
так как молодой хищный следователь распутывает 
первое в своей карьере дело об убийстве А пока 
мы существуем друг для друга только 
на уровне первой любви – – –
 

В долине реки Сорек

Мы узнаем из этого текста как боялся смерти тот кто давно умер 
как он разлучившись с близкими выл по ночам в голос 
как на каждом грубом горшке этот гончар выбивал своё имя 
и вся глина его поколенья давно раскололась 
Но если пройти по склону холма где теперь только лисий колос – 
услышишь дребезжащую песню которую он пел за работой  Амен –
она растет в том же месте как у покойника волос 
В наших реках – вода лишь зимой а в остальное время 
чистый горячий свет заливает пустое ложе 
Вот заброшенный сад в щели между горами 
и ступени к пустому дому – здесь ты можешь 
сложить с горба свою память – корзину с камнями 
Ты станешь долиной в окне ящерицей в нише 
аркой гробницы в каперсах и астрагале 
И будешь летать над собой как крыло стрекозы 
плыть одичавшей террасой – вниз по горному склону 
Воздух висит прозрачный как отсутствие сил 
В нём стоит луч – по центру круглого свода 
Под базальтовым прессом ходящим на этой оси 
мы обращаемся в ясное как сосуд без стен 
еле заметное колебание света 
Во дворе под навесом из листьев – голоса и шум 
женщины молют ячмень для лепёшек и варят ужин 
На глиняной крыше белого дома по вечерам – 
собирается мерцающий круг где каждый каждому нужен 
В твоей мастерской полумрак В поле ладоней – кувшин 
Это гончарное колесо – твоя лучшая жизнь 
ход его коловращенья только тебе и слышен 
След моих пальцев останется на палевом черепке – вокруг 
места крепления ручки к ребристой стенке сосуда 
Он будет на срезе холма у дороги – как солнечный блик 
как под вечерним ветром – лист масличного сада 
Кровь гуляет толчками пытаясь вернуться в родник 
Тот кто может исчезнуть – ещё не возник 
Облака качаются на ветру гроздьями винограда
____________________________________
* Иерусалимская Синематека (Дом Кино) расположена на склоне долины Иешафата – Страшного Суда. 
** long dictance – термин для дальних телефонных разговоров.
 

п
_____________________________________________________________________________________________