.
Анатолий Добрович
 

*  *  *

Ерушалаима кладбищенская строгость 
и костный прах в составе плит. 
Вот Божий град: ни потрясать, ни трогать 
не думает, и трусить не велит.

Нигде не ощущаешь резче 
отцовскую неласковость Творца, 
первичность мысли, первозданность речи, 
обыденность конца.

Но я люблю прохладу горных рощ, 
светящийся бугристый камень. 
И древних букв естественная мощь 
мне родственней церковных вертикалей.

Я чувствую, что высота бездонна. 
И как на фреске голый Вакх, 
мне чуть смешны Младенец и Мадонна 
с коронами на головах.
 

Народные танцы на улицах Тель-Авива

Движущиеся вместе, но каждый сам по себе. 
В общем хлопке и жесте – дань единой судьбе. 
Толстяки и тростинки, прелестницы, горбуны 
Ритмом либо инстинктом в целое сведены.

Танец простой породы, музыка третий сорт. 
Дружные повороты юбок, рейтуз и шорт. 
Что-то в этом от хлёстких – с пеной наискосок – 
Волн средиземноморских: рядом, через песок.

В окриках диск-жокейши – скрытый сержантский лай. 
Славный и богатейший кем-то придуман край. 
Танец идёт под песни. Окрик необходим. 
Танец делают вместе. Но танцуешь один.

Ни одного сефарда – разве что йеменит. 
Грудью, врозь и попарно... Что ж мне кровь леденит? – 
Горя неизреченность? Преодоленный страх? 
Гордая обречённость? Призрак «узи» в руках?

Кто-то придумал танец. Город. Народ. Удел. 
Кисти плывут, взметаясь, над перебросом тел. 
Обувь стучит о плиты, волны чертят зигзаг. 
И словно глаза закрыты – при открытых глазах.
 

* * *
Я русский, еврей, украинец, поляк, 
я стык четырех психологий. 
На мне в галицийских пшеничных полях 
скрестились четыре дороги. 
Стояло местечко на стыке дорог 
училищем братства и розни. Я
верил, что братство – господень урок, 
а рознь – это дьявола козни.

Я пел с литургией в церковном чаду: 
я славил Христа воскресенье. 
Во

мгле синагоги, открытый суду, 
я плакал под кантора пенье. 
Я видел деревья и пыльный майдан 
сквозь окна цветные костёла. 
И я никому ничего не отдам – 
ни слова, ни вздоха, ни стона!

То сердце моё, и любовь, и тоска, 
и жизни блаженная сказка. 
Я верил, что нежность моя – на века, 
а злоба – минутная маска. 
Я верил, что нас Провиденье свело – 
сойтись не достало лишь силы. 
Я помню, как братство травой проросло 
из братской забытой могилы.

Я куст винограда, возросший вот здесь, 
на этом единственном склоне. 
И в гроздьях лиловых особая смесь – 
редчайший букет благовоний. 
Спасибо, Всевышний, что к правде ведёшь 
по страхам, обидам, потерям.
– Четырежды предал, – я слышу галдёж. 
Отвечу: – Четырежды верен!
 

В Галилее 

                        Якову Шехтеру

Галилейские библейские горы. 
Аисты над гробом Деборы. 
Тихо. Обрывисто. Шелестят 
листья ли, перья ли аистят.

Мелочь на карте. Но здесь пространство 
вдруг выстреливает из ранца – 
и ты качаешься отрешённо 
над неизвестным видом Хермона.

Собран петлями серпантин 
для открывания новых картин. 
И так же – петлями – собраны даты. 
Спросишь: «Где ты? – звучит: «Когда ты?»

Тёплой коркой чёрного хлебца – 
хрусткий говор здешнего плебса. 
Я, господа, чужак, но и вы – 
первые всходы травы.

Недостижим, хоть на карте помечен, 
колодец веры и древней речи. 
И от бессилия хочется крепко 
бить кулаками о землю предка.

Боль не поможет. Бог не простит. 
Камешек дрогнет, аист взлетит.
 

п
______________________________________________________________