АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

.

 

    Родилась я в 1923 году в Харькове. Мой отец, Абрам Венгер, был расстрелян в 1937 году. Обо всем, что происходило со мной в те годы до окончания войны, я отобразила в воспоминаниях «Куда же мы мчались?», которые представлены, поэтому здесь расскажу только о том, что было дальше. 
    В I944 г. я вернулась в Москву на учебу из Алтайского края, куда меня отправили после работы в госпитале во время осады Москвы, но не в ИФЛИ, а в МГУ (с которым слили ИФЛИ). И получила место в его общежитии, известном как Стромынка 32. В этом знаменитом студенческом городке происходило многое, но я выделю только два главных для меня события. Первое это то, что там я встретила человека, с которым прошла всю оставшуюся жизнь. Недавно исполнилось 50 лет с того дня, как  мы стали мужем и женой. Юра, или Георгий Катаев, сын известного в свое время писателя и замечательного человека Ивана Катаева, расстрелянного в том же трагическом 1937 г., и совершенно необыкновенной женщины и прекрасной  поэтессы Марии Терентьевой, отсидевшей 8 лет в мордовских лагерях. 
    Второе очень важное событие, произошедшее на Стромынке, – то, что там я определила весь свои дальнейший путь, свою будущую специальность, кстати, не ту, с которой я начинала.  Дело в том, что мой младший брат Леня, отвоевав танкистом войну, после ранений, тоже пришел в МГУ и в то же самое общежитие. Он поступил на только что возникшее психологическое отделение философского факультета. Там он попал к интереснейшему ученому и человеку Александру Владимировичу Запорожцу, одному из учеников известного ныне всему миру психолога Льва Семеновича Выготского. Леня не только на всю жизнь остался у Запорожца, но и меня увлек психологией, идеями Выготского, и я тоже пришла к Запорожцу. 
    Когда наступило время распределения на работу, Леню, несмотря на большие успехи в учебе, как «сына врага народа» отправили преподавать в учительский институт в далекий Ленинабад (Ходжент); Юру, окончившего физический факультет, по той же причине отправили преподавать физику девчонкам библиотечного техникума в захолустье Калининской (Тверской) области. Но тут стоит сказать, что мы, все трое, в общежитии прошли еще одни «университеты»: в студии художественного слова под руководством замечтельного чтеца Николая Федоровича Першина и в театральных коллективах, в частности, у очень хорошего режиссера Семена Ханаановича Гушанского, который работал у нас в паре с поэтом Михаилом Светловым. Ведь мы ставили пьесу Светлова «20 лет спустя». Это позволило нам в тех самых захолустьях, кроме преподавания по своей прямой специальности, тоже ставить пьесы и учить студентов читать стихи... 
   Мне повезло больше всех: договорившись с Юрой, что мы пока живем порознь, я пошла воспитателем в экспериментальный детский сад, работавший под началом А. В. Запорожца. В этом детском саду в Борисоглебском переулке Александр Владимирович решил провести уникальный эксперимент: в трех группах сада в качестве воспитателей работали в каждой группе один педагог и один аспирант-психолог. Я была одним из таких психологов. Это дало мне и на будущее умение работать с малышами и привычку объединять воспитание ребенка с исследованием его развития. Моя тема «Развитие причинного мышления ребенка дошкольного возраста» перекликалась с работами швейцарского ученого Жана Пиаже (классика психологии), но при этом основывалась она на идеях Выготского. В 1958 г. я защитила кандидатскую диссертацию по этой теме. 
Защита прошла в тот день, когда нашей дочке Лене исполнилось пять лет. Своего жилья у нас не было, я ночевала в детском саду в крохотной комнатенке для экспериментов под громким названием «Психология», в этом же круглосуточном саду по будням находилась Лена, а на выходные дни ее брал к себе общежитие на Ленинских горах Юра, который уже вернулся из своей «ссылки» и стал аспирантом. В 60-м году у нас родилась Маша – младшая дочка. Тут прошла реабилитация наших родителей, и в начале 60-х я и Юра получил в Москве двухкомнатную квартиру (при отъезде в Израиль эту квартиру удалось приватизировать, а потом и продать, что послужило материальной базой для покупки в Яффо той квартиры, где мы и сейчас живем).
 
   Шестидесятые годы это было время надежд. Школа Выготского понемногу занимала приличествующие ей позиции. А. В. Запорожец создал Институт дошкольного воспитания, который много лет оставался в стране лидером дошкольной психологии и педагогики. 
    Став директором института, профессор Запорожец предложил мне место научного сотрудника. Но когда в Москву из Средней Азии вернулся, наконец, мой брат Леня, Запорожец, исходя из научных соображений, пожелал взять и его к себе и, чтобы избежать «семейственности»,  договорился (1962 г.) о моем переходе в Институт дефектологии той же Академии педагогических наук, в дошкольный сектор, который как раз находился в стадии создания. 
   Организатором сектора была энергичная, преданная делу женщина, Б.Д.Корсунская. Она подобрала сильный и перспективный коллектив, куда вошли, в числе других сотрудников, Г. Л. Выгодская, дочь Выготского*, я и Э.И.Леонгард, способный и знающий сурдопедагог. Позже мы составили группу, создавшую новое течение в дошкольной сурдопсихологии и сурдопедагогике, которая была известна под сокращением «Вывенгарды» (впоследствии, когда организационный период сменился исследовательским, Корсунскую сменила профессор Н. Т. Морозова). Этой группой опубликовано 58 научных работ – объем работы сектора был колоссальный: он охватывал дошкольное воспитание глухих, слабослышащих и умственно отсталых дошкольников. Мы вели всесоюзный диагностический прием, руководили базовыми экспериментальными дошкольными учреждениями как в Москве, так и за ее пределами, организовали «Университет для родителей» при журнале «Жизнь глухих» (позже «В едином строю»), разработали серию последовательно усложняющихся «Заданий для родителей» и создали новую программу и методику обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Мною были разработаны разделы – сенсорное воспитание и развитие мышления и деятельности. 
     Параллельно, Наталией Григорьевной Морозовой, одной из ближайших учениц и последователей Выготского, и мною в системе Минпроса был создан специальный детский сад для умственно отсталых детей (до того эти дети были в системе Минздрава, т. е. их пытались лечить, минуя коррекционную педагогику). В этом нашем саду в течение около 10 лет были разработаны принципы коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми, программы и методики их обучения. После этого сеть дошкольных учреждений для таких детей была создана по всей стране. 
      В 1977 г. я защитила докторскую диссертацию на степень доктора психологических наук (Doctor of Science) на тему «Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста (глухих, слабослышащих и умственно отсталых)».  Исследования по всем указанным направлениям, сотрудниками сектора, моими аспирантами и мною продолжались весь период работы в Институте дефектологии. За эти годы под моим руководством подготовлено более десяти кандидатских диссертаций. 
    Параллельно (с 1983 по 1988 год) я преподавала в Ленинском пединституте на факультете дефектологии.
   В целом за это время мною опубликовано более 160 научных и научно-популярных работ в журналах «Вопросы психологии», «Дефектология», «Семья и школа», «В едином строю», «Зондершуле» (ГДР) и др., в виде статей и в виде отдельных изданий (сборники, программы и методики), а также 6 книг: 

 А. А. Венгер, «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности». Москва, «Просвещение», 1972, 168с. 

  А. А. Венгер,  Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард, «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». М., «Просвещение», 1972, 143с. 

И. И. Будницкая, А. А. Катаева, «Ребенок идет в школу». М., «Педагогика», Библиотека для родителей. 1985, 160с. 

   Г. Л. Выгодская, А. А. Катаева, Е. В. Козицкая, Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, «Речевое развитие детей с дефектами слуха». М., НИИ дошк. восп.,1985, 117с. 

   А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, «Дидактические игры и упражнения». М., «Просвещение», 1991,192с. 

   А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, «Дошкольная олигофренопедагогика» – учебник для педвузов, 2-е издание, куда добавлена гл.5 «Формирование способов усвоения общественного опыта...» М., «Владос», 1998, 208с. 
 

                                         *                        * 
                                                      * 

  В 1990 году я с мужем и дочерью Машей приехали в Израиль, в Тель-Авив, где уже год жила наша старшая дочь Лена. 
  С 1993 г. я активно сотрудничала с журналом «Зеркало», ответственным руководителем которого является Ира Врубель-Голубкина. Там опубликованы несколько моих работ. 
В их числе «Куда же мы мчались?» – в одиннадцати номерах за 1994–95 г.г.
 



* Г. Л. Выгодская, дочь Выготского
отмеченное различие в фамилиях отца и дочери не ошибка!

_____________________________________________________________________________________

 

п