.
Краткие биографические сведения
о Влад. Соловьеве
[Источник информации: Россия и вселенская
церковь. – Мн.: Харвест,
1999. – 1600 с. – (Классическая
философская мысль) / стр. 1584]
1853, 16 января
– рождение.
1866–1869 – период
увлечения примитивно-материалистической идеологией шестидесятников.
1869 – знакомство
с трудами Б. Спинозы. Начало отхода от радикалистских воззрений отрочества
и ранней юности: переход к негативному спиритуализму в духе Шопенгауэра.
1869 – окончание
гимназического курса; поступление на физико-математический факультет Московского
университета; с третьего курса – переход на факультет историко-филологический.
1873 – сдача
кандидатского экзамена.
1873, лето –
пребывание в имении Н. И. Кареева Аносово (Гжатский уезд Смоленской губ.)
Работа над магистерской диссертацией “Кризис
западной философии”.
1873, 23 июля
– впервые заявляет себя приверженцем “вечной
Христовой истины” (в письме
к Е. К. Романовой).
1873–1874 – пребывание
вольнослушателем в стенах Московской духовной академии (Сергиев Посад).
Занятия в академической библиотеке: фундаментальное изучение античной философии
(в частности, неоплатоников) и право славного
богословия.
1873, ноябрь
– первая печатная работа “Мифологический процесс
в древнем язычестве”.
1873–1877 – работа
над “Критикой отвлеченных начал”.
1874, 24 ноября
– защита магистерской диссертации “Кризис
западной (философии, против позитивистов”
в СПб университете.
1874, 19 декабря
– избран доцентом Московского университета.
1875 – начало
поэтического творчества Соловьева.
1875–1876 – заграничное
путешествие. Занятия в Лондоне (изучение трудов по мистике, каббале и теософии
в читальном зале Британского музея); пребывание в Египте, в Италии
и во Франции.
1875, 11 ноября –
1876,12 марта (григ. стиль) – пребывание в Каире.
1877 – оставление
кафедры в Моск. университете. Переезд в СПб и поступление на службу в Ученый
комитет при Министерстве народного просвещения.
1877, 29 января
– начало цикла “Чтений по философии религии”,
материал которых лег в основу “Чтений о Богочеловечестве”,
публиковавшихся в “Православном Обозрении”
в 1879–1881 годах
1877, март-ноябрь
– публикация “Философских начал цельного знания”.
1878 (начало)
– знакомство с К. Н .Леонтьевым.
1879, май – сближение
с Ф. М. Достоевским.
1878, 23–29 июня
– поездка с Достоевским в Оптину Пустынь. Беседы о замышляемом Достоевским
романе “Братья Карамазовы”.
Посещение старца Амвросия.
1879 – смерть
историка С. С. Соловьева, отца философа. Вторжение в миросозерцание Вл.
Соловьева проблематики смерти и зла.
1880 – получение
ученой степени доктора философии.
1880, 20 ноября
– публичная лекция “Исторические дела философии”
в СПб университете.
1881, 28 марта
– во время публичной лекции Соловьев обращается с призывом к
Александру I I I не допустить казни народовольцев-первомартовцев.
Вскоре после лекции –
прекращение официальной ученой карьеры.
1881, 1 февраля
– выступление на погребении Ф. М. Достоевского на Тихвинском кладбище в
СПб. Выступление это легло в основу первой из “Трех
речей о Достоевском”.
1881–1883 – серия
статей, посвященных “духовным делам”
в России начиная Никоновой реформой и кончая новейшими направлениями спиритизма).
Кристаллизация основополагающих идей соловьевской экклесиологии. Начало
публицистической карьеры Соловьева.
1882–1884 – работа
над “Духовными основами жизни”.
1883 – “Великий
спор”. С этого времени, по словам С. М. Соловьева-младшего,
“…окончательно
складывается миросозерцание В(ладимира) С(ергеевича), и талант его достигает
высшей степени развития... миросозерцание его делается чисто церковным,
его философия становится ancilla theologiae, искание разума подчиняется
церковному авторитету. В это же время из славянофила он делается западником,
и, таким образом, вполне выходит на свой собственный путь, освобождаясь
от влияния славянофилов и германской философии”
(из предисловия к книге: В. С. Соловьев. Стихотворения. Изд. 7. М.. – “Рус.
книжник”, 1921, стр. 13).
1883, июнь –
изучение публицистического наследия Данте, повлиявшее на дальнейшую эволюцию
социально-утопических воззрений Соловьева.
1884, февраль-апрель
– печатная полемика А. А. Киреева и И. С. .Аксакова против Соловьева. Начало
разрыва со славянофильским лагерем.
1884, август-сентябрь
– публикация “Еврейства и христианского вопроса”.
1886, август-декабрь
– поездка в Хорватию к еп. Штроссмайеру. Подготовка к печати первого тома
“Истории
и будущности теократии”.
1887, конец марта
– две лекции на тему “Славянофильство и русская
идея”, прочитанные в пользу нуждающихся студентов;
идеи этих лекций легли в основу труда Соловьева “Владимир
Святой и христианское государство”. Окончательный
разрыв с консервативно-славянофильскими кругами и радикальное сближение
с кругами либерально-прогрессистскими.
1887, июль-сентябрь
– Соловьев проводит лето в имении А А Фета Воробьевке, помогая ему в переводах
римских поэтов.
1890, май – участие
в движении общественного протеста против антисемитизма.
1891, 4 сентября
– “Неопалимая купина”.
1891, сентябрь
– начало работы в “Энциклопедическом словаре”
Брокгауза и Эфрона.
I891 – участие
в общественном движении помощи голодающим.
1892 – “Милый
Друг, иль ты не видишь”...
1893 – “Если
желанья бегут словно тени...”
1894 – “Имману-Эль”.
1895, зима –
“Панмонголизм”.
1895, февраль
– “Сон наяву”.
1896, 19 февраля
– тайное принятие Св. Причастия по греко-католическому обряду.
1896 – интенсивная
разработка проблем, связанных с философско-теологическим истолкованием
материи. Серия статей в “Энциклопедическом
словаре” Брокгауза и Эфрона (“Материя...”,
“Мировая
душа”,
“Мировой
процесс” и др.), стихотворение “На
поезде утром”.
I897 – “На
смерть А. Н. Майкова”.
1898, 26–29 сентября
– “Три свидания”.
1898, 14 декабря
– “Н. Г. Чернышевский”.
1899, 3 апреля
– “Две сестры”.
1900 – публикация
“Трех
разговоров”.
1900 – Соловьев
замышляет комментированный перевод Св. Писания и философский труд “Оправдание
истины”.
1900, июнь, первая
половина – встреча с Вяч. Ивановым. Соловьев благословляет первый сборник
стихов Иванова “Кормчие звезды”.
1900, 31 июля
– смерть в селе Узком, подмосковном имении кн. С. Н. Трубецкого.
_____________________________________________________________________________________________
|